Высказался в рамках следующего круглого стола:

Роль автоновинок на российском рынке в 2013 году

Потребители демонстрируют большое внимание ко всем автоновинкам, но далеко не всегда готовы голосовать за них рублем. Особенно актуальна проблема выведения новинок на российский рынок в 2013 году, - ведь спрос больше не превышает предложение.

Светлана Лисицына
19 февраля 2013

Светлана Лисицына

Руководитель департамента по связям с общественностью Субару Мотор

«Мы восстанавливаем и расширяем сообщество Subaru»

C августа прошлого года на российском автомобильном рынке началось снижение продаж. Сейчас уже с большой долей вероятности можно говорить, что рынок вошел в период стагнации. Однако явных экономических предпосылок к снижению спроса нет, а значит, речь идет о достижении точки насыщения. В таких условиях автопроизводители? по идее, вынуждены будут пересматривать маркетинговые стратегии. Если на растущем рынке практически любая новинка была обречена на успех, то теперь выведение на рынок новых и обновленных моделей становится более рискованным.

О роли новинок на российском рынке и предпочтениях покупателей мы беседуем с руководителем департамента по связям с общественностью Субару Мотор Светланой Лисицыной.

- Я тоже считаю, что мы имеем дело с перенасыщением рынка, но потенциал у России, на мой взгляд, все еще большой. К сожалению, в крупных городах, и особенно в Москве, у нас проблема с логистикой и дорожной составляющей, поэтому люди вынуждены использовать общественный транспорт. Если взять Европу или ту же Японию, там тоже есть пробки, но у них многоуровневые дороги и, самое главное, грамотно построенные въезды-выезды, развязки и т.д. У нас же все это становится основной причиной транспортного коллапса. Плюс проблемы с въездом грузового транспорта в город в будни. Грузовые машины – это в основном автомобили компаний. Понятно, что какие бы штрафы ни были, для грузоперевозчика заплатить штраф проще, чем потерять доход от перевозки.
И поэтому, действительно, автомобильный рынок сегодня теряет темпы роста просто потому, что количество автомобилей на 1000 жителей вплотную подошло к естественному пределу.
Но если говорить о России и нашем менталитете, получается, что новинка становится способом выделиться, показать свою индивидуальность. У нас люди очень активно реагируют на автомобильные новинки. Наша практика показывает, что клиенты часто звонят в дилерский центр и готовы заключить договор о покупке, когда автомобиль еще даже не появился на рынке.
 

- Какую роль Subaru отводит выведению на рынок новинок в 2013 году с учетом новых реалий?

- Если смотреть на рынок в целом, то смена поколений автомобилей у Subaru происходит раз в четыре года. Например, в 2008 году мы представили текущую модель Forester, и в 2013 году появилось его новое поколение. Но в прошлом году в рамках ребрендинга компании в мировом масштабе были представлены сразу три модели. Это, в частности, обновленная ХV. Причем в этом автомобиле реализована новая концепция марки. Обычно инженеры Subaru уделяют особое внимание технической начинке, управляемости, а комфорт и интерьер оставляют на втором плане. Но на сей раз, наш производитель подстраивается под рынок и делает акцент на комфорте и улучшении интерьера. Кроме того,  в прошлом году на российском рынке  появился совместный проект с Toyota –  Subaru BRZ. Это удачная модель на мировом рынке. Надеюсь, что и в России ее высоко оценят. Плюс мы представили в России Forester tS.
Для Subaru три новых модели за один год – это достаточно много. Мы вели переговоры с подразделением STI и говорили, что в России много фанатов марки Subaru. В результате получился Forester tS – проект STI специально для России. Если сравнивать tS с глобальной модификацией S-edition, это совершенно другой по управляемости  автомобиль. Это то же самое, если сравнивать WRX и STI.Кроме этих новинок, в прошлом году мы представили обновленные Legacy и Outback, там был фейслифтинг и доработка подвески.
На 2013 год для российского рынка у нас запланирован Forester нового поколения. Но если говорить еще и о мировых премьерах, то на Женевском автосалоне будет представлен новый дизельный Outback с CVT. Совмещение дизельного двигателя с вариатором – это тоже новинка для Subaru. В России у нас нет дизельных моделей, но, надеемся, они появятся. Во всяком случае, в Европе новый Outback  будет продаваться уже совсем скоро.
Так что, если сравнивать с прошлыми годами, Subaru очень активизировалась в выведении новинок на рынок. Для нас сейчас это очень важно.

- А с чем связана такая активизация? И подходящий ли сейчас для этого момент?

- Некоторое время назад Subaru объявила план Motion V - достичь в производстве отметки в 900 тысяч автомобилей. Правда, потом эта цифра была пересмотрена из-за землетрясения в Японии и многих других факторов. Но все равно планы у компании грандиозные!
Основной упор идет, конечно, на американский рынок. Там даже во время кризиса 2008 года у Subaru был взлет продаж. Особенно это было заметно на фоне падения продаж на российском рынке более чем на 50% (в 2007 году мы продали 22 тысячи автомобилей, а в 2008-м – всего 9 тысяч).
Но именно после этого падения, в 2008 году, отношение к российскому рынку изменилось к лучшему. Тогда мы представили новый Forester, его тестировали журналисты и клиенты, и им не нравились настройки подвески. И вот с тех пор, когда выходит новая модель, в Россию приезжают инженеры из FHI, тестируют новинку здесь и адаптируют под наши дорожные условия. И затем автомобиль с российскими настройками поступает и на некоторые другие  рынки.
Как говорилось, для FHI, прежде всего, важна техническая составляющая. Когда управляешь  автомобилем Subaru, ты это чувствуешь. Именно поэтому у Subaru так хороши показатели лояльности клиентов. Многие «субаристы» в качестве следующего автомобиля также выбирают Subaru. После того, как на этих автомобилях поездишь, особенно на внедорожниках, сложно сделать выбор в пользу другого автомобиля…

- Небольшое уточнение – не можешь выбрать в этой ценовой категории?

- Да, конечно. В России очень важен статус, у нас это более ярко выраженная тенденция, чем в Европе. В какой-то момент клиент в погоне за статусом может уйти и выбрать что-нибудь «попремиальней». Но Subaru не стремится в премиальные бренды, у нас есть своя уникальность.

- У Subaru долгие годы был имидж спортивных, острых, злых автомобилей. Но в последние годы началось «усреднение» автомобилей. Subaru стала ориентироваться на массового потребителя?

- Да, это расширение целевой аудитории, если употреблять маркетинговые термины. Это нормально с точки зрения следования тенденциям рынка. При этом стоит отметить, что в нашей линейке до сих пор представлены спортивные автомобили и модификации.

- В 2013 году вы будете так же делать ставку на популяризацию новинок, как это было в 2012 году? Это должно привлекать клиентов?

- Здесь все зависит (и не только у нас, но и у других брендов) от правильного управления. Даже не глобально, а в каждой конкретной стране. Конечно, новинки нужны, потому что люди любят обновления, но очень важен (и это началось не сейчас, а где-то с 2011 года) сервис – не обслуживание машины, а сервис всего дилерского центра марки: то, как в дилерском центре принимают клиента. Самое ценное для человека – это время. Многое зависит от продавца, от программ лояльности, технического обслуживания и т. д. В нашей компании есть отдел, который ведет именно это направление, и, на мой взгляд, он очень важен. Также мы  понимаем  важность лояльности к марке. У нас есть такой проект - Subaru Team Russia. Например, в прошлом году мы установили рекорд Гиннеса: собрали рекордное количество автомобилей Subaru в одном месте. Конечно, мы попали в книгу рекордов, но для нас было важно не это, для нас важнее объединение. Люди-«субаристы» почувствовали, что мы – команда, что мы все вместе.

- То есть, вы занимаетесь восстановлением того сообщества, которое когда-то уже было у Subaru?

- Можно и так сказать. Восстанавливаем и расширяем, в нашу семью вливаются новые люди.  мы всегда активно общаемся с клубами, их члены приезжают к нам в гости. Например, в прошлом году появились активисты и организовали свой клуб – Subaru XV. Мы с ними связались и дружим. При этом мы не делали этого как производитель, это люди делают сами, они сами организовывают такие сообщества.

- Это привлекает внимание к марке и вызывает желание присоединиться. Но как быть с ценами? Если потребительского бума на рынке больше нет, если за клиента приходится бороться, важно не допускать роста цен.

- Да, этот вопрос активно обсуждается, в том числе и на форумах, - многие говорят, что купили бы Subaru, но это для них дорого. К сожалению, тут много факторов, влияющих на ценообразование: это и курс иены, и вся логистическая цепочка. Безусловно, мы ведем переговоры с производителем, отправляя ему отчеты по рынку в целом, добиваясь, чтобы цена была адекватна. И часто производитель идет нам навстречу в пределах своих возможностей.
Сейчас действительно важно ориентироваться на рынок. Очень важно смотреть за ценой, потому что клиент, сравнивая цену разных марок, ориентируются на свои возможности, и для большинства людей даже разница в 50-100 тысяч рублей является решающей. Мы делаем все зависящее от нас, чтобы быть в рынке. Но есть минимум цен, за который мы не можем выйти.

- Раньше у Subaru бывали сложности с логистикой. Клиент, который приходил в салон и заказывал себе автомобиль, был вынужден очень долго ждать поставки.

- Сейчас у нас такого нет. Была проведена большая работа по оптимизации логистики, чтобы растаможенные автомобили были всегда в наличии.
Конечно, если клиент выбирает модель и модификацию определенного цвета, и ее нет на складе, ему придется немного подождать – около трех месяцев. Иногда в наличии не бывает как раз машин базовой комплектации, потому что они наиболее доступны и быстрее расходятся.

- Многие японские производители заявляют, что в рамках диверсификации путей поставки начали использовать железную дорогу.

- С этим мы тоже экспериментировали, но по железнодорожной доставке есть свои сложности, связанные с доступностью вагонов. В результате, с точки зрения затрат времени, получается не быстрее. Поэтому мы пользуемся только морским путем.

- И, наверное, заключительный вопрос в нашем обсуждении востребованности новинок на российском рынке в 2013 году. В мировой практике известны примеры автомобилей, которые существовали в неизменном виде на разных развивающихся рынках десятилетиями. Это автомобили вне времени, они актуальны всегда. Гипотетически у Subaru есть такие модели – тот же Forester первого поколения. Могут ли, с вашей точки зрения, такие «хиты» быть востребованы в России сегодня?

- Мне кажется, все зависит от конкретной модели. Есть модели у других брендов, которые не нужно менять, и они будут востребованы. Хотя компании пытаются соответствовать трендам, вносят изменения. Но классика, на мой взгляд, должна оставаться классикой, и российский рынок принимал бы эту классику, пусть и не в таких глобальных масштабах как современные новинки. Впрочем, такие автомобили - скорее исключение, их единицы. В целом же в России люди привыкли к новинкам. Спрос всегда рождает предложение, и предложение должно обновляться в соответствии с рынком.
И все же, действительно, есть клиенты, которые ценят именно классику, которая обновляется по минимуму. У нас есть, например, Forester-оводы, которые ездят только на Forester, и часто предпочитают именно Forester предыдущего поколения. Для них это классика – и новых трендов они не принимают, хотя…

Дмитрий Европин, главный редактор журнала "MotorPage"
Автор
Дмитрий Европин, главный редактор журнала "MotorPage"

Вам понравилось интервью?


Расскажите друзьям:
Рассказать во ВКонтакте Рассказать в Одноклассниках

Также высказались:

Обзоров машин на сайте:

5 2 0 9