Белая птица
Логотип Skoda

О Skoda Octavia

По-русски

Шкода Октавия

Тест-драйвов
20 (все тесты)
Двигателей
9 (открыть)
Комлектаций
40 (открыть)
Последнее поколение
III (открыть)
Отзывов на сайте
2 (прочитать)
Цены
от 899 000
до 1 964 000

Отправившись в путешествие по Владимирской и Рязанской областям на автомобиле, созданном в славянской стране, мы постарались ответить на вопрос, почему Skoda Octavia так популярна среди россиян. Дизайн, инженерия и ходовые возможности «чешки» сделали поездку в равной степени комфортной и полной открытий

В Skoda Octavia нового, третьего, поколения больше национального и концептуального, привнесенного шеф-дизайнером марки Йозефом Кабаном. Маэстро словацкого происхождения признается едва ли не в каждом интервью, что при создании нового модельного ряда вдохновлялся богемским стеклом. Отсюда – резкие грани, выштамповки и фаски кузова и такие же рубленые формы панелей интерьера, выделяющие модели чешской марки из потока.

Держа в уме вышесказанное, мы решили навести мост между культурами двух славянских стран и отправились на белоснежной Octavia по не случайным образом выбранному маршруту: Москва – Гусь-Хрустальный – Гусь-Железный – Суздаль. Рассчитывали при этом убить сразу двух зайцев – испытать чешский лифтбек, который производят на заводе в Нижнем Новгороде, на региональных трассах, а заодно проиллюстрировать, как дизайн, эргономика и компоновочная архитектура Octavia соотносятся с традициями русского быта и творчества.

Секреты хрусталя

Дорога от столицы до Гусь-Хрустального не балует красивыми пейзажами, зато у нее яркая легенда. С XIV века русские купцы перевозили по Владимирскому тракту товары на Нижегородскую ярмарку. По тому же маршруту в кандалах гнали в Сибирь ссыльных и каторжан. Сегодня у преемницы кандальной дороги трассы М-7 «Волга» отличное качество асфальта, и ехать по ней в бодром темпе – одно удовольствие. Бензиновый 1,4-литровый 150-сильный турбомотор TSI, 7-ступенчатый «робот» DSG и цепкие тормоза подначивают к активной езде. Фактический же расход топлива не превышает 7 л/100 км. Словом, мечта путешественника.

Первая остановка в пути – Гусевской хрустальный завод имени Акима Мальцова, одно из старейших в России предприятий по производству хрустальных изделий ручной работы. Завод, ведущий свою историю с 1756 года, сильно потрепал финансовый кризис 2008 года. А к 2016-му из 7 тыс. сотрудников, работавших здесь в советские времена, осталось лишь… сто человек. Зато эта сотня, что называется, дорогого стоит. Арт-директор завода Галина Власова нахваливает художников, которых на предприятии только трое. Они по-своему интерпретируют фирменный мальцовский стиль – имитируют в хрустале фактуру листьев или дерева и вдохновляются богатой историей города. Отсюда изделия на церковную и военную тематику и  многочисленные изваяния гусей – тотемного символа, давшего в свое время название протекающей здесь речке Гусь.

Работа с хрусталем

Хрусталь и Skoda – понятия практически неразделимые. Так, на этапе разработки нового модельного ряда шеф-дизайнер марки Йозеф Кабан экспериментировал с натуральными хрустальными элементами при содействии опытных специалистов в области автодизайна Ларса Кемпера и Петера Олаха. Элементы из чешского хрусталя ручной работы применялись ими, в частности, для декорирования накладок в дверях и цент-ральной консоли конценпта Skoda Vision D. Тема хрусталя используется и в блок-фарах головного света, и в задних фонарях флагманской модели Skoda Superb.

Вносят свою лепту и мастера огранки. Их «фишка» – работа с так называемыми налепами: виртуозно снимая фрагменты верхнего цветного слоя на шлифовальных станках, они извлекают из-под него прозрачную основу. А заводские химики стремятся превзойти конкурентов, разрабатывая рецептуру уникальных красителей. Например, глубокого оттенка хаки для серии изделий на военную тематику.

Элита предприятия – гусевские стеклодувы. Тоже, кстати, экспериментаторы. Они работают в двух техниках – выдувании в форму (в том числе в несколько слоев, скажем, бесцветный, кобальт и красный) и без формы (гутная техника). На столе начальника отдела продаж Любови Мартьянцевой красуется как раз такой гутный шедевр – держатель для бумаг, слепленный из толстых пластин прозрачного хрусталя. Выглядит неподъемная «бумажница» солидно и оригинально. «Мы рекламируем нашу продукцию даже на своих столах!», – улыбается Мартьянцева. Она рассказывает, что предприятие работает по мировым стандартам, но в среднем ценовом диапазоне: выпускает продукцию с содержанием окиси свинца 24%, а в более дорогом хрустале (например, кристаллах Swarovski) содержание оксида свинца превышает 30%. А еще наша собеседница сетует на шквал дешевых подделок, с которыми продукции гусевского завода вольно или невольно приходится конкурировать, в частности, на китайский фальшивый хрусталь, заполонивший местный городской рынок.

Невольно проецирую увиденное в Гусь-Хрустальном на нашу Skoda Octavia. И вижу в ней ту же внешнюю сдержанность и элегантность декоративных элементов. Исполнение фар, радиаторной решетки, эмблемы на капоте, колесных дисках, багажнике и руле. Резкие грани кузовных панелей и даже способ шлифовки декоративных вставок в салоне напоминают о том, что это автомобиль из Чехии, страны с давними традициями обработки хрусталя. К слову, такой дизайн экстерьера, включая пересмотренные пропорции («чех» обзавелся купеобразной крышей, укоротился передний свес, патрубки выхлопа спрятались в диффузор заднего бампера), работает на аэродинамику.

Железная харизма

Теперь наш путь лежит в Гусь-Железный, поселок в Касимовском районе Рязанской области. Своим названием этот населенный пункт обязан протекающей неподалеку реке Гусь и железоделательному заводу (по той же схеме – река и производство – дали имя и Гусь-Хрустальному). Завод, принадлежавший братьям Андрею и Ивану Баташевым, являлся лишь частичкой их промышленной империи (более полутора десятков предприятий, славившихся своим чугуном), а сами фабриканты были личностями легендарными. Шутка сказать, на заводах Баташевых изготавливалась девятая часть всего российского железа! К примеру, знаменитые кони на триумфальной арке в Москве отлиты именно в  Гусь-Железном. С другой стороны, старший брат Андрей Баташев, устроивший у реки свою резиденцию, пользовался, мягко говоря, дурной славой. Экскурсовод Краеведческого музея города Касимова (20 км от Гусь-Железного) рассказала не только об инженерных талантах и благотворительности этого человека, но также о его масонстве, изготовлении им фальшивых монет, безнаказанном захвате соседних имений, истязании крестьян, многоженстве и оргиях с участием крепостных крестьянок в так называемом павильоне любви.

Последний находился рядом с особняком этого персонажа, который мы обнаружили не сразу, пропетляв по улочкам Гусь-Железного. Поместье находится сегодня в плачевном состоянии, хотя и сохранило остатки былого величия. Еще лет десять назад в помещениях усадьбы размещался детский санаторий, но сейчас двери и окна в них заколочены, фасад облез, а на стальных воротах висит табличка «Посторонним вход запрещен», адресованная, как видно, «черным» копателям. Специалисты убеждены (на основе исследований георадаром), что на территории бывшего поместья сохранились многочисленные подземелья, и есть версия, что в них спрятаны несметные сокровища Баташевых. Однако местные жители и администрация Гусь-Железного категорически против проведения каких-либо раскопок.

Если от поместья старшего Баташева остались хоть какие-то фрагменты, то от огромного завода в Гусь-Железном, увы, не сохранилось и следа. Пожалуй, единственным памятником знаменитым братьям в городе является мемориальная плита у огромного Троицкого собора, построенного в псевдоготическом стиле на деньги этих олигархов Екатерининских времен. Последней хозяйкой усадьбы была вдова одного из внуков Андрея Баташева Зинаида Баташева, расстрелянная в 1918 году вместе с участниками белогвардейского мятежа в Касимове.

Мы же перекинем мостик к нашей Octavia. Кузов лифтбека штампуют на заводе в Нижнем Новгороде, используя в том числе российский металл. При этом компания предлагает 12-летнюю гарантию от сквозной коррозии. Производство ведется по полному циклу (CKD), включающему сварку кузова, покраску и сборку. Кроме того, в Калуге на заводе по производству двигателей с недавнего времени выпускается 1,6-литровый 110-сильный бензиновый «атмосферник» MPI. Он очень популярен среди россиян и доступен для Octavia. Другие варианты агрегатов – 1,4-литровый и 1,8-литровый бензиновые турбомоторы (150 и 180 л.с.) и 2-литровый 150-сильный дизель – импортируются.

Умные решения

Финальным и логичным пунктом нашего маршрута стал красавец Суздаль, куда мы добрались, проделав порядка 250 км от Баташевской усадьбы в Гусь-Железном. Долетели, к слову, быстро, несмотря на то, что дороги Рязанской области не чета трассе М-7: по большей части разбиты, а если и залатаны, то весьма неаккуратно. Ходовая Octavia настроена довольно плотно, это плата за азартную управляемость, которую так ценят поклонники марки. Зато все лифтбеки и универсалы этой чешской модели поставляются к нам с пакетом «плохие дороги» (увеличенный на 18 мм дорожный просвет, дополнительная защита двигателя и антигравийная защита). С таким оснащением можно куда увереннее съезжать на проселок, не опасаясь повредить бамперы и элементы подвески. Что же касается изъянов асфальта, то их ходовая отрабатывает жестковато, но амортизаторы отлично держат удар – пробоев не случается. Как бы то ни было, крупные ямы и выступы на разбитом асфальте логичнее объезжать, благо рулевое управление автомобиля очень чуткое и острое.

В Суздале нас интересовал Музей деревянного зодчества – площадка под открытым небом, куда из деревень Владимирской области были перевезены деревянные постройки, имеющие историческую ценность. Благодаря этим экспонатам город обрел некоторые утраченные силуэты – такие, например, как ветряные мельницы, деревянные церкви, часовни и «избушки на курьих ножках» – свайные амбары для хранения зерна.

Однако наш главный интерес состоял в том, чтобы обнаружить в музее «умные» бытовые решения наших предков. Так, дверные проемы в избах делали низкими, а окна – небольшими, чтобы сберечь тепло. В избу попадали через сени, предохранявшие жилые помещения от ветра и холода. Рядом с входом русская печь – сердце деревянной избы. Глиняная печка не только обогревала жилище, на ней сушили одежду, подсушивали грибы и ягоды, она служила домашней больницей (заболел – залезай, прогревайся), а внутри ее огромного зева парились и мылись зимой. Рядом еще один интересный атрибут – полати, лежанка, устроенная между стеной избы и печью. Зимой тут спали, летом же хранили и сушили фрукты и овощи.

Роль личности

Главный дизайнер марки Skoda Йозеф Кабан родился в январе 1973 года в словацком городе Наместово. Дизайн бренда Skoda был его студенческой работой в братиславской Академии изобразительных искусств и дизайна, которую он окончил в 1991 году. Учился также в Королевском колледже искусств в Лондоне, став первым словацким выпускником этого заведения. В конце 90-х руководители концерна Volkswagen заметили талантливого специалиста и пригласили его сначала на должность ассистента дизайнера, а затем – разработчика экстерьера автомобилей. В 2003 году Кабан перешел в Audi, где отвечал за внешность концептуальных и серийных моделей. Он также участвовал в создании облика Bugatti Veyron и Bentley Continental и стал обладателем премии Джорджио Джуджаро «За инновации в дизайне». Первым автомобилем Skoda, за разработку которого полностью отвечал Йозеф Кабан, стал концепт Vision D, представленный чешской маркой в 2011 году в Женеве и заложивший основы стиля, в котором решены все современные модели Skoda.

Что же касается известной шкодовской философии Simply Clever, то эти «умные» решения, как мне кажется, учитывают продуманный быт наших славянских предков. К примеру, чешская фирма одна из немногих в массовом сегменте дает возможность заказать для Octavia обогреваемый задний диван. Салон и багажник этой машины просторнее, чем у многих «одноклассников». А по организации багажного пространства Skoda, на мой взгляд, и вовсе готова установить эргономический рекорд. Во-первых, багажник у этой модели двухуровневый: под основным полом (в зависимости от комплектации) скрыта или ниша под запаску и инструмент, или же удобный органайзер. Багажных сеток сразу три, за счет чего отсек делится на зоны. А из штатных уголков с липучками на полу можно соорудить прочные «загоны» для мелочевки. Мы, к примеру, с успехом разместили в таких «клетях» хрустальные бутыли, которые приобрели в качестве сувениров в Гусь-Хрустальном.

Словом, путешествие по Владимирской области позволило взглянуть на современную Skoda Octavia сквозь призму истории, исконных промыслов и уклада жизни наших предков. В итоге стало понятнее, почему российский покупатель так благоволит этому лифтбеку гольф-класса. Как и шеф-дизайнер чешской марки Йозеф Кабан, он чувствует ее славянский дух и ценит практичность технического потенциала Volkswagen Group.  

Вас заинтересует:

Вам понравился этот тест-драйв?

Рассказать друзьям:
Рассказать во ВКонтакте Рассказать в Facebook Рассказать в Twitter Рассказать в Одноклассниках



Модели в этом тест-драйве

Skoda Octavia

1996 - сегодня

899 000 руб.

Поколений
4 смотреть
Класс
Средний
Кузов
лифтбек , универсал 5-дв.
Тест-драйвов
20 смотреть
Отзывов
2 смотреть
Технические характеристики

Сделано тест-драйвов:

2 0 8 7