Высказался в рамках следующего круглого стола:

Прогноз 2012

Рост цен на топливо и сокращение реальных доходов населения – факторы, которые могут свести на нет любые положительные тенденции

Андрей Топтун
14 декабря 2011

Андрей Топтун

начальник отдела аналитики АА «АВТОСТАТ»

«10% - это будет максимальный рост рынка в 2012 году»

Для российского автомобильного рынка прошедший год был, безусловно, успешным. Не многие в конце 2010 года готовы были прогнозировать 40% рост рынка на 2011 год. Сегодня главный вопрос – сохранится ли этот повышательный тренд.

О том, каким был уходящий год, и чего можно ожидать в будущем, порталу MotorPage.ru рассказал начальник отдела аналитики АА «АВТОСТАТ» Андрей Топтун.

- В 2011 году российский автопром поставит новые рекорды. Одних только легковых автомобилей в России будет произведено свыше 1,7 миллиона штук, что больше на 42% уровня предыдущего года. Из этого числа порядка 670 тысяч придется на легковые автомобили, выпущенные под отечественными брендами, и более миллиона на иномарки. За это же время в Россию будет импортировано около 900 тысяч новых иномарок (+32%) и продано на российском рынке 2,46 миллиона легковых автомобилей (+38%). Таким образом, Россия в мировом рейтинге стран по продажам автомобилей окажется на 7 месте. Напомним, что наивысшую строчку в этом рейтинге – пятую, Россия занимала в 2008 году. По тем темпам роста, которые тогда набрала Россия, ряд экспертов пророчил ей четвертое место в мире и первое в Европе уже в 2009 году. Однако, экономический кризис внес свои коррективы – в 2009 году Россия оказалась на десятом месте, где оставалась и в 2010 году. В 2011 Россия опередит Францию и Великобританию, однако останется позади Бразилии и Индии.

В дальнейшем темпы роста авторынка в России будут снижаться.

- Многие аналитики отмечают, что 2012 год будет более тяжелым для российского рынка. Темпы роста могут замедлиться до 10-15% а общий объем продаж выйдет на уровень только 2,85 – 3 млн. автомобилей в год. Разделяете ли Вы эти опасения?

- Разделяем. Причем наша позиция даже несколько пессимистичней - 10% это будет максимальный рост. Ожидаемый нами уровень продаж только легковых автомобилей составит порядка 2,55 миллиона.

- В 2012 году на российском рынке, скорее всего, существенно усилится конкуренция, поскольку в 2011-ом было запущено много новых моделей, и еще ряд премьер запланирован. Объемы производства большинства автопроизводителей возможно даже превышают потенциальный спрос. Какова Ваша оценка ситуации?

- Конкуренция однозначно усилится, но это сыграет на руку потребителям. У человека появится больше выбора. Дилеры станут сговорчивей и отойдут от беспредельной практики навязывания "допов" в обмен на машину. По ряду автомобилей - в основном бюджетных, производимых в России, будет сохраняться дефицит весь следующий год. Доля иномарок, собранных в России, будет расти, а доля импортных машин и машин отечественных брендов будет падать.

- В 2012 году Россия, скорее всего, присоединится к ВТО и таможенные пошлины будут снижены с 30 до 25%. Приведет ли это к увеличению объемов импорта автомобилей? Можно ли рассчитывать на какое-то снижение цен?

- Кардинально цены на легковые автомобили в следующем году не изменятся, так как пошлины в ценообразовании не играют первостепенной роли. При сохраняющемся уровне спроса цены снижаться не будут и на иномарки российской сборки. Конечно, все производители будут мониторить рынок и следить за действиями конкурентов в вопросах ценообразования. Уже позже, спустя 3-7 лет, когда пошлина упадет до 15% на новые легковые автомобили и понизятся пошлины на подержанные автомобили, можно ожидать небольшого понижения цен и увеличения импорта подержанных иномарок.

- Каким с Вашей точки зрения станет 2012 год? Какие модели будут наиболее востребованы? Будут ли изменения в предпочтениях потребителей?

- Согласно нашему прогнозу на ближайший год продажи легковых автомобилей продолжат свой рост. Однако его темп сильно замедлиться. Если по итогам 2011 года мы ожидаем прироста рынка в размере 38%, то в 2012 году эта прибавка будет в 4-5 раз меньше. Не исключен и сценарий когда рынок несколько снизится по отношению к текущему году. Связано это будет с рядом факторов, работающих на понижение рынка. Так, в следующем году не будет работать ни одна правительственная программа поддержки рынка (утилизационная программа закончилась в октябре 2011, программа льготного кредитования – 31 декабря). Отложенный спрос, накопленный во время кризиса, когда потребители откладывали покупку автомобиля до более спокойных времен, был удовлетворен полностью в 2010-2011 годах. Мало того, стимулирующие программы «выбрали на себя» и часть потенциального «будущего» спроса… Достаточно большая часть потребителей меняет автомобиль раз в три года. В 2012 году подходит самая «нижняя волна» - три года назад, в 2009-ом было продано всего 1,4 миллиона легковых автомобилей. Ну и конечно на понижение рынка будет играть нестабильная экономическая ситуация в мире, которая может внести серьезные коррективы в любые планы и прогнозы. Наиболее востребованными на рынке окажутся бюджетные автомобили: LADA Granta, Hyundai Solaris, KIA Rio, Renault Duster.. в число дефицитных традиционно попадут новинки рынка.

Дмитрий Европин, главный редактор журнала "MotorPage"
Автор
Дмитрий Европин, главный редактор журнала "MotorPage"

Вам понравилось интервью?


Расскажите друзьям:
Рассказать во ВКонтакте Рассказать в Одноклассниках

Также высказались:

Обзоров машин на сайте:

5 2 0 9