Высказался в рамках следующего круглого стола:

Прогноз 2012

Рост цен на топливо и сокращение реальных доходов населения – факторы, которые могут свести на нет любые положительные тенденции

Такеши Исогая
29 декабря 2011

Такеши Исогая

президент Toyota

«Российский рынок напоминает гоночный трек!»

Для российского автомобильного рынка прошедший год был, безусловно, успешным. Не многие в конце 2010 года готовы были прогнозировать 40% рост. Сегодня главный вопрос – сохранится ли эта положительная динамика.

О том, каким был уходящий год, и чего можно ожидать в будущем, порталу MotorPage.ru рассказали президент ООО «Тойота Мотор» Такеши Исогая и президент ЗАО «Тойота Банк» Александр Колошенко.

Т.И. - Прошедший год был для нас очень непростым. Начать следует с того, что в марте произошли события и были приняты решения, которые определили направления работы компании на весь последующий год. Более того, их влияние будет сказываться и в дальнейшем.

9 марта 2011 года был обнародован новый стратегический документ, разработанный президентом компании «Тойота Мотор Корпорэйшн» (Япония) Акио Тойода и названный «Глобальное видение Тойота». Он определяет политику компании на ближайшие годы. В этом тексте основная цель компании на глобальном уровне сформулирована следующим образом – «Быть достойными улыбок наших клиентов, превосходя ожидания».

Буквально через два дня после того как мы объявили свою новую стратегию, 11 марта 2011 года, произошли землетрясение и цунами в Японии. Гигантские волны прошли вглубь суши на километры от береговой линии. Собственные производственные предприятия компании «Тойота Мотор Корпорэйшн» не пострадали, но заводы многих наших поставщиков находились в районах стихийного бедствия, и их работа остановилась. В результате это отразилось и на производственных процессах на заводах Тойота в Японии и ряде других стран. В апреле произошла временная остановка производства на многих предприятиях Тойота в Японии. Поскольку срок поставки автомобилей в Россию составляет два месяца, в июне и июле были задержки в поставках автомобилей на российский рынок.

Тем не менее, по результатам первого полугодия 2011 года наши продажи на российском рынке вдвое превысили аналогичный период прошлого года. А вот затем пришлось задействовать план восстановления объемов продаж, чтобы компенсировать последствия землетрясения.

Он предусматривал три этапа. На первом этапе были налажены поставки популярных седанов Toyota Camry и Lexus ES, на втором этапе были обеспечены дополнительные поставки внедорожников, и, наконец, на третьем этапе начались поставки нового поколения Toyota Camry без снижения объемов импорта автомобилей класса SUV.

В том числе осенью 2011 года мы оптимизировали логистические маршруты - осуществлялись частичные прямые поставки новых автомобилей из Японии в российский порт Усть-Луга океанскими судами.

- Предпринимались ли какие-то специальные меры для поддержания продаж и стимулирования спроса?

Т.И. - В 2011 году мы провели 2 сессии национальных тест-драйвов для клиентов. В 2011 году Toyota X-Country и Lexus Master Class прошли в 6 крупных городах России, и их посетило более 14 500 гостей.

Кроме того, в октябре 2011 года была запущена программа «Toyota Trade-in», которая подразумевает единые стандарты оказания услуг по обмену автомобилей с пробегом любых марок на новые автомобили Toyota (об особенностях этой программы президент ООО «Тойота Мотор» Такеши Исогая рассказывал в интервью порталу MotorPage.ru – прим. ред.).

Наша уникальная для российского рынка услуга «Тойота Экспресс Сервис» подразумевает проведение полноценного ТО за 1,5 часа по цене обычного ТО и без потери качества. Это важно для клиентов Тойота и Лексус, которые ценят собственное время. Результаты исследования ООО «Тойота Мотор» показали, что 58% клиентов наших дилерских центров в России хотели бы воспользоваться преимуществами экспресс-сервиса. 85% из тех, кто уже воспользовался услугой, остались довольны результатом.

Я думаю, что в конечном итоге, благодаря всем нашим усилиям, в 2011 году суммарные продажи Toyota и Lexus в России составят 131 тысячу автомобилей, из которых 118 тыс. придется на долю Toyota, и 13,8 тыс. Lexus. Если сравнивать с 2010 годом, то это рост продаж на 49% по бренду Toyota и 27% по бренду Lexus.

- А какова Ваша стратегия на следующий год?

Т.И. - Наша стратегия базируется на 2 составляющих – сильный бренд и эффективная дилерская сеть. Так, в 2012 году на российском рынке появится новая модель Toyota Alphard. Минивэн премиум-класса уже доступен для заказа во всех дилерских центрах Тойота в России с конца октября. Автомобили будут в наличии у дилеров в феврале 2012 года. Новое спорт-купе Toyota GT-86 появится в продаже летом 2012 года. Эти модели, в том числе, должны укрепить позиции бренда Toyota в России.

А вот для марки Lexus, в соответствии с концепцией «Прогрессивная роскошь», в 2012 году начнется новая эра. Концепция предполагает четыре основных составляющих – экологичность, инновации, удовольствие от вождения и престиж. Новое поколение Lexus GS, которое появится на российском рынке в 2012 году, станет воплощением всех этих составляющих и началом новой эры бренда. Lexus GS будет предложен покупателям и с бензиновым двигателем, и с гибридной силовой установкой.

Мы планируем на 2012 год еще несколько премьер, но подробно о них можно будет говорить в следующем году.

- Можно ли, с Вашей точки зрения, говорить, что российский рынок в 2011 году вышел на устойчивые темпы роста?

Т.И. - Российский рынок в последние годы напоминает гоночный трек, на нем можно делать две вещи – либо интенсивно разгоняться, либо столь же интенсивно тормозить. Третьего не дано! Поэтому, с моей точки зрения, спокойно на этом рынке в обозримой перспективе не будет. Но, если правильно «ловить волну», чувствовать моменты разгонов и торможений, здесь открываются очень большие возможности. Главное - вовремя увеличивать или уменьшать объемы поставок автомобилей. Я думаю, у нас это получается. А вот те, кто рассчитывает, что рынок будет только расти, - проиграют.

Если смотреть на эволюцию российского автомобильного рынка с 2009 года, то тогда общие продажи составляли 1,5 млн. автомобилей. В 2010 году – около 1.9 млн. В 2011-ом – продажи приблизились к 2,6 млн единиц. Рынок восстанавливается достаточно быстро.

Только необходимо учитывать, что в 2010-2011 годах правительство предприняло ряд очень эффективных мер по поддержке авторынка – это и программа утилизации, и субсидирование автокредитования. Поэтому не следует рассчитывать на столь же благоприятные условия в 2012 году.

Вообще 2012 год не будет простым. Возможны существенные потрясения. Но если нас и застигнет кризис, спровоцированный ситуацией в Европе, он будет гораздо менее драматичным, чем кризис 2008-2009 годов.

- Потребители обращают внимание на внешние негативные новости?

Т.И. - В последние месяцы мы заметили небольшой спад спроса. Пока трудно говорить о причинах такого поведения. Может быть, это связано с предвыборным периодом внутри страны, может быть с плохими новостями из Евросоюза, может быть с переломным моментом в экономиках США и Китая… Есть целый ряд как внешних, так и внутренних факторов, которые могут оказывать негативное влияние на потребительские настроения.

И конечно, очень важно понять, чего ожидать от 2012 года. Мы все-таки надеемся, что рынок продолжит расти, пусть и умеренными темпами. В первом квартале 2012 года нужно будет произвести переоценку ситуации. Но пока мы прогнозируем, что в 2012 году в России будет продано 2,77 млн автомобилей.

- В 2012 году на российском рынке, скорее всего, существенно усилится конкуренция, поскольку в 2011 году было запущено много новых моделей и еще ряд премьер запланирован. На этом фоне Вы предлагаете не так много новинок, и при этом стоимость автомобилей Toyota и Lexus высока. Не вызывает ли это беспокойства?

Т.И. - Нет, не вызывает. Только что мы запустили новое поколение Toyota Camry. Это ключевая модель в линейке легковых автомобилей Toyota. Модель обеспечивает около 18% продаж автомобилей Toyota в России. Кроме того, в 2011 году на российском рынке появились обновленные Toyota Hilux и Toyota Avensis.

В начале 2010 года мы запустили новое поколение Toyota Land Cruiser Prado. Мы считаем, что пока эта модель воспринимается как свежая, и высокий спрос на нее это подтверждает. Тогда же, в 2010 году, был модернизирован внедорожник Toyota RAV4, эта модель тоже сохраняет свою популярность. В 2010 году на российском рынке появилась новая модель Toyota Highlander.

Если говорить о бренде Lexus, то в 2010 году на рынке появился флагманский седан Lexus ES 350, а в текущем году мы представили на российском рынке первый в мире компактный гибридный хетчбек Lexus CT 200h.

У каждой модели есть так называемый жизненный цикл – каждые 4-5 лет появляется новое поколение модели. Это удобно не только для производителя с точки зрения разработки, опытно-конструкторских и испытательных работ, но и для клиентов. Клиент хочет быть уверен, что его автомобиль сохранит высокую остаточную стоимость на вторичном рынке еще на протяжении нескольких лет после покупки.

- В чем Ваши главные конкурентные преимущества?

Т.И. - Как раз в стабильно высокой остаточной стоимости автомобилей Toyota и Lexus. Например, модели Toyota Corolla, Toyota Camry, Toyota Land Cruiser Prado и Toyota Land Cruiser 200 пользуются повышенным спросом на вторичном рынке в России. В среднем по модельному ряду автомобили Toyota за 3 года эксплуатации теряют всего 10% стоимости.

Типичный подход российского обывателя – покупка автомобиля по ценнику в шоу-руме. Во всем мире потребитель сравнивает цену нового автомобиля и его стоимость по прошествии срока, когда автомобиль планируется сменить.

Может быть, автомобили Toyota и Lexus и имеют более высокую первоначальную стоимость, по сравнению с конкурентами, но и долгосрочно они цену держат лучше.

- Планируете ли Вы на 2012 год какие-то новые кредитные программы, которые могут дополнительно поддержать интерес потребителей к автомобилям Toyota и Lexus?

Президент ЗАО «Тойота Банк» Александр Колошенко

А.К. - C учетом высокой остаточной стоимости автомобилей Toyota и Lexus после нескольких лет эксплуатации, мы будем модернизировать нашу финансово-продуктовую линейку. В дальнейшем мы планируем, что большее развитие получат программы кредитования с остаточным платежом: клиент приобретает автомобиль, внося определенную сумму, ездит несколько лет, выплачивая только проценты за кредит, а затем решает, вернуть ли автомобиль дилеру, погасив тем самым кредит и внеся остаток средств в качестве первоначального взноса за следующий автомобиль по аналогичной схеме (это называется «Ключ за ключ»), либо оставить автомобиль себе и выплачивать тело кредита.

Например, в 2011 году российские клиенты могли купить новое поколение автомобиля Toyota Camry с ежемесячным платежом около 3,500 рублей, а RAV4 обходился в 5,500 рублей в месяц. Это уникальные предложения. Еще один пример: если клиент планирует в качестве кредитных выплат 10 000 рублей в месяц, то обычно можно рассчитывать на приобретение автомобиля Toyota RAV4, а по программе кредитования с обратным выкупом – уже Lexus RX.

Сейчас по таким программам первоначальный платеж у нас составляет 50% (как вариант, через зачет сдаваемого автомобиля). Задачей на 2012 год является существенно снизить этот «порог входа» в программу – до уровня 20-30% от стоимости автомобиля.

Кроме того, у нас будут появляться специальные кредитные предложения, включая сниженные процентные ставки, для клиентов повторно выбирающих покупку автомобилей Toyota и Lexus в кредит через наш банк.

Надеемся, в Новом Году еще большее количество клиентов будет эффективнее управлять своими финансами и по-достоинству оценит использование наших программ автокредитования, позволяющих покупать качественный, безопасный и технически совершенный автомобиль с минимальным влиянием на семейный бюджет.

- Toyota делает ставку на дорогие автомобили. Однако спрос в этом сегменте не бесконечен. Весной 2011 года появились сообщения о запуске на Дальнем Востоке производства Land Cruiser Prado в объеме 12 тыс. в год. А будет ли соответствующий спрос?

Т.И. - Мы уверены, что спрос будет. Уже в этом году продажи внедорожников Toyota Land Cruiser Prado приближаются к 12 000 единиц. Мы проводили исследования, изучали репутацию, имидж, спрос на данную модель в России. Могу сказать, что характеристики внедорожников Toyota как нельзя лучше вписываются в условия эксплуатации в России. В Москве очень важна репутация бренда, в регионах - его технические характеристики и соответствие погодным и дорожным условиям.

Опросы клиентов показывают, что большое количество автолюбителей в России ориентированы на покупку внедорожника, пусть не прямо сейчас, но в будущем. Уже сейчас на долю сегмента SUV приходится более 20% российского автомобильного рынка. Например, в 2011 году доля продаж внедорожников от общих продаж автомобилей Toyota в России составила 51%, а доля сегмента SUV в продажах бренда Lexus – более 83%. Растет и доля SUV, и российский автомобильный рынок в целом. И тут у нас очень хорошие конкурентные позиции – качество, надежность, долговечность внедорожников Toyota и прогрессивная роскошь внедорожных моделей Lexus говорят сами за себя.

- В своих продажах Вы ориентированы на рынки мегаполисов?

Т.И. - Конечно, Москва – это самый крупный в России рынок с точки зрения объемов продаж автомобилей Toyota и Lexus. 30% продаж автомобилей Toyota и 52% продаж автомобилей Lexus в 2011 году пришлись на Москву и Московскую область. Второй по объемам продаж автомобилей Toyota рынок – это Урал. Для Lexus второй по значимости регион – Поволжье.

Если смотреть динамику за несколько лет, то значимость столичного рынка снижается, а региональных рынков растет.

- Еще один важный аспект – это изменение потребительских предпочтений под воздействием различных экономических, социальных и культурных факторов. Вы в последнее время замечали какие-то значимые трансформации?

Т.И. - Сейчас для клиентов становится очень значимой стоимость владения. Еще один фактор, сильно влияющий на принятие решения, это Интернет – социальные сети, мнение блоггеров и других клиентов об автомобиле. Если модель хорошо представлена в Сети, это существенно влияет на рост продаж. Причем, Интернет изменяет как предпочтения клиентов, так и самого клиента.

- Влияют ли на российского потребителя многочисленные скандалы со специальными сервисными кампаниями, под действие которых попадают автомобили Toyota и Lexus?

Т.И. - В России влияние специальных сервисных кампаний было незначительным по сравнению с другими рынками. Отрадно, что многие российские клиенты оценили проведение подобных кампаний как ответственное отношение производителя по отношению к клиентам. Конечно, мы хотели бы избегать подобных ситуаций в будущем. Нами был внедрен ряд процедур, позволяющих при выявлении малейшего недостатка тут же его устранять.

 

Самая острая негативная реакция наблюдалась в США и Англии. В России негативное влияние было не так заметно. Это не значит, что российскому потребителю все равно. Но российский покупатель - прагматик, он оценивает собственную выгоду, а не абстрактное благо для всех. Однако если сегодня реакция сдержанная, это не значит, что и в будущем отношение будет таким же. Мы это прекрасно понимаем и стараемся сделать все, чтобы в будущем избежать сервисных кампаний. Качество – это суть брендов Toyota и Lexus.

  

 

 

Дмитрий Европин, главный редактор журнала "MotorPage"
Автор
Дмитрий Европин, главный редактор журнала "MotorPage"

Вам понравилось интервью?


Расскажите друзьям:
Рассказать во ВКонтакте Рассказать в Одноклассниках

Также высказались:

Обзоров машин на сайте:

5 2 0 9