Высказался в рамках следующего круглого стола:

Эволюция потребительских предпочтений в России

Потребитель хочет большой мотор, мощный автомобиль, быстрый разгон до сотни. И мало кто задумывается, что разгоняться-то у нас негде!"

Дмитрий Европин
MotorPage.ru
13 апреля 2011

Дмитрий Европин

главный редактор MotorPage.ru

«Российский потребитель ведет себя как подросток!»

Исторически для России с ее огромной территорией и географическим положением между Европой и Азией всегда был актуален вопрос самоидентификации. В двадцатом веке, когда окончательно сформировался еще один центр притяжения, США, противоречий стало только больше. Чаще всего выбор пути развития в России осуществляется в пользу некоего альтернативного самобытного варианта, который на поверку оказывается смешением плохосочетаемых заимствованных элементов. Прослеживается это и в потребительском поведении на автомобильном рынке.

Предпочтения покупателей в выборе автомобиля на большинстве развитых рынков определяются спецификой условий дальнейшей его эксплуатации. В Европе тесно – европейцы отдают предпочтение малым размерным классам «A», «B» и «С». При этом во главу угла ставится практичность. Не многие могут позволить себе иметь несколько автомобилей под разные нужды, - поэтому предпочтение отдается хэтчбекам и универсалам. А вот автомобили класса SUV занимают в Европе не более 5% рынка.

В США места гораздо больше, города просторнее, значительная часть населения живет на большом удалении от места работы в собственных домах. 2-3 автомобиля на семью – норма. Американцы выбирают внедорожник или пикап для поездок по выходным за город или в торговые центры, среднеразмерный седан для поездок на работу, а иногда еще и небольшой хэтчбек, чтобы ездить за мелкими покупками в город. При этом значительная часть внедорожников имеет монопривод. Климат сухой, а передвигаешься в основном по асфальту. В таких условиях 4WD – лишняя трата денег. А вот большой объем полезного пространства в салоне и багажнике – необходимость.

В России все не так. Самый популярный тип кузова – седан. Хотя это чаще всего единственный автомобиль. Россияне предпочитают «С» класс, причем его верхнюю размерную границу с переходом в «D». «A» класс практически игнорируется. «В» класс – машина, которую можно купить, только если с деньгами совсем плохо и на что-то более приличное не хватает. Зато популярность SUV растет год от года, и прежде всего за счет кроссоверов, которые часто покупают в минимальной комплектации с моноприводом. Осмысленность такого автомобиля в российских условиях сомнительна. По сути, покупатель получает большой автомобиль с высоким центром тяжести и посредственной управляемостью, которому нечего противопоставить сложным погодным и дорожным условиям. Выигрывает такой покупатель только в престижности, ведь выглядит автомобиль как солидный «внедорожник».

Справедливости ради надо сказать, что сейчас после кризиса, в отдельных направлениях стал заметен переход потребителей к более рациональному поведению. Так по данным агентства АВТОСТАТ в 2011 году выросла доля универсалов на рынке до 6,6%. В 2009 году их доля составляла – 3,4%. Седаны начинают сдавать позиции, сейчас их 39%, а до кризиса было 46,7%.

Однако если рост популярности универсалов – это однозначно положительная тенденция, то падение популярности седанов, к сожалению, компенсируется в большей степени ростом популярности кроссоверов. Это больше мода, чем продуманный выбор.

В России города больше похожи на европейские, чем на североамериканские, на улицах были бы уместны автомобили «А» и «В» классов. На них и парковаться удобнее, и в потоке маневренность больше, да и горючего в пробках сжигается гораздо меньше.

Ответом на проблему пробок должен был бы стать рост популярности АКПП. Однако до сих пор доля автоматической коробки на российском рынке всего 32%.

Полгода дождь, снег, лед и грязь – нужен полный привод и желательно «честный», с блокировками, а не виско- или электромуфта подающая тягу на вторую ось только в случае пробуксовки первой.

У нас дорогое топливо и большие расстояния – нужны экономичные бензиновые двигатели небольшого рабочего объема и дизели. Однако пока популярность дизеля крайне низка – 6,2% Потребитель хочет большой мотор, мощный автомобиль, быстрый разгон до сотни. И мало кто задумывается, что разгоняться-то у нас негде. Нет в России автобанов без ограничения скорости. А в городском потоке часто микролитражка оказывается гораздо шустрее автомобиля «D» класса, прошедшего доработку в знаменитом тюнинговом ателье.

Порой создается впечатление, что российский потребитель ведет себя в выборе автомобиля как подросток – главное престиж, а все остальное не важно.

Это, кстати, подтверждается еще одной российской особенностью – любовью к тонировке. Даже сейчас, когда введены серьезные штрафы за тонировку, многие тонируют «в ноль» заднюю часть автомобиля. В городском потоке это только вредит окружающим, поскольку автомобиль становится непрозрачным. Оправдать же такую тонировку тем, что человек не любит, когда на него смотрят, уже не возможно – передние боковые стекла не тонированы. Зачем же тогда тонировать?! А потому что так «по-пацански».

И миниатюрная девушка, которой так пошел бы какой-нибудь небольшой ситикар, в центре города на огромном внедорожнике или длиннющем седане – это тоже, потому что иначе «не круто».

Российский рынок развивающийся, и потребителю на нем тоже далеко до совершеннолетия. Но хулиганов-подростков необходимо воспитывать, иначе могут вырасти настоящими негодяями. Осталось только понять какие способы воспитания будут в нашем случае наиболее эффективными…

Дмитрий Европин, главный редактор журнала "MotorPage"
Автор
Дмитрий Европин, главный редактор журнала "MotorPage"

Вам понравилось интервью?


Расскажите друзьям:
Рассказать во ВКонтакте Рассказать в Одноклассниках

Также высказались:

Обзоров машин на сайте:

5 2 0 1