Высказался в рамках следующего круглого стола:

Эволюция потребительских предпочтений в России

Потребитель хочет большой мотор, мощный автомобиль, быстрый разгон до сотни. И мало кто задумывается, что разгоняться-то у нас негде!"

Татьяна Аринцева
06 мая 2011

Татьяна Аринцева

бренд-менеджер Suzuki

«Кризис 2008 года повлиял на «взросление» российских потребителей»

Российские потребители существенно отличаются в своих предпочтениях от потребителей на европейском, североамериканском и азиатском рынках. Не всегда выбор совершаемый россиянами прагматичен. Однако потребительские приоритеты меняются. О предпочтениях россиян в выборе автомобиля порталу MotorPage.ru рассказала бренд-менеджер ООО «СУЗУКИ МОТОР РУС», Татьяна Аринцева.

  

- Как бы Вы охарактеризовали потребительское поведение россиян? Что у нас на первом месте – практичность, эстетика, надежность, стоимость или статусность?

- С точки зрения всего рынка новых автомобилей, в России на первом месте по популярности «B» класс (в большей степени за счет отечественных автомобилей и бюджетных седанов), на втором – «С» класс. Если говорить только о рынке иномарок, не принимая в расчет отечественные авто, на первом месте по популярности действительно окажется «С» класс и «SUV». На наш взгляд, это свидетельствует о том, что для российских потребителей важнее соотношение цены и качества, т.е. практичность, надежность и соразмерная стоимость. В то же время, нельзя не отметить все большую популярность «эстетики», как определяющего фактора при покупке. Этот фактор особенно актуален для поколения 80х – молодые, активные люди хотят выделяться из толпы, свободно демонстрировать свою индивидуальность. Эстетика, дизайн, формы все больше вытесняют «статусность».

- Как изменялись потребительские предпочтения на протяжении последних лет? Какие модели пользовались наибольшим спросом раньше, а какие теперь (по вашему опыту)?

- Потребительские предпочтения ценителей бренда Suzuki за последние несколько лет практически не изменились. Они по-прежнему ориентируются на «практичность», «многофункциональность» и «надежность», отдавая предпочтение таким моделям как Grand Vitara и SX4. Вместе с тем, все большую популярность приобретают автомобили, в которых ставка сделана на яркий дизайн и необычность экстерьера, например, новый Suzuki Swift.

 

- Можно ли сказать, что российский потребитель все еще находится в подростковом периоде и нуждается в воспитании?

- Кризис 2008 года во многом повлиял на «взросление» российских потребителей. Теперь каждый подбирает для себя авто более внимательно, клиенты вообще стали более «продвинутыми» и технически подкованными, они все тщательно анализируют, взвешивают, сравнивают с конкурентами и только потом принимают решение в пользу того или иного бренда. По нашему опыту, чем больше человек готов заплатить за автомобиль, тем лучше он разбирается во всех технических тонкостях.

 

- Какие факторы влияют на формирование потребительских предпочтений? Насколько они изменчивы? И могут ли производители как-то влиять на формирование потребительского запроса, или остается лишь следовать за спросом?

- Сильнее всего на формирование потребительских предпочтений влияет экономический фактор. Ярким примером стал уходящий кризис, который заставил покупателей более взвешенно подходить к процессу покупки нового автомобиля.

Автопроизводители стараются развивать и внедрять новые технологии, разрабатывать новые модели, электронные системы, гаджеты и системы безопасности. Потребители, в свою очередь, решают, насколько эти наработки им интересны и «голосует рублем» за или против них.

 

- Какие способы формирования спроса Вы используете в своей маркетинговой стратегии?

- Так как экономический фактор, и, в частности, доступность автокредитов, будет иметь важнейшее значения для сегмента автомобилей массового спроса, то мы стараемся не отставать и радовать своих клиентов интересными кредитными предложениями. Так, например, мы разработали специальный продукт, удовлетворяющий потребностям большинства клиентов – программу Suzuki Finance, в рамках которой мы даем возможность приобрести автомобиль по специальным ставкам от 2,5% годовых. Предложение распространяется на автомобили Kizashi, SX4 HB, Swift и Splash 2010-2011 года производства.

Но самое главное, автомобили Сузуки созданы для современного активного городского человека, идеально вписываются в их ежедневную жизнь, являясь не просто средством передвижения, а настоящим помощником. Мы стараемся говорить на языке потребителей, предлагать им продукты, полностью удовлетворяющие их потребностям, активно развиваем модельный ряд и делаем наши автомобили максимально привлекательными на фоне одноклассников.

- Какова эффективность воздействия рекламы в России? Внушаемы ли российские потребители?

- Рекламные технологии везде хорошо работают, однако, они больше влияют на повышение осведомленности о продукте, а не на то, чтобы потенциальный потребитель пришел или позвонил в салон нашего официального дилера и сказал «хочу». Напрямую реклама не особенно увеличивает продажи, так как существует еще слишком много факторов, влияющих на покупку авто.

 

- Долгое время в России абсолютное первенство было за механической коробкой передач. Сейчас все большее число покупателей отдает предпочтение АКПП. Это мода или на рынке произошли какие-то качественные изменения? (доступность и качество сервиса, стоимость АКПП, надежность).

- Это не совсем дань моде, скорее индикатор, свидетельствующий о «взрослении» потребителя, который стал больше ценить комфорт и удобство. Также не стоит забывать об увеличении женской автомобильной аудитории, которая также отдает предпочтение комфорту управления автомобилем.

Без сомнения, ценовой фактор и улучшение качества обслуживания АКПП также повлияли на распространение «автоматов» среди автолюбителей.

 

- Считается, что потребитель всегда хочет получить «больше автомобиля» за свои деньги. Это относится только к самому автомобилю (при равной цене выбор делается в сторону большего) или в равной степени к богатству оснащения? Гонится ли российский потребитель за укомплектованностью всевозможными электронными системами?

- Потребители, как правило, не готовы переплачивать за то, чем они впоследствии не будут пользоваться. Яркий пример этому – не снижающейся спрос на нашу модель SX4, которая идеально воплощает эту потребность в жизнь.

 

- Российскому покупателю важна самая современная электроника или у нас пока еще нет погони за новинками?

- Пока российские потребители отдают предпочтение проверенным временем технологиям.

 

- Насколько принимаются в расчет в России системы безопасности? Потребитель готов ограничиться двумя-четырьмя подушками безопасности или в конкуренции побеждает тот, кто предложит восемь?

- Согласно исследованиям, «безопасность» действительно ставится потребителем при выборе автомобиля на одно из первых мест. Однако «безопасность» для потребителя больше выражается в размере кузова, нежели в количестве «подушек». Если же перед покупателем стоит выбор из двух примерно идентичных автомобилей, при прочих равных он, скорее всего, отдаст предпочтение автомобилю с более высоким уровнем активной и пассивной безопасности. Вот почему автомобили Suzuki мы стараемся делать с богатой комплектацией в «базе».

 

- Москву и Петербург часто называют другими государствами внутри России. Экономически и социально это обосновано. А на уровне потребительских предпочтений это подтверждается?

- Безусловно, различия есть. Имеет место «географический» или «инфраструктурный» фактор. Ни для кого не секрет, что в Зауралье лидером является SUV сегмент. И связано это, прежде всего, с уровнем инфраструктуры (качество дорог и т.д.).

  

- До сих пор дилерские сети производителей были сосредоточены преимущественно в европейской части России и в столицах. Сейчас многие заявляют о намерении развивать дилерскую сеть на остальной территории страны. Планируете ли Вы такое развитие и если да, то на какие модели должна быть сделана ставка за Уральским хребтом?

- Мы достаточно давно начали свою экспансию за Урал. Наши автомобили и мотоциклы официально продаются в Сибири и на Дальнем Востоке с 2002 года. Что касается моделей, то в этом регионе мы сделали ставку на «SUV» сегмент. Grand Vitara и SX4 – наши лидеры продаж за Уралом.

- Россия очень большое по площади мультикультурное и многонациональное государство. Может ли для этого рынка применятся единая маркетинговая стратегия, или здесь требуется дифференцированный подход?

- Мы не дифференцируем нашу маркетинговую стратегию в России. Но, безусловно, мультинациональность и пока еще большой разрыв в ментальности между центром и периферией учитывать необходимо, и тут мы полагаемся на наших дилеров, которые хорошо и тонко понимают своего потребителя и, в зависимости от этого, выстраивают свою маркетинговую стратегию.

 

 

 

Дмитрий Европин, главный редактор журнала "MotorPage"
Автор
Дмитрий Европин, главный редактор журнала "MotorPage"

Вам понравилось интервью?


Расскажите друзьям:
Рассказать во ВКонтакте Рассказать в Одноклассниках

Также высказались:

Обзоров машин на сайте:

5 2 0 8