Высказался в рамках следующего круглого стола:

Будущее утилизации

С 1 сентября в России начали взиматься утилизационные сборы с автопроизводителей и импортеров атотранспорта. Но можно ли надеяться на создание в России полноценной системы утилизации автомобилей, или речь идет только об очередном увеличении налоговой нагрузки на автовладельцев?

Дмитрий Европин
03 октября 2012

Дмитрий Европин

главный редактор портала MotorPage.ru

Проект “Жадность”

Все лето не утихали споры о введении утилизационных сборов. Общественность критиковала чиновников Минпромторга, чиновники кивали на европейский опыт, где плата за будущую утилизацию автомобиля включена в его продажную стоимость, депутаты уверенно, чтение за чтением, принимали правительственный законопроект. И что в итоге?

Законодательный процесс завершен – Совет Федерации законопроект о внесении изменений в закон “Об отходах производства и потребления” и статью 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации одобрил, президент подписал, с 1 сентября 2012 г. российскому автомобильному рынку надо жить по-новому.

Кстати, как только законопроект превратился в закон, Министерство промышленности и торговли тут же опубликовало на своем сайте проект постановления о ставках утилизационного сбора, которые оказались даже чуть мягче, чем можно было рассчитывать. Для физических лиц предложены понижающие коэффициенты к базовой ставке, благодаря которым ввезти новую или подержанную иномарку в страну можно будет, заплатив за утилизацию всего лишь от 3000 до 5000 рублей. Но для юридических лиц все осталось на уровне первоначальных ожиданий. Любой произведенный в стране или импортированный автомобиль облагается утилизационным сбором, исходя из базовой ставки 20 000 рублей и повышающих коэффициентов, зависящих от объема двигателя и года выпуска. Так, для электромобилей и новых авто с двигателем объемом до 2 л коэффициент составит 1,34 – ставка 26 800 рублей. Новые автомобили с моторами объемом от 2 до 3 л обойдутся уже в 53 200 рублей. За машины с агрегатами объемом более 3,5 л придется доплатить 110 тыс. Ставки же для подержанных авто способны ужаснуть любого здравомыслящего человека. Но речь не о вторичном рынке. Гораздо важнее разобраться с самой идеей утилизационного сбора.

Почему для компенсации снижения таможенных ставок в рамках присоединения к ВТО был выбран именно этот механизм? То, что такой вариант пополнения бюджета разработан именно в связи с вступлением в ВТО, в доказательстве не нуждается, об этом открыто говорили даже самые высокопоставленные чиновники. Но ведь можно было предусмотреть массу других возможностей – от экологических сборов до налога на роскошь.

Тут надо учесть тот факт, что Россия действительно вплотную подошла к черте, за которой утилизация автотранспорта становится одной из важнейших проблем. Число автомобилей в стране уже превышает 40 млн. В 2013 г. будет необходимо утилизировать 1,5 млн транспортных средств, а к 2015 г. эта цифра достигнет 2,5 млн единиц. Это официальные прогнозы, и в целом они совпадают с оценками независимых аналитиков. Например, Стенли Рут, руководитель практики PricewaterhouseCoopers по оказанию услуг автомобильной отрасли в России, считает, что в течение ближайших десяти лет нашей стране предстоит утилизировать около 20 млн машин. И это еще оптимистичная оценка, учитывая, что средний срок эксплуатации автомобиля в России до сих пор был значительно больше аналогичных показателей развитых стран. Мы стремительно приближаемся к европейским нормам рынка, когда ежегодно утилизируется около 6% автопарка, а значит, вал утилизации в ближайшие годы будет превышать среднеевропейский уровень.

В ближайшие десять лет нашей стране предстоит утилизировать около 20 млн автомобилей.

Между тем необходимой для утилизации инфраструктуры в России нет. У нас функционирует лишь шесть шредерных заводов, а должно быть 30! Не хватает пунктов приема автомобилей в утиль и предприятий по разборке их на компоненты. Например, в Германии, где ежегодно в утиль отправляется 3,5 млн машин, предприятий, задействованных в процессе утилизации, около 16 тыс.

По оценкам западных аналитиков, необходимый объем инвестиций в эту отрасль составляет в России около 2 млрд евро в течение десяти лет. Казалось бы, логика введения утилизационного сбора становится понятной. Однако тут-то и начинаются основные вопросы. В Европе конечному потребителю утилизация обходится в 100–300 евро. Эта сумма заложена в стоимость автомобиля. В России же, как уже было сказано, минимальный утилизационный сбор составляет 26 800 рублей (680 евро). Если забыть о более высоких ставках для других категорий авто и считать по минимуму, то ежегодные поступления в бюджет от утилизационного сбора должны составить не менее 2 млрд евро. Немногим меньше получится, даже если вычесть из этих поступлений продукцию АвтоВАЗа, который, скорее всего, будет освобожден от уплаты утилизационных сборов по условию о производителях, взявших обязательство самостоятельно обеспечить утилизацию своей продукции, открыв пункты приема отслуживших автомобилей во всех городах России с населением более 500 тыс. человек.

То есть необходимые для создания инфраструктуры средства государство способно аккумулировать за два-три года. Вот только поступления от утилизационных сборов будут попадать не в какой-то целевой фонд, а непосредственно в Федеральный бюджет который, утверждается Госдумой на три года. Предусмотрено ли в бюджете финансирование строительства более чем 20 шредерных заводов и нескольких тысяч перерабатывающих предприятий? Лично мне очень хотелось бы увидеть соответствующий “бизнес-план”!

Еще одна базовая особенность утилизации автомобилей – ее прибыльность. Во всяком случае, в развитых странах – Европе, Японии, США – это так. Цель утилизации – не столько уничтожить пришедший в негодность автомобиль, сколько переработать его, снять пригодные для дальнейшей эксплуатации запчасти, а также рассортировать различные материалы: пластик, резину, стекло, цветные металлы и т.д. (все это будет продано, переработано и заново использовано). Например, в США около 82–83% каждого автомобиля перерабатывается для повторного использования. В машинах ведущих мировых производителей доля компонентов из вторсырья может доходить до 60%. И вполне естественно, что предприятие, занимающееся утилизацией, приносит неплохой доход. Настолько неплохой, что владельцы готовы к значительным затратам на обеспечение соответствия очень строгим экологическим требованиям.

Часто в развитых экономиках страховые компании, получив в собственность аварийный автомобиль, предпочитают не восстанавливать его, а сдать в утиль за остаточную стоимость. То есть не утилизаторам платят за утилизацию, а сами предприятия переработки готовы за разумные деньги выкупать для себя “сырье”.

В нашей же логике “заплати мне за то, что я на тебе заработаю”, согласитесь, есть что-то порочное! Если, конечно, цель – создание цивилизованной модели утилизации. Если же изначально предполагается не утилизация и переработка, а лишь захоронение “вредных отходов”, то и значительные утилизационные сборы – это просто плата государству за ущерб экологии и услуги по логистике.

Автопроизводители должны активно участвовать в создании системы утилизации реальными инвестициями.

К сожалению, пока именно второй вариант выглядит более вероятным. И подтверждением тому может служить недавний опыт государственной программы утилизации. На ее пике коллеги-журналисты одного из ведущих российских автомобильных изданий поставили эксперимент с приобретением на одном из пунктов приема “автохлама” за 10 000 рублей сданных в утиль “Жигулей”. Несмотря на все заверения чиновников, что такое в принципе невозможно, было доказано обратное. Утилизаторам оказалось гораздо выгоднее “сбросить” машину и получить прибыль без лишних трудозатрат.

Согласитесь, когда в стране нет выстроенной системы глубокой переработки “автохлама”, а максимум прибыли перерабатывающего предприятия складывается из нескольких ликвидных запчастей и металла, сданного на вес, то и большой заинтересованности в таком бизнесе не будет. Другое дело, если на продукцию переработки действительно есть спрос, если автопроизводители заинтересованы в использовании вторсырья, если работает система сертификации и официальной продажи бывших в употреблении запчастей. Но в этом случае автопроизводители должны активно участвовать в создании системы утилизации, и не отчислениями в бюджет, а реальными инвестициями. Вот только такая честь пока им даже не предложена.

Увы, нынешнее введение утилизационных сборов не свидетельствует о понимании чиновниками потребностей рынка. Просто еще одна форма налога на транспортное средство, которое чаще всего и роскошью не назовешь. Есть деньги на автомобиль – значит и с государством поделишься! 
 

Вам понравилось интервью?


Расскажите друзьям:
Рассказать во ВКонтакте Рассказать в Одноклассниках

Также высказались:

Обзоров машин на сайте:

5 2 0 1