ФОРМАЛЬНО “европротокол” у нас в силе с 1 марта 2009 года. Фактически за это время аварий в России произошло около 100.000, и многие из них подходили под условия прямого урегулирования ущерба: повреждения получили не более двух автомобилей, пострадавших нет, значит, тот, кого “стукнули”, может обращаться за компенсацией по ОСАГО в свою страховую компанию. Однако этим правом воспользовались только 6.800 человек. В Российском союзе автостраховщиков (РСА) причину видят в том, что было и третье условие: полисы “автогражданки” оба участника ДТП должны были приобрести тоже после 1 марта 2009 года. Те, кто успел заключить договор ОСАГО до этой даты, остались вне игры.
Недавно РСА отменил эту календарную дискриминацию. И теперь ждет, что “европротокол” заработает в полную силу.
Но это вряд ли. Ведь осталось немало “подводных камней”. При прямом урегулировании убытков компания, заплатившая своему клиенту, выставляет регрессный иск фирме, застраховавшей виновника ДТП. Однако единой методики оценки ущерба у страховщиков как не было, так и нет. Поэтому они, чтобы избежать разногласий, просто договорились: при каждой такой аварии перечислять друг другу определенную сумму – 22.000-32.000 рублей в зависимости от региона. Это, по мнению страховых компаний, средний размер компенсаций по ОСАГО. Только к реальной оценке ущерба это отношения не имеет – в любом случае страховщики стараются уложиться в лимит, о котором условились между собой. А какому владельцу, чью машину помяли в ДТП, понравится, что страховщик всеми правдами и неправдами силится занизить истинный размер убытков?
Упрощенное оформление аварий упирается в другой лимит – такая схема возможна, если размер ущерба не превышает 25.000 рублей. Опять-таки страховщики утверждают, что это – средняя сумма выплат по ОСАГО. Хотя в реальности, как уже неоднократно напоминал “Клаксон”, таких денег хватит лишь на мелкий ремонт какой-нибудь части отечественной модели. Кроме того, скажите на милость, как обычный автолюбитель – непрофессиональный эксперт – сумеет на глазок определить размер ущерба? Не дай бог, участники аварии согласятся на оформление ДТП без гаишников, а ущерб окажется больше 25.000 рублей! Страховая компания по закону только эту сумму пострадавшему и заплатит. Остальное придется выбивать с виновника ДТП через суд.
Еще раз приходится повторить: необходима единая методика определения размера компенсации страховщиками. Надо повысить до приемлемого уровня планку ущерба при упрощенном оформлении ДТП. Иначе “европейский протокол” у нас останется в списке благих, но так и не реализованных намерений.
Анатолий КИРИЛЛОВ