Идею дать водителям возможность отказаться от ненужных услуг, которые навязываются страховщиками при оформлении ОСАГО, озвучила Федеральная антимонопольная служба. Дело в том, что многие страховые компании вынуждают своих клиентов приобретать вместе с обязательным страхованием автогражданской ответственности дополнительную платную страховку, чтобы компенсировать свои потери, связанные с кризисом. Предоставление услуг по ОСАГО – довольно невыгодное для страховых компаний дело, так что некоторые организации просто отказывают клиентам в оформлении полисов без оплаты дополнительного страхового контракта. По данным ФАС, такие способы продавать лишние услуги практикуют в страховых компаниях 44 из 80 регионов России. За последний год количество жалоб от клиентов на подобные действия страховых компаний увеличилось более чем в четыре раза (с 1 664 штук в 2013 году до 7 366 в 2014 году).
«Период охлаждения» - это временной промежуток, в течение которого автомобилисты, купившие ОСАГО с «нагрузкой» в виде дополнительных сервисов, могут отказаться от них и вернуть свои деньги. Предполагается, что он составит 14 дней. Кстати, время на то, чтобы передумать, появится и у клиентов банков, которых вынудили купить страховку при получении кредита.
Сейчас инициативу ФАС рассматривает Российский союз автостраховщиков. Президент РСА и ВСС Игорь Юргенс сказал, что закон о подготовке комплекса мер по предотвращению практики навязывания дополнительных услуг сейчас обсуждается в комитетах, а также в президиуме Союза автостраховщиков. Правда, сотрудники РСА уже видят некоторые сложности в юридическом оформлении этого нововведения: важно делать различия между навязыванием и так называемыми кросс-продажами, когда страховщики просто пользуются визитом автомобилиста для того, чтобы предложить другие свои услуги.
Отметим, что в феврале текущего года представители РСА категорически отвергли идею введения «периода охлаждения». Тогда страховщики пояснили, что введение «периода охлаждения» сделает розничное страхование непривлекательным и лишенным экономического смысла для страховщиков, что усугубит ситуацию на рынке. Тогда Игорь Юргенс говорил о нововведении скептически: «Появление такого предложения было обусловлено тем, что ФАС выявила факты навязывания отдельными страховщиками дополнительных страховых услуг при заключении договоров ОСАГО. Но установление в страховом законодательстве „периода охлаждения“ коснется всех без исключения страховщиков, большинство из которых являются добросовестными».