KIA Sportage третьего поколения поменял внешность, характер и целевую аудиторию. Результаты трансформации из внедорожника в кроссоверы проявились на дорогах Кавказа
Какие-то пять лет назад предположение, что автомобили KIA станут имиджевыми продуктами, тем более трендсеттерами, казалось абсурдным. Тем не менее рыночные позиции корейцев стремительно усиливаются, авторитет компании растет вместе с ценами на ее продукцию, новые модели становятся желанными и востребованными, о чем свидетельствует статистика продаж, в том числе и в России. Компания уверенно держится в тройке лидеров российского рынка среди иномарок. За первые восемь месяцев 2010 г. в нашей стране продано 67 238 автомобилей KIA Motors – на 62% больше, чем годом ранее.
Слагаемых рыночного успеха KIA много, но привлекательный дизайн – в начале списка. Назовем вещи своими именами: корейцам впору ставить памятник шеф-дизайнеру Петеру Шрайеру. Маэстро, работавший в свое время над первым поколением Audi TT и VW New Beetle, сломал представление о KIA как о производителе утилитарных бюджетных машин. Сначала взгляды эстетов привлекли модные сee’d, Cerato и Sorento, но их успех наверняка перекроет новый Sportage – продукт, метящий в глобальные бестселлеры.
Дело, впрочем, не в одном лишь Шрайере. Он возглавил революцию, начатую в недрах KIA Motors. Рост продаж обеспечили реформаторы корейской фирмы, решившиеся на смену концепции производства. Если в “дошраеровскую” эпоху работа велась по принципу “много автомобиля за небольшие деньги”, то теперь – “яркий технологичный автомобиль по конкурентоспособной цене”.
Дизайнерская суть нового Sportage очевидна: он шоу-стоппер, эстетический магнит, воплощенная в железе харизма. Внешняя привлекательность достигнута простыми и внятными стилевыми решениями. Ключевой элемент дизайна – малая площадь бокового остекления. Из-за высоких бортов и узких боковых стекол Sportage ассоциируется со спорткаром. Динамичный облик задают также уменьшенная по сравнению с предшественником высота кузова, наклоненное лобовое стекло и расположенные под углом задние стойки. Эти решения были впервые использованы в концепте Kue, амбициозной заявке KIA на автосалоне в Детройте 2007 г. Анфас Sportage демонстрирует фамильные черты, по которым с недавнего времени безошибочно опознаются автомобили KIA. “Тигриный зев” радиаторной решетки известен по вышеупомянутым сee’d, Cerato и Sorento, а вот волнообразные наплывы по флангам капота и изогнутая кромка лобового стекла – свежие дизайнерские решения. Из-за светодиодных фар дневного освещения, эффектных “поворотников” в зеркалах и обилия хрома во внешней отделке новый Sportage выглядит франтом. И даже более того, в его внешности появились черточки, характерные для машин классом выше.
Как водится у мэтров, дизайнерские находки Шрайера функциональны. Скажем, отодвинутая назад задняя стойка гарантирует лучший в сегменте боковой обзор для пассажиров “галерки”. Размер, форма и пропорции передних и задних стоек обеспечивают щедрое пространство над головой как на первом, так и на втором ряду кресел. В минусы следует записать необразцовый обзор назад и вперед – виноваты все те же стойки, перекрывающие зону видимости в поворотах и при движении задним ходом.
Салон нового Sportage тонизирует в не меньшей степени, чем его внешность. Здесь доминирует напольная педаль “газа”, дизайнерские рукоятки рычагов 6-ступенчатой МКП или 6-диапазонной АКП, компактный руль с тремя короткими спицами и утопленные приборы. Массивная передняя панель, широкая у краев, резко сужается к центру. Это решение подчеркивает ширину автомобиля. Центральную консоль рубят горизонтальные уровни, серьезно улучшающие эргономику. Поручень на высоком центральном тоннеле намекает на внедорожный потенциал. Наконец, множество ниш, карманов и выемок характеризует Sportage как практичный автомобиль. Колени седоков переднего ряда соседствуют с мягким пластиком, локти возлежат на подлокотниках из кожзама. Картину, однако, портит толика бюджетных решений. И досаднее всего, что экономия проявилась на этапе доводки модели. Скажем, когда серийный Sportage дебютировал на Женевском автосалоне, он покорил изобилием мягких отделочных полимеров. Однако впоследствии упругий пластик исчез с большей части панелей дверей и рабочей зоны передней панели. Бюджетной отделку, безусловно, не назовешь, но все, как говорится, познается в сравнении.
В компоновочном смысле новый Sportage – типичная “обманка”: снаружи компактный, внутри просторный. Владельцам Sportage текущего поколения может показаться, что преемник уменьшился в размерах (такое впечатление сложилось у владельца машины образца 2004 г., который судил на глазок, сравнивая машины разных поколений в аэропорту Минеральных Вод, конечной точке ездовой презентации). Не верьте, однако, глазам своим. Новый Sportage прибавил 90 мм в длину, 15 мм в ширину и 10 мм в колесной базе. А вот высота и дорожный просвет, напротив, уменьшились – на 60 и 23 мм соответственно. Иными словами, с автомобилем произошли те же метаморфозы, что в свое время с Nissan Qashqai относительно Nissan X-Trail и VW Tiguan относительно VW Touareg. На выходе получился компактный кроссовер, иначе говоря – высокий хэтчбек на больших колесах с разумно-достаточным внедорожным потенциалом. К слову, об утраченных талантах “проходимца”. Увеличенный, относительно уходящего Sportage задний свес обеспечил прибавку объема багажного отсека, но ухудшил геометрическую проходимость. А дорожный просвет 172 мм откровенно мал для преодоления серьезного бездорожья. На размытых дождем проселочных дорогах Кавказа автомобиль то и дело чиркал защитой днища и бамперами. Создалось впечатление, что KIA пожертвовала интересами джиперов, ориентируясь на более молодую, обеспеченную и утонченную аудиторию.
Лазейка для поклонников off-road, впрочем, оставлена. Корейские инженеры готовы увеличить дорожный просвет российских Sportage при наличии спроса на такие модификации. Именно так, к слову, поступила Mitsubishi с ASX для нашего рынка. Для KIA разумнее всего было бы ввести в список опций так называемый “внедорожный пакет”. Тем более что с полноприводной трансмиссией у Sportage 2011 модельного года все в порядке. Полный привод AWD Dymanax от компании Magna доступен и с бензиновым, и с дизельным двигателем как для передне-, так и для полноприводных модификаций. В полноприводных версиях 100% крутящего момент передается по умолчанию на переднюю ось. Когда передние колеса теряют сцепление с дорогой, часть тяги автоматически перебрасывается назад. Если выбрать режим блокировки “Lock”, крутящий момент распределится между передней и задней осью поровну, и эта пропорция сохраняется до скорости 40 км/ч. В глинистых колеях кавказского бездорожья Sportage держался вполне уверенно даже с незаблокированной муфтой, досаждая разве что виляниями корпуса.
В асфальтовых дисциплинах Sportage демонстрирует большой прогресс в сравнении с предшественником. Там, где Sportage II кренился и медлил с реакцией на поворот руля, Sportage III уверенно противостоит боковой раскачке и незамедлительно подчиняется указаниям “баранки”. Плавность хода осталась при этом на высоте. Новый Sportage порадует как на хорошем автобане, так и на основательно разбитой грунтовке. Тряска на абразивном, испещренном ямами асфальте минимальна. Разве что установленным не по ГОСТу “лежачим полицейским” кроссовер раздавал звучные и хлесткие пощечины.
Секрет устойчивости и комфорта не только в уменьшенном клиренсе и расширенной колее (плюс 74 мм для передней и 75 мм для задней оси). Дело в ревизии передней и задней подвесок. Они смонтированы на облегченном подрамнике. Передняя подвеска McPherson перенастроена для более плавной работы, пружины закреплены здесь со смещенной осью нагрузки под наклоном – мощное оружие с боковой раскачкой. Сзади вместо “двухрычажки” Sportage II применена полностью независимая многорычажная конструкция.
Руль кроссовера настроен в современных традициях KIA – усилие в управлении снижается при парковке и при движении на малой скорости, на высоких скоростях “баранка” становится тяжелее. Единственная претензия – реактивного усилия в быстрых поворотах все же маловато. На горном серпантине Карачаево-Черкессии хотелось, чтобы руль был более упругим и чуть более щедрым на обратную связь. И тем не менее новый Sportage способен подарить драйверское удовольствие как на скоростной прямой, так на “быстрых” петляющих дорогах. Кроме точного руля машина порадовала отличной хваткой тормозов на любых поверхностях – автомобиль оснащается дисковыми тормозами, ABS и системой распределения тормозного усилия (EBD) уже в “базе” (у полноприводных версий увеличен диаметр задних дисков).
Двухлитровые двигатели, с которыми Sportage выходит на российский рынок, следует считать разумно-достаточными для машины весом от 1400 кг. Правильным выбором для города представляется моноприводная версия с 2-литровым бензиновым агрегатом, работающим в паре с 6-диапазонной АКП. Такой Sportage относительно доступен по цене, легче полноприводной модификации на 72 кг и уже потому довольно шустр в городской черте. Трансмиссия реагирует на “кикдаун” с запаздыванием примерно в 1 с, но неудобств при перестроениях и ускорении не возникает. Более того, городские поездки доставляют удовольствие. Затруднения начинаются при совершении быстрых обгонов на загородной трассе и при активном движении в гору. Увы, 150 л.с. и 197 Нм для довольно тяжелой машины все же маловато. К слову, с очень похожими трудностями в вышеназванных режимах сталкивалась и дизельная модификация. Автомобиль нехотя полз в гору на третьей передаче (стрелка спидометра застыла на отметке 50 км/ч), а при выборе второй закидывал стрелку тахометра к красной зоне. Остается пожалеть, что Sportage не достался ни зарезервированный для США 2,4-литровый 175-сильный бензиновый мотор, ни 2-литровый 180-сильный дизель, отданный в монопольное владение родственного Hyundai ix35. С этими агрегатами динамические возможности машины пришли бы в полное соответствие с ее яркой внешностью.
Выходом для активных водителей может стать моно- или полноприводной Sportage с МКП. Здесь вы получите и предсказуемость ускорения после понижения передачи, и возможность поддерживать высокие обороты двигателя при обгонах и езде в горах. “Автомат” Sportage в ручном режиме откровенно юлит, не позволяя удерживать пониженную передачу, – самовольно переключается “вверх”, когда обороты кажутся системе излишне высокими.
Самое удивительное, что 2-литровому Sportage хочется немедленно простить, что он не рвется в бой подобно BMW X1 и Mercedes-Benz GLK. Во-первых, этот автомобиль едет значительно резвее предшественника, давая ему фору и по экономичности. Во-вторых, остается надежда на пополнение моторной линейки более “горячими” двигателями. Кроме того, благодаря спортивным настройкам шасси, руля и тормозов Sportage претендует на лидерство в сегменте. В этом плане он – грозный соперник Ford Kuga и VW Tiguan. Не должна разочаровать и цена. По крайней мере, модификаций, ориентированных на горожан. Стоимость моноприводной версии, оснащенной 2-литровым бензиновым мотором и МКП, составит 829 тыс. рублей. Для сравнения: главный конкурент Nissan Qashqai в сопоставимой комплектации обойдется в 854 тыс. рублей. То есть если KIA и демпингует, то символически. Словом, Sportage заявляет о себе как о ярком, дерзком и амбициозном игроке в сегменте C-SUV, и конкурентам придется с этим считаться. Но главное, в новый Sportage в отличие от предыдущего легко влюбиться, за что поклон господину Шрайеру.
СРАВНИТЕ САМИ | |||
KIA Sportage 2.0 4WD AT6 | Nissan Qashqai 2.0 4WD CVT | Mitsubishi ASX 2.0 4WD CVT | |
Макс. мощность, л.с. | 150 | 141 | 150 |
Макс. момент, Нм | 197 | 196 | 197 |
Макс. скорость, км/ч | 180 | 178 | 188 |
Время разгона 0–100 км/ч, с | 11,2 | 11,3 | 11,9 |
Экономичность, л/100 км | 8,2 | 8,3 | 8,1 |
Безопасность EuroNCAP | нет данных | ***** | нет данных |
Цена, руб. | 1 059 900 | 993 000 | 999 000 |
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ KIA Sportage 2.0 AWD | |
Габариты, мм | 4440х1855х1635 |
Колесная база, мм | 2640 |
Клиренс, мм | 172 |
Объем багажника, л | 564–1353 |
Снаряженная масса, кг | 1450 |
Тип двигателя | бензиновый L4 |
Рабочий объем, куб. см | 1998 |
Макс. мощность, л.с./об/мин | 150/6200 |
Макс. момент, Нм/об/мин | 197/4600 |
Трансмиссия | автоматическая 6-диапазонная |
Привод | полный |
Макс. скорость, км/ч | 180 |
Время разгона 0–100 км/ч, с | 11,2 |
Расход топлива (средний), л/100 км | 8,2 |
Объем бака, л | 55 |