Новости, приходящие по лентам информагентств, по-прежнему не радуют, но нам, в этот раз, хочется отвлечься от уже надоевшего всем кризиса и помечтать о светлом, надеемся, будущем! «Каким вы его видите?» - этот вопрос мы задали нашим партнерам и коллегам.
Мы в компании Nissan считаем, что будущее уже наступило. Еще несколько лет назад мы приняли решение сконцентрироваться на развитии электрических автомобилей, и с тех пор двигаемся в этом направлении.
На сегодняшний день у нас в Европе уже есть два серийных электромобиля (пассажирский Nissan Leaf и фургон Nissan eNV-200), и мы уверены, что прогресс будет двигаться именно в этом направлении. Но у разных автопроизводителей подход к пониманию путей развития может различаться: кто-то, в отличии от нас, делает ставку на гибриды, а кто-то считает, что двигатели внутреннего сгорания еще не исчерпали свой потенциал и разрабатывает высокоэффективные турбомоторы с минимально возможным рабочим объемом. В краткосрочной перспективе все эти подходы имеют право на жизнь. Хотя бы потому, что далеко не все компании имеют возможность инвестировать в создание полноценных электрокаров. А это, поверьте, очень дорого! Если мне память не изменяет, то наши инвестиции в эту область составили порядка 5 млрд евро!
Возможны, повторюсь, разные подходы. Сомневаюсь я лишь в перспективности водородных двигателей. Главная проблема в том, что они требуют очень уж сложного и дорогого оборудования для заправки. Да и сам процесс может быть довольно опасен. Поэтому, если эта технология и получит какое-то развитие, то это будет еще не скоро.
Идея вырабатывать электричество на борту автомобиля тоже не кажется мне перспективной. Сейчас мы заряжаем наши электромобили от стационарных зарядных станций. А в принципе, это возможно делать даже в движении, но для этого потребуется специальная дорогостоящая инфраструктура. Успешные эксперименты уже были, но пока внедрение технологий дистанционной зарядки мы отложим на потом. Острой необходимости в них нет – люди привыкли к тому, что автомобили время от времени надо заправлять. Так почему бы их не заряжать? С точки зрения психологии, принципиальной разницы в этом нет. Да и зарядные станции становятся все доступнее и доступнее. Сегодня, насколько я знаю, в Европе их уже 10 500, и строятся еще. Не стоит забывать и тот факт, что заряжать электромобиль можно у себя дома через обычную стационарную сеть. Вы ставите машину на зарядку на ночь, и утром вас ждет готовый к эксплуатации автомобиль. Это же удобно! Понимаю, что в многоквартирных домах это сделать сложнее, но если в этом будет реальная заинтересованность, то решение несомненно найдется. Например, в Норвегии уже есть коммунальные зарядные станции на парковках. Что-то подобное появится и в других странах. Думаю, что будущее именно за ними. Все остальное – дело более отдаленной перспективы.
Развитие электромобилей, к сожалению, зависит не только от уровня технологий или наличия соответствующей инфраструктуры, но еще и от действий регулирующих органов. Я имею в виду само государство, действия которого в этом процессе играют решающую роль. Интенсивное развитие электротранспорта в уже упомянутой мной Норвегии было обусловлено тем, что государство предусмотрело определенный пакет бонусов и дотаций, чтобы заинтересовать потенциальных покупателей. В этой стране государственные субсидии на покупку электромобиля могут доходить до 30% от его стоимости! А среди дополнительных преимуществ следует отметить наличие в крупных городах гарантированных парковок для электрических автомобилей и возможность свободно передвигаться по выделенным полосам для общественного транспорта. Когда государство работает заодно с автопроизводителями, эффект не заставляет себя долго ждать.
В нашей стране пока все не так радужно, как в Норвегии. Но, насколько нам известно, государство осознает важность этой проблемы и готово принимать определенные шаги к ее решению. По всей видимости, скоро мы заметим какие-то сдвиги. Уже сейчас электромобили в России не облагаются налогом, парковка для них бесплатна, а возможность ездить по автобусным полосам рассматривается. Уверен, что и наше государство станет в этом вопросе активно сотрудничать с автопроизводителями!
Среди важных технологий, которые будут внедрены в обозримом будущем, я бы отметил еще беспилотное или автономное вождение. Про какие-то конкретные сроки, когда оно будет внедрено, говорить довольно сложно. Сейчас мы находимся на слишком раннем этапе развития. Но потребность в автомобильных автопилотах есть, и инженеры будут работать. Главную проблему я вижу в том, что разные производители сегодня по-разному понимают, что такое автономное вождение и как оно должно развиваться. Мы, в компании Nissan, разбиваем наши действия на несколько ступеней. Наша программа называется Intelligent Mobility, подразумевающая три направления:
Мы, в компании Nissan, разбиваем наши действия на несколько ступеней. Первое, это научить автомобиль автономно ехать в пробке. Это самое простое – система ProPilot уже находится в активной разработке, модели с первым уровнем этой системы ProPilot 1.0 появятся на европейских дорогах уже в следующем году. Второе, сделать так, чтобы автомобиль мог бы сам двигаться по скоростной автомагистрали и умел перестраиваться из ряда в ряд. Третье – это уже навигация, чтобы машина сама ехала по адресу. Это самое сложное, и до этого еще далеко.
Возможно, в процессе внедрения систем автономного вождения, появится необходимость связи с единым внешним центром управления, а также с соседними машинами. Если мы хотим, чтобы движение было действительно безопасным, то все автомобили в потоке, независимо от их марок и моделей, должны как-то коммуницировать и взаимодействовать друг с другом. Здесь опять едва ли не на первое место выходит роль государства, которое должно создать единые стандарты, протоколы, по которым машины будут «разговаривать» друг с другом. Поверьте, с автомобилями будет проще, чем с компьютерами и телефонами. Автомобиль – это социальное явление, которое больше влияет на нашу с вами жизнь и ее безопасность. Регулирующие органы гораздо быстрее найдут общий язык с производителем.
Я не верю, что в обозримом будущем люди откажутся от личных автомобилей. Да, некоторые уже сегодня воспринимают машину только как утилитарное средство передвижения и их вполне устраивает, например, каршеринг. Но тех, кто хочет иметь свой собственный автомобиль несоизмеримо больше. Особенно тех, кто живет за городом, и особенно в тех странах, где людям приходится преодолевать большие расстояния. А доля совместного владения автомобилем будет увеличиваться, но в ближайшее время она не станет преобладающей.
«А знаете ли вы, что автомобильный мир когда-то уже стоял перед выбором между бензином и электричеством?» Читать далее
«Важный фактор в пользу ДВС: рациональный подход человека к покупке автомобиля» Читать далее
«Мы смотрим в будущее и рассуждаем, при разработке нашей стратегии, не пятилетками, а, как минимум, десятилетиями!» Читать далее
«Компания Lifan старается всемерно приблизить тот момент, когда будущее, наконец, станет реальностью» Читать далее
«Повсеместный переход на электромобили или машины на водородном топливе невозможен хотя бы потому, что отсутствует соответствующая инфраструктура» Читать далее
«Нет унифицированного решения, способного удовлетворить потребности всех автовладельцев. Мы предвидим параллельное существование разных эко-технологий на протяжении длительного времени» Читать далее