Высказался в рамках следующего круглого стола:

Футурологический конгресс (почти по Станиславу Лему)

Новости, приходящие по лентам информагентств, по-прежнему не радуют, но нам, в этот раз, хочется отвлечься от уже надоевшего всем кризиса и помечтать о светлом, надеемся, будущем! «Каким вы его видите?» - этот вопрос мы задали нашим партнерам и коллегам.

Андрей Акифьев
17 июля 2016

Андрей Акифьев

управляющий директор Ниссан Россия

«У нас уже есть два серийных электромобиля, и мы уверены, что прогресс будет двигаться именно в этом направлении»

Мы в компании Nissan считаем, что будущее уже наступило. Еще несколько лет назад мы приняли решение сконцентрироваться на развитии электрических автомобилей, и с тех пор двигаемся в этом направлении.

На сегодняшний день у нас в Европе уже есть два серийных электромобиля (пассажирский Nissan Leaf и фургон Nissan eNV-200), и мы уверены, что прогресс будет двигаться именно в этом направлении. Но у разных автопроизводителей подход к пониманию путей развития может различаться: кто-то, в отличии от нас, делает ставку на гибриды, а кто-то считает, что двигатели внутреннего сгорания еще не исчерпали свой потенциал и разрабатывает высокоэффективные турбомоторы с минимально возможным рабочим объемом. В краткосрочной перспективе все эти подходы имеют право на жизнь. Хотя бы потому, что далеко не все компании имеют возможность инвестировать в создание полноценных электрокаров. А это, поверьте, очень дорого! Если мне память не изменяет, то наши инвестиции в эту область составили порядка 5 млрд евро!

Возможны, повторюсь, разные подходы. Сомневаюсь я лишь в перспективности водородных двигателей. Главная проблема в том, что они требуют очень уж сложного и дорогого оборудования для заправки. Да и сам процесс может быть довольно опасен. Поэтому, если эта технология и получит какое-то развитие, то это будет еще не скоро.

Идея вырабатывать электричество на борту автомобиля тоже не кажется мне перспективной. Сейчас мы заряжаем наши электромобили от стационарных зарядных станций. А в принципе, это возможно делать даже в движении, но для этого потребуется специальная дорогостоящая инфраструктура. Успешные эксперименты уже были, но пока внедрение технологий дистанционной зарядки мы отложим на потом. Острой необходимости в них нет – люди привыкли к тому, что автомобили время от времени надо заправлять. Так почему бы их не заряжать? С точки зрения психологии, принципиальной разницы в этом нет. Да и зарядные станции становятся все доступнее и доступнее. Сегодня, насколько я знаю, в Европе их уже 10 500, и строятся еще. Не стоит забывать и тот факт, что заряжать электромобиль можно у себя дома через обычную стационарную сеть. Вы ставите машину на зарядку на ночь, и утром вас ждет готовый к эксплуатации автомобиль. Это же удобно! Понимаю, что в многоквартирных домах это сделать сложнее, но если в этом будет реальная заинтересованность, то решение несомненно найдется. Например, в Норвегии уже есть коммунальные зарядные станции на парковках. Что-то подобное появится и в других странах. Думаю, что будущее именно за ними. Все остальное – дело более отдаленной перспективы.

Развитие электромобилей, к сожалению, зависит не только от уровня технологий или наличия соответствующей инфраструктуры, но еще и от действий регулирующих органов. Я имею в виду само государство, действия которого в этом процессе играют решающую роль. Интенсивное развитие электротранспорта в уже упомянутой мной Норвегии было обусловлено тем, что государство предусмотрело определенный пакет бонусов и дотаций, чтобы заинтересовать потенциальных покупателей. В этой стране государственные субсидии на покупку электромобиля могут доходить до 30% от его стоимости! А среди дополнительных преимуществ следует отметить наличие в крупных городах гарантированных парковок для электрических автомобилей и возможность свободно передвигаться по выделенным полосам для общественного транспорта. Когда государство работает заодно с автопроизводителями, эффект не заставляет себя долго ждать.

В нашей стране пока все не так радужно, как в Норвегии. Но, насколько нам известно, государство осознает важность этой проблемы и готово принимать определенные шаги к ее решению. По всей видимости, скоро мы заметим какие-то сдвиги. Уже сейчас электромобили в России не облагаются налогом, парковка для них бесплатна, а возможность ездить по автобусным полосам рассматривается. Уверен, что и наше государство станет в этом вопросе активно сотрудничать с автопроизводителями!

Среди важных технологий, которые будут внедрены в обозримом будущем, я бы отметил еще беспилотное или автономное вождение. Про какие-то конкретные сроки, когда оно будет внедрено, говорить довольно сложно. Сейчас мы находимся на слишком раннем этапе развития. Но потребность в автомобильных автопилотах есть, и инженеры будут работать. Главную проблему я вижу в том, что разные производители сегодня по-разному понимают, что такое автономное вождение и как оно должно развиваться. Мы, в компании Nissan, разбиваем наши действия на несколько ступеней. Наша программа называется Intelligent Mobility, подразумевающая три направления:

Мы, в компании Nissan, разбиваем наши действия на несколько ступеней. Первое, это научить автомобиль автономно ехать в пробке. Это самое простое – система ProPilot уже находится в активной разработке, модели с первым уровнем этой системы ProPilot 1.0 появятся на европейских дорогах уже в следующем году. Второе, сделать так, чтобы автомобиль мог бы сам двигаться по скоростной автомагистрали и умел перестраиваться из ряда в ряд. Третье – это уже навигация, чтобы машина сама ехала по адресу. Это самое сложное, и до этого еще далеко.

Возможно, в процессе внедрения систем автономного вождения, появится необходимость связи с единым внешним центром управления, а также с соседними машинами. Если мы хотим, чтобы движение было действительно безопасным, то все автомобили в потоке, независимо от их марок и моделей, должны как-то коммуницировать и взаимодействовать друг с другом. Здесь опять едва ли не на первое место выходит роль государства, которое должно создать единые стандарты, протоколы, по которым машины будут «разговаривать» друг с другом. Поверьте, с автомобилями будет проще, чем с компьютерами и телефонами. Автомобиль – это социальное явление, которое больше влияет на нашу с вами жизнь и ее безопасность. Регулирующие органы гораздо быстрее найдут общий язык с производителем.

Я не верю, что в обозримом будущем люди откажутся от личных автомобилей. Да, некоторые уже сегодня воспринимают машину только как утилитарное средство передвижения и их вполне устраивает, например, каршеринг. Но тех, кто хочет иметь свой собственный автомобиль несоизмеримо больше. Особенно тех, кто живет за городом, и особенно в тех странах, где людям приходится преодолевать большие расстояния.  А доля совместного владения автомобилем будет увеличиваться, но в ближайшее время она не станет преобладающей.

Вам понравилось интервью?


Расскажите друзьям:
Рассказать во ВКонтакте Рассказать в Одноклассниках

Также высказались:

Обзоров машин на сайте:

5 2 0 9