Дорогой длинною...
Логотип Land Rover

О Land Rover Discovery

По-русски

Ленд Ровер Дискавери

Тест-драйвов
17 (все тесты)
Двигателей
3 (открыть)
Комлектаций
9 (открыть)
Последнее поколение
IV рест. (открыть)
Отзывов на сайте
0 (прочитать)

Экспедиция на Land Rover Discovery по Якутии в рамках проекта “Открывая Россию” получилась экзотической. Мы прошли дорогой государевых ямщиков, половили рыбу по уникальной местной методе, пообщались с охотниками и “отшельниками” из удаленных сел

Идущие колонной семь внедорожников Land Rover Discovery 4 напоминают стрелу, пущенную по-над зимником Лены. Белоснежная, а местами ультрамариновая поверхность великой реки похожа на местные асфальтовые дороги: и там и здесь неожиданно “набегают” застывшие волны – следствие перепада температур. Нам еще повезло, что мороз выдался не сильный – максимум –15 °C, в конце марта нередко бывает и –30. Однако для Discovery это, по сути, тепличные условия, ведь в штатное оснащение входит предпусковой обогреватель Webasto, пневмоподвеска, а элементы шасси не “дубеют”, как это происходит при –70 °C, которые здесь случаются.

А вот сибирским ямщикам приходилось преодолевать в лютые морозы до 300 верст в день! Поначалу, после того как Петр I в 1698 г. издал указ о почтовом тракте от Москвы до Якутска, на Иркутско-Якутском участке трудились коренные жители – якуты, не проявлявшие, однако, особого рвения к такой службе. И с 1770 г. ямщицкую лямку стали тянуть ссыльные крестьяне из центральных губерний России. Многие современные жители сел в пойме Лены – их потомки.

Эти факты узнаем в поселке Еланка, куда добрались по зимнику из Якутска. Здесь местными энтузиастами восстановлено ямщицкое подворье начала XIX века. До середины XVIII столетия такие станции называли ямами (отсюда и “ямщик”), а позже – почтами. В реконструированных избах собраны любопытные предметы ямщицкого быта: сани, мельничные жернова, точила, пилы, ножи, упряжь, рыболовные снасти.

На следующий день совсем другая картинка. Съезжаем со льда Лены в сторону затерявшегося в снежной пустыне села Синск. Дорога идет через крутые снежные спуски и подъемы, которые преодолеваем с “поднятой” пневмоподвеской. Активирован и понижающий ряд передач, а тумблер системы Terrain Response установлен в положение “трава – гравий – снег”. Но вот на пути встает частокол березняка. Чтобы не задеть бортом березку, объезжаешь препятствия в легком заносе – забираешь чуть в сторону, затем, когда внешнее зеркало поравняется с деревом, поворачиваешь уже на березу, поддавая “газ”. Шины при этом приспущены до 0,9 атм – так пятно контакта увеличивается и опасность сесть на брюхо в глубоком снегу уменьшается.

Наконец добираемся до Синска. Это село получило печальную известность в 2013 г., когда здесь пропали две трехлетние девочки, приехавшие из города на лето к бабушкам. В местной прессе высказываются версии, кажущиеся невероятными столичным жителям: детей мог загрызть волк или унести крупный беркут, которых здесь изредка наблюдают сельчане. Ведь девочек так и не нашли.

Отрезанные от мира

Глава администрации села Синск Сергей Логинов встречает гостей хлебом-солью, роль которых здесь выполняют якутские лепешки, “мартышки” (аналог местного мороженого из сметаны, молока и взбитых сливок) и брусника с сахаром – все угощения, разумеется, приготовлены местными хозяйками. В беседе руководитель делится сокровенным: “Ждали, что через речку Синяя построят мост, но теперь, после присоединения Крыма, рассчитываем разве что на понтонную переправу”. На самом деле это крик души – ранней весной и осенью, когда лед тонок, Синск отрезан от мира. А вот сотрудницы местной библиотеки даже рады: “Зато из города не доходят алкоголь и наркотики, у молодежи нет соблазнов”, – говорит одна из них, из рода русских казаков.

Утром отправляемся осматривать петроглифы – наскальные рисунки, выполненные минеральной краской (о ее составе до сих пор спорят ученые) древними жителями этих мест. На растрескавшихся выступах скал видны изображения оленей и людей, сделанные еще во времена неолита и бронзового века. Древние картинки чем-то похожи на татуировки – рисунки будто впечатаны в структуру камня. У выведенных охрой оленей прорисованы группы мышц, осанка, передано движение. Рядом надписи мелом и белилами уже советской и постсоветской эпохи вроде “Люблю тебя, Саша. Аня”. Смотрится диковато, зато остро ощущается “связь времен”.

А еще каждый второй житель Синска находил вблизи своих жилищ кости мамонтов и других древних животных: все новые и новые артефакты являются на свет вследствие обвалов высоких берегов Лены и ее притоков. К примеру, сотрудница местной библиотеки рассказала мне, что в детстве нашла во время купания череп мамонта.

Ловись, рыбка

В центре Якутска установлен монументальный бронзовый памятник… карасю. Декоративная причуда? Так может решить тот, кто не знаком с историей и культурой Якутии. Дело в том, что во время Второй мировой войны якуты выживали во многом благодаря рыбалке, а именно добыче карася, который приспособился к жизни в непроточных и довольно мелких озерах. Ловили рыбу всей семьей, иногда всей деревней. Снасть, до сих пор не имеющая аналогов ни в какой иной точке России, состоит из пешни (тяжелого копья с древком), куйуура – сачка на длинной, до трех метров, ручке и тюерэя  – доски с круглым отверстием. Последняя нужна как опора для рукояти и в то же время ограничитель – страховка от падения в прорубь.

Наша рыболовная цель – озерко Сулуй, до которого доезжаем по узенькой, причудливо петляющей речке Кинкэмэ. Экстремален уже сам по себе съезд на ее лед с крутого склона. Помощник при спуске – это хорошо, но угол съезда очень крут. Кажется, что внедорожник перешел в вертикальную плоскость и вот-вот кувыркнется через крышу. Но истошно треща ESP, “британец” успешно соскальзывает вниз, звучно припечатав кромку льда бампером. Когда машина возвращается в горизонтальное положение, а я едва верю, что совершил столь опасный, как мне кажется, спуск.

Схема зимнего лова карася в целом проста: нужно просунуть рукоять сачка в отверстие доски, опустить снасть почти до дна, а затем крутить по часовой стрелке, будто размешиваешь чай в стакане. Со дна поднимается ил, а вместе с ним и караси, пребывающие в это время года в полусонном состоянии, – их начинает втягивать в образовавшуюся воронку. Примерно через 20–30 минут такого “водоворота” в сетке оказывается десяток-другой рыбин размером с ладонь. Тех, что поменьше, отдают собакам, остальных варят или жарят.

Процесс ловли рыбы куйууром завораживает. Отчасти – выверенными движениями рыбаков, отчасти тем, что одновременно якуты произносят магические наговоры вроде “ловись, рыбка, большая и маленькая”. Разговорившись, узнаю, что по совместительству они охотники и животноводы. Многие сетуют, что уже не наловишь зверья силками да капканами, как раньше, – сейчас это запрещено, а патроны дороги. Волки же лютуют – то и дело “режут” лошадей, которые пасутся здесь в изобилии, существуя исключительно на подножном корму. Небольшая пузатая лошадка, зарывшаяся головой в сугроб, – типичная картинка местного пейзажа. Тут тебе и вода в виде снега, и солома из-под него.

Якутск вчера и сегодня

На обратном пути в Якутск заезжаем в музей-заповедник с говорящим названием “Дружба”. Здесь в 1632 г. казаком Петром Бекетовым был основан Ленский острог (поселение-крепость), который впоследствии перенесли на другой берег Лены и назвали Якутском. Спрашиваю, почему “Дружба”. Оказывается, потому, что русские деревянные церкви и избы соседствуют на территории музея с исконными якутскими балаганами (прямоугольное строение из бревен, обмазанных смесью глины и навоза) и урасами (постройка из жердей конической формы, крытая берестой). Внутри исконных якутских жилищ меня заинтересовала система отопления – дрова жгли в небольшой конусообразной печи, больше напоминающей камин. Русские печи даже после прихода казаков якуты не сооружали – сложно и непривычно. Как следствие, тепло якутские камельки держали неважно – температура воздуха в помещении зимой не поднималась выше –5 °C. Неудивительно, что из 15–20 детей, которых рожала среднестатистическая якутская женщина, выживали двое-трое. Зато они были самыми сильными и здоровыми – практически естественный отбор по Дарвину.

Но вот и конечная цель путешествия – Якутск, столица Республики Саха. Уровень благосостояния этого города иллюстрируют современные жилые дома и гостиницы, а также частные автомобили – в основном это подержанные праворульные легковушки и внедорожники японского производства, которые гонят из Владивостока. Все это следствие относительно высоких зарплат, в особенности у работников газонефтяной и горнодобывающей отраслей. С этими приметами благосостояния контрастируют огромные деревянные бараки, натыканные по всему городу, порой в непосредственной близости от элитного новостроя. При этом из-за вечной мерзлоты все без исключения многоквартирные дома стоят на сваях, напоминая чем-то избушки на курьих ножках.

Что же до Land Rover Dis-covery, то они прошли в Якутии серьезную проверку на прочность. Ни многочасовое “топтание” в снегах Синска, ни бугры и ямы ленского зимника, ни покореженный асфальт Якутска не вывели ни одну машину из строя. При этом борьба с суровыми условиями Севера проходила в комфорте. Мягкая, но энергоемкая подвеска, обогрев обоих рядов кресел, удобные сиденья с широким диапазоном регулировок, качественная “музыка” – это лишь часть дорожного набора, который “британец” предлагает путешественникам. 

Вас заинтересует:

Вам понравился этот тест-драйв?

Рассказать друзьям:
Рассказать во ВКонтакте Рассказать в Facebook Рассказать в Twitter Рассказать в Одноклассниках



Модели в этом тест-драйве

Land Rover Discovery

2004 - сегодня

Поколений
3 смотреть
Класс
Внедорожник
Кузов
универсал
Тест-драйвов
17 смотреть
Технические характеристики

Сделано тест-драйвов:

2 0 8 7