Чтобы проверить в деле внедорожники и кроссоверы корейской марки Kia, мы отправились на Алтай. Ведь горные дороги могут быть очень коварными, даже если видимость и погода не предвещают ничего опасного

У жителей Алтая существует поверье: на вершине горного перевала надо выбросить в окошко автомобиля монетку, чтобы задобрить местных духов. Увы, я узнал это только по окончании нашей экспедиции, когда местный шаман объяснил причину произошедшего со мной казуса. Я ехал на Kia Sportage по относительно ровной грунтовой дороге, спокойно преодолел достаточно пологий перевал, как вдруг на спуске на панели приборов высветилась пиктограмма, свидетельствующая о падении давления в шинах. Так и есть – прокол заднего колеса. Но ведь дорога была ровная... В общем, пришлось повозиться с установкой запаски. Так что местных духов обижать нельзя.

Горная страна

Республику Алтай не стоит путать с Алтайским краем – она граничит с ним на северо-западе. На юго-западе от республики находится Казахстан, на юге – Китай и Монголия, на востоке – Тува и Хакасия и на северо-востоке – Кемеровская область. В северной ее части есть равнинные участки, но большая часть территории имеет горный рельеф. Здесь находится высочайшая точка Сибири – гора Белуха, высота которой составляет 4506 м. А рек и озер в горном Алтае видимо-невидимо. Наиболее крупные реки – Катунь и Бия – сливаются, образуя одну из самых больших рек Сибири – Обь.

Столица республики – Горно-Алтайск. Собственно, этот город на территории горного Алтая единственный, других просто нет. В начале XIX века в этом месте размещалось поселение телеутов. В 1824 году сюда перебрались русские и основали село Улала, куда стали приезжать священники и миссионеры, стараясь приобщить аборигенов к христианству (тем не менее языческие поверья у местных жителей, что называется, в крови). В 1928 году село Улала было преобразовано в город, который в 1932 м переименовали в Ойрот-Тура. А в 1948 году он сменил название на Горно-Алтайск.

Люди, кстати, жили здесь с давних времен. В окрестностях Горно-Алтайска в 1961 году были обнаружены древние орудия труда, возраст которых датируют от 150 тыс. до 1,5 млн лет. Сейчас население города составляет около 62 тыс. человек, что само по себе не много. Поэтому пробок здесь практически нет даже в часы пик. Архитектура большинства строений неброская, напоминающая о советском прошлом. Дома невысокие, встречаются хрущевки. Качество асфальта на основных улицах вполне приличное. В целом городок уютный, но смотреть здесь в общем-то нечего. Все самое интересное начинается за городом.

Сплав

Мой путь лежит на юго-запад от Горно-Алтайска. Впрочем, первая часть путешествия совсем не автомобильная: организаторы мероприятия предложили сплавиться по реке Катунь, и я не смог отказаться. Считаю, что это должен попробовать каждый.

Облачаюсь в специальный костюм, обувь, каску, надеваю спасательный жилет и выслушиваю инструктаж. На руле сидит инструктор, а по бортам – гребцы. Одним из них буду я. Движение по реке регулируется всего двумя командами: «Ход» и «Табань». Первая означает, что надо сделать гребок, вторая – перенос весла для нового гребка. Инструктор может давать эти команды отдельно правому и левому борту. Главное, не перепутать, на каком борту сижу я, и работать синхронно с другими гребцами – сидящие сзади подстраиваются под передних.

Есть, правда, и еще одна, дополнительная, команда: «Твою мать!». Она означает, что надо грести быстрее. А когда инструктор говорит: «Суши весла», гребля прекращается и можно наслаждаться окружающими красотами. Приказы инструктора должны выполняться беспрекословно – споры не допускаются. Если гребец не слушается инструктора, тот бьет его веслом по голове, для чего и надевается каска. Шутка.

Садимся в рафт (так называется надувная лодка для рафтинга). Ногами цепляюсь за веревку на дне, чтобы не выпасть. Поплыли. Выравниваем лодку носом по течению и «сушим весла». Течение мощное, поэтому грести не нужно. Вокруг лесистые горные пейзажи – лепота! Проходит минут пять, и безмятежное времяпровождение заканчивается. Начинаются пороги. Теперь только держись и греби согласно командам инструктора!

Рафт, кажется, несет прямо на камни, но в последний момент мы уворачиваемся от них, после чего на пути возникают новые валуны... Потом передышка и мы вновь наслаждаемся природой, затем приближается очередной порог... Все мокрые насквозь, вода холоднющая, адреналин хлещет через край! Инструктор говорит, что организм мобилизует свои силы и простудиться практически невозможно. Подтверждаю. Не знаю, сколько все это длилось, кажется, что несколько минут. Словом, время пролетело незаметно. Ощущения после сплава – будто заново родился!

На обратном пути вижу указатель с известным по СССР названием – «Манжерок». В 1966 году здесь проводился фестиваль дружбы монголо-советской молодежи. К этому фестивалю по спецзаказу была написана песня, исполненная Эдитой Пьехой и ставшая впоследствии шлягером. Рядом с поселком находится озеро Манжерокское. Водоем совсем небольшой, зато выглядит весьма живописно: озеро окружают зеленые горы. А вот на пляже всюду таблички, запрещающие купаться, хотя в советские времена озеро было популярным местом отдыха. Да и сейчас оно довольно известно.

Главная артерия

Основной магистралью Алтая является, конечно, Чуйский тракт. И значительная часть моего путешествия прошла именно по этой дороге (с небольшими «ответвлениями» в ближайшие деревеньки). Начинается трасса в Новосибирске, проходит через Горно-Алтайск и заканчивается на границе с Монголией. Свое название тракт получил в честь реки Чуи, являющейся правым притоком Катуни. Вдоль Чуи и проходит трасса в южной ее части.

Раньше здесь была совсем другая дорога, и называлась она Мунгальским трактом. Точнее, не дорога это была вовсе, а тропа – о ней упоминается в китайской летописи тысячелетней давности. Пользовались ею торговцы, ведущие свои караваны в Монголию и Китай. Непосредственно в Чуйский тракт тропа превратилась в 1901 году, когда на средства комитета Сибирской железной дороги началось строительство колесной дороги с помощью крестьян из близлежащих сел. Ширина ее составила 5 аршин, или, по нашим меркам, около 3,5 м.

Трасса, надо сказать, живописнейшая. На всем ее протяжении взору открываются такие виды, что невольно сбавляешь скорость, а временами останавливаешься, чтобы запечатлеть на фотоаппарат окружающие красоты. А в месте слияния Чуи и Катуни хочется установить палатку и остаться здесь если не навсегда, то хотя бы на пару недель. Что с удовольствием и делают туристы.

Качество асфальта отличное. И разметка на протяжении моего пути была образцовой. А ведь асфальтировали дорогу в 2007 году, и до сих пор она находится в великолепном состоянии – многие подмосковные шоссе могут Чуйскому тракту позавидовать. Трасса пользуется популярностью у автомобильных и мототуристов, а также у любителей проехаться автостопом. Вот и я ехал бы по ней и ехал. Но надо возвращаться назад – в Горно-Алтайск.

Есть выбор

На протяжении путешествия я протестировал четыре модели Kia. Это кроссоверы Sportage, Sorento, Sorento Prime и внедорожник Mohave. Первым был Sportage. Удобная посадка, логичная эргономика и приличное качество отделочных материалов. Турбодизельный 2-литровый агрегат мощностью 184 л.с. отличается хорошей тяговитостью на горной дороге и прекрасно сочетается с 6-диапазонным «автоматом». Разве что реакции на педаль акселератора временами кажутся заторможенными, а «спортивного» режима здесь нет. Зато управляемость практически легковая, и рулевое управление обеспечивает водителя всей нужной информацией. Подвеска безупречно глотает мелкие неровности, но на более крупных ямках упирается в буферы отбоя. В целом кроссовер хорошо приспособлен для асфальта и неплохо ведет себя на грунтовках. К слову, после вышеупомянутого прокола колеса на ходу автомобиль не изменился, и, если бы не сообщение на панели приборов, я бы ничего не заметил. Это говорит о хорошей сбалансированности шасси.

Пересаживаюсь в Kia Mohave и словно попадаю в прошлое. Рамный кузов хорош на бездорожье, но на асфальтовых дорогах и грунтовках внедорожник отличается неповоротливостью, кренами и замедленными реакциями на управляющие действия. Неподрессоренные массы в подвеске столь велики, что автомобиль вздрагивает на любой мелочи, а на грунтовых дорогах вибрация и тряска заставляют... увеличить скорость. Потому что на высокой скорости внедорожник едет более плавно. Зато его 3-литровый 250-сильный турбодизель великолепен, как и автоматическая коробка передач. И, несмотря на тряску, на Mohave не страшно лезть в самые глухие дебри.

После Mohave перехожу в новейший Sorento Prime и оказываюсь в будущем. Современный дизайн салона, качественные отделочные материалы и отличная управляемость, словно у бизнес-седана. Турбодизельный силовой агрегат объемом 2,2 л, развивающий 200 л.с., прекрасно ладит с «автоматом». В общем, замечательный автомобиль для путешествий. Разве что подвеска на плохих дорогах, особенно на грунтовках, жестковата. Зато ее не пробивает, как на Sportage.

И очень понравился «простой» Sorento – предшественник Sorento Prime. И пусть его салон не такой современный, а управляемость не столь отточена, зато плавность хода едва ли не лучшая в этой четверке. На мой взгляд, именно на этом автомобиле путешествовать на дальние расстояния комфортнее всего. Тем более что двигатель и «автомат» здесь точно такие же, как и у Prime, и трудятся так же хорошо.

Впрочем, для путешествий по Алтаю (да и не только по нему) прекрасно подходит любая из протестированных мной моделей Kia. Главное, чтобы духи гор были благосклонны. 

Вам понравился этот тест-драйв?

Рассказать друзьям:
Рассказать во ВКонтакте Рассказать в Одноклассниках



Модели в этом тест-драйве

KIA Mohave

2008 - сегодня

Поколений
3 смотреть
Класс
Внедорожник
Кузов
универсал 5-дв.
Тест-драйвов
6 смотреть
Отзывов
4 смотреть
Технические характеристики

KIA Sportage

2004 - 2021

Поколений
5 смотреть
Класс
Внедорожник
Кузов
универсал 5-дв.
Тест-драйвов
22 смотреть
Отзывов
24 смотреть
Технические характеристики

KIA Sorento

2002 - сегодня

Поколений
7 смотреть
Класс
Внедорожник
Кузов
универсал 5-дв.
Тест-драйвов
18 смотреть
Отзывов
4 смотреть
Технические характеристики

Сделано тест-драйвов:

3 0 3 6