Высказался в рамках следующего круглого стола:

Итоги первого полугодия 2015 на российском автомобильном рынке

Позади первое полугодие 2015 года. На российском авторынке продолжается кризис. Каковы итоги последних 6 месяцев и ближайшие перспективы?

Дмитрий Европин
28 июля 2015

Дмитрий Европин

главный редактор портала MotorPage.ru

Откуда оптимизм?

Второй квартал года близится к завершению, скоро будут подведены итоги продаж новых автомобилей на российском рынке за шесть месяцев, появятся скорректированные прогнозы. Пока эксперты верят в «оптимистичный» сценарий. Но на каком основании?

В мае были подведены итоги апрельских продаж. Как говорится, посчитали – прослезились! «Рынок в 132 тыс. проданных автомобилей достиг в апреле самой низкой точки за десятилетнюю историю статистики АЕБ», – заявил глава комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса Йорг Шрайбер. Почти такими же были продажи в кризисном 2009 г., но все же тогда своих владельцев обрело на 4 тыс. автомобилей больше (136 тыс.). Впрочем, г-н Шрайбер уточнил, что не ожидает дальнейшего снижения, с его точки зрения, рынок должен стабилизироваться. То есть в апреле спрос достиг нижней точки и дальше должен прирастать. Вот только понять бы, благодаря чему?

Напомню, снижение рынка новых машин в России с января по апрель 2015 г. составило 37,7% по отношению к тому же периоду 2014 г. В апреле падение достигло 41,5%.

Разброс же в годовых прогнозах, которые делались до сих пор, не так велик – спад от 22 до 35%. Например, та же АЕБ рассчитывала на падение рынка в 24,2%, до 1,89 млн штук. Чиновники Минпромторга говорили, что продажи могли бы упасть и вдвое, но благодаря господдержке итоговые результаты составят 1,98 млн машин. Консалтинговое агентство PricewaterhouseCoopers оценивало рынок легковых автомобилей в РФ в 2015 г. по двум сценариям – в объеме от 1,52 до 1,75 млн единиц. То есть падение предполагалось либо на 35, либо на 25%. Хотя к более негативному сценарию к концу весны начали склоняться и сами участники рынка. Так, президент Kia Motors Rus Ким Сонг Хван заявил, что вероятнее всего год придется заканчивать с падением 30%.

Любопытно, что, по данным ряда опросов населения о масштабах бедствия на российском рынке в 2015 г., цифры получились куда более драматичными. Средневзвешенная оценка обывателей – спад на 50%. Это свидетельствует, что, возможно, автопроизводители, чиновники и представители независимых аналитических организаций недооценивают силу негативных настроений в обществе. А ведь именно от этого зависит, будет подъем на рынке или нет.

Более того, уже сейчас можно констатировать, что факторов, которые могли бы стать драйверами роста продаж, в этом году крайне мало. Что сегодня сталкивает рынок вниз? Доходы населения, вопреки заверениям правительства, в реальном выражении продолжают сокращаться. Ослабление рубля пока не привело, как после кризиса 1998 г., к мощной волне импортозамещения: дешевых отечественных товаров на полках магазинов не прибавилось – напротив, в основном все дорожает. Санкции, наравне с изменением валютных курсов, тоже внесли свою лепту.

Стоит ли говорить, что в коммерческом секторе роста зарплат не наблюдается, а если у определенных категорий госслужащих они и повысились, то не настолько, чтобы это могло стать существенным стимулом к предъявлению дополнительного спроса на авторынке.

По-прежнему растет стоимость эксплуатации автомобиля. Это цены на бензин, запчасти, услуги сервиса. Но еще большую роль в формировании негативных ожиданий играет повышение стоимости обязательного страхования автогражданской ответственности: тарифы на ОСАГО в ряде регионов увеличились чуть ли не вдвое.

Сегодня большинство автопроизводителей ведут тяжелую борьбу за восстановление доли автокредитования в продажах. В 2014 г. она составляла немногим более 40%, но после повышения процентных ставок Центробанком в начале года впору было ставить крест на таких кредитах. Ныне ставки постепенно снижаются (хотя и остаются на высоком уровне), а значит, у автопроизводителей появляется надежда. Должна помочь и программа субсидирования в автокредитовании и лизинге. И все же при оценке факторов, влияющих на рынок, «доступность кредита» сейчас надо относить к негативным. Слишком значительное психологическое давление на потребителя было оказано в первые месяцы года, хорошо, если к осени доля продаж в кредит в целом по рынку достигнет 25–30%.

Помимо перечисленных есть еще ряд причин, не способствующих улучшению потребительских настроений. Это и уход с рынка некоторых автомобильных марок, и приостановка развития дилерской сети у большинства брендов, и сворачивание бизнеса дилеров. А еще постоянно поступают сообщения о сокращении производства на российских автозаводах…

По большому счету, не добавляют оптимизма и новости о ценах на автомобили. Они росли с начала года и только к концу весны, когда рубль чуть укрепился, некоторые марки пошли на их коррекцию вниз. Впрочем, нашлись и те, кто заявил, что даже в случае укрепления рубля цены не будут снижены, поскольку необходимо компенсировать потери, понесенные во время кризиса. Как подобную позицию оценит потребитель?

Нельзя не упомянуть и еще об одной тенденции. Если в 2013–2014 гг. на фоне сокращения продаж новых автомобилей вторичный рынок демонстрировал уверенный рост, то ныне ситуация изменилась. Продажи автомобилей с пробегом тоже снижаются, пусть и не столь существенно, как новых. По данным агентства «Автостат», в апреле, когда первичный рынок рухнул на 41,5%, «вторичка» просела на 30%. Всего за первые четыре месяца снижение продаж в этом секторе рынка составило 22,7%. Можно предположить, что в предыдущие два года у многих покупателей не хватало накоплений для приобретения нового автомобиля и они уходили за подержанными. Теперь же и на вторичном рынке уровень цен не соответствует покупательской способности.

Любопытно, что в попытке найти хоть какой-то позитив во всем происходящем один из уважаемых российских автожурналистов заметил, что не надо постоянно сравнивать продажи этого года с прошлым, давайте лучше посмотрим на продажи к предыдущим месяцам. И тогда выйдет, что на рынке рост – в феврале продано больше, чем в январе, в марте – больше, чем в феврале, апрель тоже порадовал. Так, глядишь, к концу года и выйдем на желаемую динамику продаж!

Может быть, сам того не желая, уважаемый коллега привел очередной аргумент в пользу того, что по итогам года продажи в лучшем случае составят 1,55 млн новых автомобилей. Если посмотреть распределение сбыта по месяцам в предыдущие годы, легко заметить, что «в норме» в первые три-четыре месяца рост. Затем наступает стабилизация, и продажи колеблются от месяца к месяцу приблизительно на уровне результатов апреля вплоть до декабря, когда очень вероятен большой предновогодний всплеск спроса (хотя возможно оживление и в сентябре). Увы, поводов надеяться, что нынешний год будет чем-либо отличаться в лучшую сторону от этой тенденции, нет. А значит, и на «планируемые» АЕБ и Минпромторгом 1,89–1,98 млн проданных автомобилей надежды нет.

Программы господдержки при утилизации и trade-in, а также субсидирования в автокредитовании и лизинге, к сожалению, в 2015 г. дают гораздо меньший положительный эффект, чем раньше. И это закономерно. То, что хорошо работало в одних условиях, не обязательно так же сработает в других. Вновь вспоминается девальвация 1998 г., тогда это было окном возможностей для развития. А какие перспективы открывает нынешнее ослабление рубля?

Впрочем, один положительный момент в происходящем есть. Уже сегодня многие автопроизводители понимают: в таких условиях необходима продуманная, выверенная, умная маркетинговая, финансовая и производственная политика. Просто переждать кризис, затаиться до лучших времен не получится. Если ничего не делать, можно лишиться всего. Именно сейчас время перераспределения долей на рынке, создания его нового облика, пусть и дорогой ценой.

Дмитрий Европин, главный редактор журнала "MotorPage"
Автор
Дмитрий Европин, главный редактор журнала "MotorPage"

Вам понравилось интервью?


Расскажите друзьям:
Рассказать во ВКонтакте Рассказать в Одноклассниках

Также высказались:

Обзоров машин на сайте:

5 2 0 9