окт 2009

Октябрь 2009: автоновинка - Легкость бытия

Легкость бытия
Автомобили "Audi" избавляются от лишнего весаВ последние годы стало едва ли не правилом, что автомобили с каждым новым поколением становятся все больше и тяжелее. Некоторые компании решили повернуть этот процесс вспять. Скажем, инженеры “Audi” теперь уделяют легкости конструкции не меньше внимания, чем мощности или комфортабельности машины.

ВИДЕЛИ цирковой номер, когда клоун натужно выжимает огромную бутафорскую гирю, сделанную из папье-маше? Наверное, мы тоже выглядели довольно комично, когда с опаской пробовали поднять тяжеленную с виду деталь, а та вдруг оказывалась необычно легкой. В центре разработки алюминиевых и облегченных конструкций компании “Audi”, что в немецком городе Некарсульме, такие сюрпризы – на каждом шагу.

Алюминий и схожий с ним по свойствам магний здесь называют приоритетными материалами. Они не только гораздо легче стали, но и жестче на изгиб и кручение. И дело не только в структуре металла. За счет разницы в весе у алюминиевых несущих элементов можно делать более толстые, а значит, и прочные стенки.

Audi Ажурная конструкция детали подсмотрена у природы.

Audi Такие педальные автомобильчики позволяют наглядно продемонстрировать преимущества облегченных машин.

Да, но при всех достоинствах у алюминия есть и серьезный недостаток: поврежденные кузовные детали сложно ремонтировать. Это вам не пластичная сталь, которую можно “выколачивать” и “тянуть”.

– Алюминиевые кузова мы ремонтируем по иной технологии, – представителя компании Франка Винера трудно застать врасплох. – Поврежденный участок, будь то вмятина или часть силового элемента, следует вырезать и приделать новый с помощью сварки, клея, винтов или всего сразу. Отремонтированный участок будет столь же прочным, как и прежде. А стоимость ремонта – не дороже, чем обычно. По крайней мере в Европе автомобили с алюминиевыми кузовами страхуются по тем же расценкам, что и прочие..

Но изготовить легкий сплав – это полдела. Форма детали должна быть такой, чтобы могла сохранять высокую прочность при минимуме затраченного металла. Здесь разработчики обратились за помощью к природе и подсмотрели решения, например, в строении древесных волокон или костей птицы. Некоторые детали в разрезе представляют собой ажурные конструкции со сложным переплетением внутренних ребер жесткости, которые выдерживают нагрузку не хуже монолитных элементов.

– А как вы решаете проблему неизбежной коррозии на стыках алюминиевых и стальных деталей? – снова обращаюсь к Франку Винеру.

– Это не проблема. Мы никогда не соединяем такие детали без соответствующей изоляции. Как правило, это специальный клей или слой нейтрального материала.

Кстати, соединять детали – тоже целая наука. Как вам, к примеру, лазерная сварка, которая практически не оставляет швов? Или винты-саморезы из специального сплава с особо частой резьбой? Я уже не говорю о клеях, которые по прочности порой не уступают традиционным соединениям.

Сбросить оковы

ЭТО БЫЛА не шутка – немцы вполне серьезно предложили нам прокатиться на… педальном автомобильчике.

Сначала предстояло пройти трассу из конусов и горок на утяжеленном варианте, к корпусу и колесам которого прикрепили железные чушки. А затем – на машинке без отягощений. Ну и кто бы сомневался, что тяжелый автомобильчик окажется более неуклюжим в поворотах и медлительным на подъемах? Просто таким образом команда “Audi” предложила нам на собственной шкуре (точнее, на икроножных мышцах) познать, как на перегруженной машине себя чувствуют двигатель и ходовая часть. Подтверждаю – несладко.

Audi Легкий прототип (спереди) без труда соперничает с более мощным серийным “Audi A5”.

Audi Лазерная сварка позволяет соединять алюминиевые части кузова практически без швов.

На следующем этапе сравнивали поведение двух уже настоящих автомобилей на скоростной извилистой трассе. С виду эти “Audi A5” выглядят одинаково. А вот и нет – рядом с обычной серийной моделью красного цвета стоит ее белый экспериментальный близнец, который весит на пару сот килограммов меньше. Причем более тяжелая базовая версия вооружена 265-сильным V6, а на прототип установили турбомотор “2.0 TFSI” мощностью 211 л.с. Задача – выяснить, на каком из двух купе легче удержаться “на хвосте” у флагманской машины с инструктором за рулем.

Всем известно, что в автогонках нередко выигрывают машины, которые при прочих равных условиях уступают соперникам в мощности, но зато легче их. Но одно дело знать, а другое – прочувствовать самому. И если разницу в динамике прототипа и серийной модели уловить трудно (что само по себе уже достижение), то “ставить” облегченную версию в повороты было ощутимо легче. Даже если судить по степени намокания рубашки на спине..

А теперь – инструментальные замеры. Сравниваем экономичность двух “TT Coupe” – серийного с атмосферным 250-сильным V6 и облегченного прототипа с 200-сильным “2.0 TFSI”. Главное в этом эксперименте – с помощью компьютера держать там и там одинаковые “городские” обороты, как при езде по улицам мегаполиса. Нетрудно угадать, что победил прототип. Как зафиксировала электроника, на дистанции 100 км он израсходовал бы бензина на 2-2,5 л меньше, чем соперник. Эффектно, хотя, честно говоря, было бы куда нагляднее, если схожий результат показали автомобили с одинаковыми двигателями..

Тем не менее намек был совершенно ясен: зачем переплачивать за более мощный двигатель и немалый расход топлива, если можно просто купить более легкий автомобиль? Допустим, с четырьмя кольцами на капоте..


Вас заинтересует:

Интересная новинка?

Расскажите друзьям:
Рассказать во ВКонтакте Рассказать в Facebook Рассказать в Twitter Рассказать в Одноклассниках


Комментарии к новинке

Оставить комментарий

Хотите поделиться своим мнением?

Чтобы мы могли показать ваше имя и аватарку, пожалуйста зайдите на сайт через одну из соц.сетей

Написано новостей:

1 7 7 3 9