Ветеран внедорожного фронта

“Defender” – одна из легенд автомобильного мира. Его выпуск начался почти 60 лет назад, и с тех пор внедорожник практически не изменился. По заверениям производителя, более 70% выпущенных за это время “Дефендеров” еще в строю. Это ли не показатель удачной конструкции? В старейшем из джипов “Land Rover” удивительно переплелись практичность и неповторимая аура моделей середины ХХ века. “Defender” по сей день имеет устойчивый спрос, в том числе на вторичном рынке.

Бытовая техника

РАЗРАБОТКУ своего первого внедорожника концерн “Rover” начал в 1947 году. После Второй мировой войны престижные легковые автомобили (основная продукция фирмы) не пользовались спросом. Англичанам срочно понадобился “антикризисный продукт”. Среди множества предложений выбрали проект главного конструктора “Rover” Мориса Вилкса. Он справедливо рассудил, что для возрождающейся страны подойдет универсальное транспортное средство наподобие американского “Willys Jeep”, пригодное для сельского хозяйства и других утилитарных целей.

Прототип отличался открытым кузовом без дверей, а также необычным расположением руля по центру автомобиля и обшивкой кузова листами авиационного алюминия (сталь тогда была в дефиците). Конструкцию рамного шасси создатели почти без изменений позаимствовали у “Jeep”, а 1,4-литровый 46-сильный двигатель и четырехступенчатую коробку передач взяли от своего предвоенного экспериментального автомобиля. “Бытовое” предназначение машины выдавали выведенные вперед, назад и вбок приводные валы для различного навесного оборудования.

Испытания прошли успешно, и в 1948 году модель под названием “Land Rover” запустили в серию почти без изменений. Остался даже уникальный алюминиевый кузов. Лишь рулевое управление перенесли на традиционное место возле борта, а в кузове появились двери. Кроме того, из-за трудностей с поставкой краски первые экземпляры щеголяли армейским зеленым цветом.

Между прочим, компания “Rover” планировала через 2-3 года свернуть выпуск внедорожника, но судьба распорядилась иначе… Впоследствии автомобили первого поколения получили обозначение “Series I” (“1-я серия”).

Поначалу покупателям предложили только одну модификацию – спартански оснащенный открытый джип с колесной базой 80 дюймов (203,2 см) и 1,6-литровым четырехцилиндровым бензиновым двигателем от модели “Rover P3”, развивавшим 50 л.с. Даже матерчатый верх предлагали за доплату.

Большинство клиентов это устраивало, а для людей более взыскательных ателье “Tickford” разработало свою версию внедорожника с закрытым семиместным кузовом и шикарной (по сравнению с базовым “Land Rover”) отделкой салона. Но модель “Station Wagon” получилась очень дорогой и не нашла должного спроса: всего на свет появился 641 “люксовый” джип. Сегодня такие машины – коллекционная редкость.

В конце 1951 года автомобиль подвергся небольшой модернизации. В частности, появился более мощный (52 л.с.) двухлитровый двигатель, а фары “переехали” из-за решетки радиатора на переднюю панель кузова.

Значительные изменения произошли в 1953 году. Колесная база стандартной машины удлинилась до 86 дюймов (218,4 см), появилась съемная жесткая крыша. Также дебютировала закрытая версия “Station Wagon” – в отличие от люксового тезки 1948 года она позиционировалась как коммерческий транспорт или небольшой автобус для перевозки рабочих бригад. Изюминкой этой модификации стала специальная двойная крыша “Safari”. В жару она сохраняла в салоне прохладу, а в холода – тепло.

Вдобавок модельный ряд пополнился пикапом с удлиненной до 107 дюймов (271,8 см) базой. Причем вся прибавка пошла на увеличение грузового отсека. С 1956 года это шасси стало доступно и для “Station Wagon”.

В 1957 году базу стандартных модификаций и пикапа снова увеличили – до 88 дюймов (223,5 см) и 109 дюймов (276,9 см) соответственно. Это было необходимо для установки нового двухлитрового дизеля, который отличался современным верхнеклапанным механизмом газораспределения и стал одним из первых высокооборотных двигателей этого типа. Он развивал ту же мощность, что и бензиновый собрат – 52 л.с.

Успех “1-й серии” вдохновил создателей на выпуск машины следующего поколения – “Series II”. Она вышла на рынок в 1958 году. Кроме слегка измененного дизайна ее отличала новая 77-сильная 2,25-литровая бензиновая “четверка”. Правда, первые 1.500 автомобилей с короткой 88-дюймовой базой сошли с конвейера со старым двухлитровым мотором.

В 1961 году появилась одна из самых популярных в истории марки “Land Rover” модель “Series IIA”. В некоторых странах (в частности, в Австралии) она занимала 90% рынка внедорожников! Внешне от машины без литеры “A” она практически не отличалась до 1969 года, когда фары перенесли на передние крылья (иначе машина не вписывалась в нормы безопасности). Также автомобиль получил новый двигатель: 62-сильный дизель объемом 2,25 л.

На основе длиннобазного варианта “Series IIA” с 1962 года выпускалась интересная коммерческая модификация “Forward Control”. Для увеличения грузового отсека ее кабину разместили над двигателем. Причем впервые на “Land Rover” применили шестицилиндровый рядный мотор объемом 2,6 л мощностью 90 л.с.

В 1966 году эту машину модернизировали, увеличив базу до 110 дюймов (279,4 см) и расширив колею. Кроме того, в передней подвеске появился стабилизатор поперечной устойчивости, а за доплату покупатель мог заказать дизельный двигатель. Модель, получившая обозначение “Series IIB Forward Control”, оставалась на конвейере до 1974 года.

Рядная “шестерка” очень хорошо себя зарекомендовала на грузовичке, поэтому в 1967 году ее стали предлагать и для моделей “Series IIA” с базой 109 дюймов. Правда, для внедорожника мощность двигателя понизили до 81 л.с.

В 1971 году начались продажи, пожалуй, наиболее известной модели “Land Rover” – “Series III”. Ее самое заметное внешнее отличие от автомобилей предыдущих серий – пластиковая (вместо стальной) решетка радиатора. Двигатели и интерьер подверглись небольшой модернизации, а коробка передач получила синхронизаторы на всех ступенях.

Но самые значимые изменения произошли в 1979 году. В это время на длиннобазные модификации “3-й серии” перекочевала (c “Range Rover”) 3,5-литровая 91-сильная V-образная “восьмерка”. Эти модификации внедорожника, названные “Stage I V8”, также получили трансмиссию с постоянным полным приводом.

Другие моторы и ходовую часть еще раз переработали ради повышения надежности. А для взыскательных покупателей в 1982 году выпустили версию “County” с новыми сиденьями и более богатой отделкой салона. Тогда же появился пикап “High Capacity” с усиленным шасси.

Революционная эволюция

В 1983 ГОДУ дебютировало четвертое поколение легендарного внедорожника “Land Rover”. По сравнению с предшественниками изменения носили революционный характер. У машины исчезли архаичные рессоры – их сменили пружины. Подключаемый полный привод окончательно уступил место постоянному с двухступенчатой раздаточной коробкой и блокировкой межосевого дифференциала. А вместо лобового стекла, состоявшего из двух частей, появилось сплошное..

Поначалу клиентам предложили модификацию с длинной 110-дюймовой базой. Такая машина называлась “Land Rover 110”.

В том же 1983 году дебютировало новое 127-дюймовое усиленное шасси, которое в основном предназначалось для коммерческих компаний и армии. На мощную ходовую часть пикапа “High Capacity” монтировали различное оборудование, создавая, например, передвижные мастерские, медицинские лаборатории и т.д. Эта модификация предлагалась только с наиболее мощным двигателем в гамме: 134-сильным бензиновым V8.

Годом позже подоспела короткобазная версия “90” с опускающимися боковыми стеклами (ранее они лишь сдвигались). По сравнению с прошлым поколением, гамма кузовов осталась без изменений. Зато у покупателей появилась возможность заказать этот автомобиль с мотором V8.

Дизельный “Land Rover” всегда ругали за флегматичный темперамент. Двигатели были очень надежны и тяговиты, но слабоваты для этого автомобиля. Ситуацию попытались исправить в 1986 году, модернизировав 2,5-литровый дизель и доведя его мощность до 85 л.с. Но мотор получился неудачным – отказы сыпались как из рога изобилия. В 1989 году большинство проблем устранили, но покупатели все равно обходили такие машины стороной.

Имя “Defender” впервые прозвучало в 1990 году, когда компании “Land Rover” понадобилось отделить утилитарные модели от шикарных джипов “Discovery” и “Range Rover”. Тогда же 2,5-литровый дизель снова серьезно обновили. Отдачи в 107 л.с. вполне хватало владельцу машины с шильдиком “200 Tdi”, чтобы не чувствовать себя ущербным в потоке остальных автомобилей.

В 1994 году заслуженный мотор был глубоко модернизирован. В его конструкцию внесли более 200 изменений и увеличили мощность до 111 л.с. Такие двигатели получили обозначение “300 Tdi”.

В честь 50-летнего юбилея модели в 1998 году выпустили ограниченную серию “Defender” с четырехлитровым V8 от “Range Rover”, автоматической трансмиссией, кондиционером и другими приятными мелочами. На этом история четвертого поколения легендарного джипа закончилась, его сменили машины пятой генерации.

Главным новшеством стал двигатель. Старый турбодизель не мог выполнить экологические нормы “Euro III”, поэтому на смену ему пришел современный пятицилиндровый 2,5-литровый двигатель мощностью 124 л.с. Такие машины назывались “Defender Td5”.

Появилась новая модификация “Дефендера” – пикап с четырехдверной кабиной. А в 2002 году покупателям предложили версию “XS”, ставшую промежуточной между обычными утилитарными машинами и шикарной комплектацией “Country”.

На военной службе

ВЫДАЮЩИЕСЯ внедорожные качества “Дефендера” не могли не привлечь внимание военных. Утилитарному “Land Rover” всех серий всегда находилось место в армии. Там он, как правило, выполнял роль командирской, патрульной или разведывательной машины.

Например, специально для военных конструкторы в 1994 году создали “Defender XD” с усиленной рамой и подвеской. Этот проект получил название “Wolf”. “Волки” комплектовались исключительно 2,5-литровыми дизелями “300-й” серии (пятицилиндровые двигатели в армии не прижились из-за сложной конструкции и обилия электроники).

После списания эти машины попадали на вторичный рынок (в том числе в Россию). Как правило, армейские “Land Rover” продавались по вполне умеренной цене, отличались небольшим пробегом и хорошим техническим состоянием. Потому и найти такие машины на вторичном рынке достаточно трудно.

Специальные серии

У ЛЮБОГО автомобиля-легенды есть специальные и ограниченные серии. “Defender” не исключение. Кроме уже упоминавшейся юбилейной модификации, выпущенной в честь 50-летия модели, были и другие, не менее интересные, версии.

Например, в 1992 году было произведено 90 машин модели “90SV”. Они отличались оригинальной окраской, богатой комплектацией, а также дисковыми тормозами задних колес. Автомобили оснащались дизелем “200-й” серии.

В 1998 году дебютировала версия “Heritage”. Ее изюминка – эксклюзивное оформление в стиле машин “Land Rover” первой серии. Технически модель ничем не отличалась от стандартных машин.

Возможно, самой известной ограниченной серией стала “Tomb Raider”, выпущенная в 2000 году в поддержку одноименного голливудского боевика (нашим зрителям он известен под названием “Лара Крофт, расхитительница гробниц”). Начинка автомобиля опять-таки осталась без изменений, зато владелец в придачу к настоящему джипу получал множество аксессуаров для внедорожной езды: сэнд-траки, шноркель, лебедка и другие аксессуары входили в базовую комплектацию.

Остальные специальные серии – “G4 Challenge”, “Black”, “Silver” и “X-tech”, за исключением эксклюзивного оформления, ничем примечательным не выделялись.

Проверенный временем

КОНСТРУКЦИЯ “Defender” отработана до мелочей и проверена временем. Поэтому детских болезней у него практически нет. Однако с некоторыми проблемами владельцу подержанного экземпляра, возможно, придется столкнуться.

Например, алюминиевые панели кузова в местах соединения со стальным каркасом начинают ржаветь уже через 5-6 лет эксплуатации. Сначала под краской появляются пузыри, а через некоторое время они превращаются в белые язвы. Перекраска не помогает – остается либо менять кузовную панель целиком (что достаточно дорого: например, замена задней двери потянет на $700), либо отделать проблемные места защитным поясом из нержавейки. В этом случае обшивка автомобиля по периметру обойдется $400 (здесь и далее приведены цены на ремонт специализированного техцентра “Trophy Land”).

Зато к раме “Defender” никаких нареканий нет. Пожалуй, она массивней основы иного грузовика, поэтому без проблем выдерживает чудовищные нагрузки. Даже для участия в соревнованиях ее редко усиливают.

Двигатели внедорожника в общем и целом неприхотливы и надежны. Но у каждого есть свои особенности. Например, на V8 первых выпусков бывали трудности с регулировкой карбюраторов. Затем эти капризные устройства сменил впрыск. На таких моторах иногда выходят из строя датчики системы управления.

Дизели “200-й” и “300-й” серий требуют особого внимания к механизму газораспределения. Он приводится ремнем ($300), который необходимо менять через каждые 80.000 км, иначе возможен обрыв. Правда, ничего страшного при этом не случится – поршни с клапанами не встретятся.

А дизель “Td5” может преподнести сюрприз в виде треснувшей по непонятным для механиков причинам головки блока ($2.500) или заклинившей насос-форсунки ($800).

На некоторых машинах случаются поломки вилки выключения сцепления. Сама деталь стоит $50, но для ее замены приходится снимать коробку передач, поэтому такую работу обычно совмещают с заменой сцепления ($200). Кстати, его ресурс сильно зависит от квалификации водителя. Например, у участников внедорожных состязаний сцепление в “боевых” режимах частенько ходит год, а иной “чайник” может убить его гораздо быстрее.

Коробка передач и “раздатка” надежны, но иногда протекают сальники (особенно этим грешат машины, выпущенные до 1995 года). Комплект обойдется примерно $35, а работа по замене – $250. Причем выгоднее менять уплотнения сразу на КПП и “раздатке”. Тогда общая стоимость ремонта составит $400.

Мосты долговечны… если не использовать колеса внешним диаметром больше 33 дюймов. А если ездить на таких крупных покрышках, то нелишне задуматься об установке более надежного межколесного дифференциала с блокировкой.

На автомобилях до 1993 года выпуска нередко вытекала смазка из поворотного шарнира переднего моста, и он выходил из строя. Затем проблему решили, однако на бездорожье все равно следует быть поаккуратнее. Стоит повредить хромированное покрытие шара – и уплотнения быстро придут в негодность. Правда, одно из достоинств “Дефендера” состоит в том, что неремонтопригодных узлов у него практически нет. Тот же шарнир меняется отдельно ($200), а не в сборе с мостом, как у других джипов.

Рулевое управление внедорожника испытывает нешуточные нагрузки, даже несмотря на наличие демпфера в приводе. Слабое звено здесь – сальник рулевого механизма, который начинает пропускать масло. Его замена стоит $70.

В любом случае трудностей с обслуживанием и запчастями у второго владельца “Дефендера” скорее всего не возникнет. По всей России множество специализированных сервисов. Большинство расходных материалов, как правило, есть в наличии, а если нет, их можно заказать в Англии. Там до сих пор выпускают детали для “Defender” всех поколений. Правда, доставка комплектующих занимает некоторое время.

Регулярное техобслуживание производитель предписывает проводить каждые 10.000 км, но специалисты советуют чаще наносить визиты на сервис. Насколько – зависит от манеры езды. Интересную методику предложили в немецкой армии, где межсервисный интервал вычисляют по.. расходу топлива. В обычных режимах дизельный “Defender” расходует 10-12 л/100 км, а если вы, например, много ездите по бездорожью и “аппетит” машины вырос в среднем до 20 л топлива на 100 км, то заезжать на сервис тоже надо в два раза чаще, то есть через каждые 5.000 км. Полное ТО обойдется примерно $300.

Что купить?

НА РОССИЙСКОМ вторичном рынке можно найти практически любую модификацию “Defender”. Их стоимость сильно зависит от состояния и коллекционной ценности конкретного экземпляра.

Наиболее популярны у нас машины 1993-1999 гг. выпуска, оснащавшиеся надежным и неприхотливым дизелем “300 Tdi”. Стоимость таких внедорожников колеблется от $12.000 до $18.000. Их и рекомендуют покупать специалисты.

Мотор спокойно “переваривает” топливо практически любого качества. Вдобавок починить этот двигатель, впрочем, как и весь автомобиль, по силам любому мало-мальски опытному механику. Даже если поломка произойдет в российской глубинке, то без помощи владелец, по всей вероятности, не останется.

Чего нельзя сказать о более современных машинах. Начиненный электроникой “Td5” настоящие джиперы недолюбливают. Ведь “на коленке” его не отремонтируешь, необходимо специальное оборудование.. То есть лезть в дебри на таком вездеходе надо с опаской. Да и цена этих машин сравнительно высока – $20.000-25.000. Поэтому многие покупатели подержанных “Defender” специально ищут пусть более старый, зато менее прихотливый автомобиль с “трехсоткой”.

Чаще всего английские внедорожники к нам привозят из Европы. Там подобные модели обычно покупают фирмы для каких-то определенных рабочих целей – например, для обслуживания электросетей. В корпоративных парках за машинами неплохо ухаживают, поэтому “европейцы” отличаются большими пробегами, но достойным техническим состоянием.

Достаточно много машин, когда-то проданных российскими дилерами. Попадаются и “Дефендеры” отечественной сборки (в конце 90-х годов ХХ века их по “отверточной” технологии выпускали в Калининграде). Такие экземпляры часто приобретались как вторая или третья машина в семейном гараже, поэтому пробеги у них небольшие. Но учтите, что даже за короткий срок эксплуатации джип мог испытывать нешуточные нагрузки, так что перед покупкой полезно провести диагностику.

“Американцы” у нас встречаются достаточно редко. Дело в том, что в США “Defender” продавался исключительно с V-образной “восьмеркой”. Таможенное оформление машины с таким двигателем обходится недешево, и ввозить заокеанские версии в Россию просто невыгодно. Такая сделка оправданна лишь в том случае, если вам необходим какой-то редкостный экземпляр. Например, в эксклюзивной комплектации.

“Defender” с какой колесной базой выбрать? Здесь все зависит от личных предпочтений. Если любите путешествия, охоту или рыбалку, то оптимальный вариант – длиннобазная версия. Планируете использовать “Land Rover” как машину выходного дня, для внедорожных прогулок или экстремального туризма – подойдет короткобазная модификация.

Также есть резон поискать машину, прошедшую тюнинг. Нередко первый владелец вкладывал в модернизацию своего “Defender” еще одну цену автомобиля. На вторичном рынке стоимость этих экземпляров не так велика, поэтому покупка может стать достаточно выгодной. Главное, проверьте, исправно ли все дополнительное оборудование, иначе велик риск получить вместо “навороченного” джипа обычный “Defender” с кучей бесполезного металлолома. Например, на многих машинах пульт управления лебедкой ставили на передний бампер. Естественно, через пару зим он отказывал.

– По уровню доработок также можно судить об условиях, в которых эксплуатировался автомобиль, – говорит директор специализированного техцентра “Trophy Land” Михаил Толмазов. – Например, если кузов не слишком высоко приподнят над колесами, а из допоборудования установлены только лебедка да внедорожные шины, то скорее всего этот экземпляр совершал лишь прогулочные выезды в лес.

Заядлые охотники и рыболовы обычно используют “Defender” с парой лебедок, автономным отопителем, блокировками межколесных дифференциалов, усиленной подвеской и т.д.

Автомобиль для экстремальных рейдов выдадут мосты с колесными редукторами, система подкачки шин, каркас безопасности и прочие серьезные доработки. Степень “навороченности” таких внедорожников зависит лишь от финансовых возможностей владельца.

Имейте в виду: какую бы модификацию вы ни выбрали, получить машину в идеальном состоянии вряд ли удастся. Ведь такой “Land Rover” обычно покупают не для того, чтобы красоваться на паркинге у ночного клуба. “Defender” – это инструмент, позволяющий водителю достичь намеченной точки на карте. Поэтому многие подержанные экземпляры прошли не одну тысячу километров по тяжелому бездорожью. Но за любым инструментом необходим уход, так что вконец “уезженные” машины – тоже редкость.

Осмотр машины перед покупкой лучше доверить профессионалам, но кое-что можно проверить и самому. Например, состояние кузова или трансмиссии. Выжмите сцепление, включите сначала первую, а затем заднюю передачу – и быстро отпустите педаль. Если почувствовали удар – значит, близок ремонт за $1.500.

Кстати, с возрастом “Defender” очень немного теряет в цене. Это относится как к более-менее свежим, так и видавшим виды экземплярам. То есть при последующей продаже внедорожника его владелец не слишком прогадает.

Примерная стоимость некоторых кузовных деталей
Цена с покраской и установкой, $
Крыша2.500
Стекло ветровое120
Задняя дверь700-800
Передняя дверь500-1.000
Фараот 20

Примерная стоимость некоторых запасных частей
Цена, $
Крестовина карданного вала35
Тормозные колодки передние45
Фильтр масляный10-12
Фильтр воздушный20-30
Подшипник ступицы25
Рабочий цилиндр сцепления70
Диски тормозные передние75
Диски тормозные задние45
Диск колесный стальной120

Вам понравился этот тест-драйв?



Модели в этом тест-драйве

Land Rover Defender 90, поколение I

1990 - 2012

Всего поколений
2 смотреть
Поколение:
I
Класс
Внедорожник
Кузов
универсал 3-дв.
Тест-драйвов
9 смотреть
Отзывов
1 смотреть
Технические характеристики

Land Rover Defender 110, поколение I

1990 - 2012

Всего поколений
3 смотреть
Поколение:
I
Класс
Внедорожник
Кузов
универсал 5-дв., пикап 4-дв.
Тест-драйвов
7 смотреть
Технические характеристики

Комментарии к тест-драйву

Сделано тест-драйвов:

3 0 3 6