Высказался в рамках следующего круглого стола:

Прогноз 2016

2015 год на российском автомобильном рынке оказался хуже ожиданий, падение продаж достигло 36%. Всего было продано чуть более 1,5 млн. новых автомобилей. Однако эксперты не готовы утверждать, что рынок достиг дна. Впрочем и относительно перспектив 2016 года мнения расходятся, кто-то склонен к осторожному оптимизму, а кто-то ждет нарастания кризиса.

Василий Мельников
04 февраля 2016

Василий Мельников

директор по корпоративным коммуникациям BMW Group Russia

«Не количество автомобилей определяет нашу стратегию, а прибыльность»

Снижение продаж на российском автомобильном рынке в 2015 году достигло 36% относительно уровня 2014 года. Результат оказался значительно хуже ожиданий. Более того, не многие эксперты предполагали, что снижение продаж в 2015 году затронет не только массовый, но и премиальный сегмент рынка. В целом нынешний кризис ощущается как более тяжелый, чем предыдущий 2009 года. О причинах кризиса, его проявлениях и перспективах порталу MotorPage.ru рассказал директор по корпоративным коммуникациям BMW Group Russia, Василий Мельников.

- Премиум-сегмент российского автомобильного рынка уже давным-давно не основывает свои продажи только на супердорогих автомобилях. Например, до BMW первой серии, до BMW третьей серии или даже X5, может быть в не самой богатой комплектации, в последние несколько лет могли «дотянуться» люди, которые раньше ориентировались на другие марки, но при этом хотели более высокого статуса. Они имели возможность наконец его получить благодаря тому, что проповедует наш бренд. Сейчас доходы этих людей, так называемого «верхне-среднего класса», сократились. В этом причина падения продаж премиум-сегмента авторынка.
Мы ожидали этого. Каковы были наши шаги по облегчению бизнеса для дилеров? Мы начали их предпринимать ещё в 2014 году. В принципе, результаты мы увидели в 2015, когда эффект низкой базы обеспечивал хорошие результаты для нас. Мы решили сделать бизнес наших дилеров более стабильным, не давить объёмами. Не они являются ключевым показателем успешности бизнеса. Сегодня важна стабильность финансовой структуры организации.
Что нам удалось сделать? Если посмотреть первые 4 месяца 2015 года, то там ещё была волатильность, скачки в продажах. Начиная с мая по декабрь мы продаём примерно по 2150 автомобилей BMW в месяц, причем с минимальным расхождением от месяца к месяцу. То есть у нас в прошлом году были очень стабильные продажи. А когда они стабильные, понятные, мы можем спокойно определять, где наши сильные стороны, где мы зарабатываем, где мы получаем новых клиентов. И работа получается и для нас, и для дилеров, предсказуемой на волнообразном рынке. Мы понимаем, что у нас огромное количество дилеров, многие мультибрендовые. Они смотрят, с каким брендом им комфортнее работать, с кем им понятнее работать, с кем им ясно, что будет завтра, с кем инвестиции перестают быть слишком рисковыми. И для нас и было важно задачей сохранить финансовую привлекательность бренда в их портфелях. Если посмотреть III квартал 2015 года и сравнить с IV кварталом, разница – 50 автомобилей. Мы немножко снизились, но это разница в 50 автомобилей, то есть её практически нет! Сейчас это очень стабильный бизнес.
То же самое могу сказать про марку Mini и про мотоциклы BMW. Мы смогли удержать цены от слишком большого роста, и сохранить правильные для текущего рынка предложения. На российском рынке мотоциклов мы даже нарастили свою долю. Она выросла до 35%, что, конечно, беспрецедентно.

- За счёт младших моделей?

- Нет. Больше всего продаётся R1200GS. Это большой мотоцикл. Он как был, так и остаётся лидером продаж. Тут важно правильное ценовое предложение. Мы не увеличивали цены пропорционально падению рубля, как на автомобили, так и на мотоциклы. И за счёт этого, за счёт продуктов и возможностей мы продолжили рост хотя бы в доле рынка. Объём продаж при этом, конечно, упал – на 10% примерно. Но для нас главное – это то, что мы смогли стабилизировать рынок. Мы считаем, что это правильная основа для нас и для наших дилеров. Мы смотрим в будущее оптимистично. На глобальном уровне есть видение развития. Это видение никоим образом не менялось за последние годы: российский рынок может стать самым крупным рынком в Европе. Понятно, что данный прогноз сбудется позже, нежели мы планировали до кризиса. Тем не менее, он должен сбыться.

- А в условиях кризиса главный приоритет BMW – оставаться прибыльными? Или ради поддержки дилеров и стабильности продаж можно смириться с временными убытками?

- Нет, все-таки необходимо оставаться прибыльными. Прибыльный бизнес (это мы говорили и в 2014 году, и в 2015, и сейчас продолжаем говорить): это когда и дилерская сеть прибыльна, и мы прибыльны. Тогда мы можем продолжать предлагать качественные услуги нашим клиентам. Мы можем обеспечить стабильное понимание у клиента, что если ты приходишь к нам, ты получаешь качественный сервис. И нам нужно это сохранять, чтобы дилеры могли инвестировать именно в бизнес BMW, в лучших сотрудников, в обучение и тд.
Задача любого бизнеса – зарабатывать. Себестоимость автомобиля BMW, как лидера в премиум сегменте и автомобиля инновационного, достаточно высокая. Сейчас цены в России ниже, чем в Европе или Америке, это некоторая инвестиция с нашей стороны, которая может быть компенсирована в рамках всего нашего бизнеса. Мы ищем баланс для нас и наших клиентов. Если бежать за объемами, это снижение цены, а снижение цены – это снижение ценности и качества. И это полностью совпадает с нашей глобальной стратегие, где мы всегда говорили, что не количество автомобилей определяет нашу стратегию, а прибыльность. И эту прибыльность мы обещаем нашим партнерам, а качество – нашим клиентам. 

- В 2016 году будут изменения в стратегии BMW на российском рынке? Как вам видится ближайшее будущее?

- Мы не любим делать прогнозы. Но мы основываемся на прогнозах, которые дают профессионалы рынка. Сейчас мы построили такую стратегию, которая может очень гибко реагировать на изменение спроса, чтобы наши продажи были стабильными в любых условиях. Мы будем продолжать ей следовать.

- Прогноз продаж на 2016 год, сделанный АЕБ, не учитывает, по сути, ни один из многочисленных факторов, каждый из которых представляет серьезную угрозу рынку. Можно ли ориентироваться на такой прогноз?

- Этот прогноз, сделанный на основе опроса автопроизводителей, он скорее показывает наши ожидания и желания. Что же касается аналитики, то мы не только от АЕВ получаем данные, но и от «Автостата», и от других структур. И они, конечно, разнятся. Но большинство прогнозов, которые я видел, показывает небольшое сокращение по сравнению с 2015 годом. Поэтому говорить о том, что что-то куда-то драмматически упадёт, я бы не стал. Мы ожидаем, что доля премиального сегмента снова увеличится. Она и так выросла в 2015 году за счёт падения массового сегмента. И мы хотим верить, что, сильного перелома не случится. 

Дмитрий Европин, главный редактор журнала "MotorPage"
Автор
Дмитрий Европин, главный редактор журнала "MotorPage"

Вас заинтересует:

Вам понравилось интервью?


Расскажите друзьям:
Рассказать во ВКонтакте Рассказать в Facebook Рассказать в Twitter Рассказать в Одноклассниках

Также высказались:

Обзоров машин на сайте:

4 0 7 4