Высказался в рамках следующего круглого стола:

Прогноз 2016

2015 год на российском автомобильном рынке оказался хуже ожиданий, падение продаж достигло 36%. Всего было продано чуть более 1,5 млн. новых автомобилей. Однако эксперты не готовы утверждать, что рынок достиг дна. Впрочем и относительно перспектив 2016 года мнения расходятся, кто-то склонен к осторожному оптимизму, а кто-то ждет нарастания кризиса.

Дмитрий Европин
01 февраля 2016

Дмитрий Европин

главный редактор портала MotorPage.ru

Мечтатели

У кого-то еще остались надежды на скорое возвращение российского авторынка к росту продаж? Кто-то еще верит в реализацию отложенного спроса? «Мечтатели» – так прокомментировал один из уважаемых экспертов и одновременно глава подразделения крупного иностранного автопроизводителя прогноз Ассоциации европейского бизнеса на 2016 год

Сразу же после новогодних каникул, как только страна очнулась и вышла на работу, АЕБ провела традиционную пресс-конференцию, посвященную итогам продаж на российском автомобильном рынке в ушедшем году и прогнозам на год наступивший. Обычно статистика этой ассоциации воспринимается как один из наиболее объективных и заслуживающих доверия источников информации о ситуации на рынке. Статистике Минпромторга и Росстата мы не слишком доверяем, критикуя чиновников за гипотетические подтасовки, а независимым аналитикам пеняем на ограниченность их источников информации и даже ошибки в методологии. Собственные данные автопроизводителей, собранные воедино АЕБ, вроде бы надежнее. Во всяком случае, так было, пока продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей на российском рынке год от года росли. Не вызывала особых нареканий статистика АЕБ и в кризисном 2009 году: тогда 50-процентное падение рынка было зафиксировано и аналитиками ассоциации, и другими организациями. Но главное, не вызывало сомнений качество аналитики – происходящее на рынке имело объяснение, а прогнозы основывались на разумных и весомых доводах.

Тем удивительнее было услышать из уст главы Комитета автопроизводителей АЕБ Йорга Шрайбера на состоявшейся 14 января пресс-конференции следующие цифры: падение рынка в 2015 году составило относительно 2014 года 35,7%, всего продано 1,6 млн машин. При сохранении господдержки на текущем уровне российский автомобильный рынок сократится в 2016 году на скромные 4,7% и составит 1,53 млн проданных автомобилей.

Вот собственно и все! Когда журналисты, несколько обескураженные столь скупой информацией, попытались уточнить, учтены ли в прогнозе возможные колебания цен на нефть, курсы валют, а также потенциальный рост цен на автомобили, Йорг Шрайбер пояснил, что в задачу возглавляемого им комитета не входит анализ всех этих факторов. Ценовая политика, мол, дело каждого конкретного бренда, а на валютные курсы и котировки нефти автопроизводители никак не влияют, а значит, и нечего учитывать эти факторы в прогнозе. Но ведь очевидно, что предсказывать объемы продаж без учета всего этого невозможно. Так какова же цена прогнозу АЕБ, сделанному по формуле «ничего не изменится, если ничего не изменится»?

У меня лично создалось впечатление, что 2015 год оказался психологически переломным для автопроизводителей. Они пребывают в глубокой растерянности и не знают, как анализировать рынок в условиях такого количества неизвестных.

Между тем эксперты компании PwC рассматривают несколько возможных сценариев, из которых лишь самый оптимистичный предполагает объем продаж новых автомобилей в России в 2016 году на уровне 1,5 млн единиц. Если же рассчитывать на ухудшение макроэкономической ситуации и свертывание программ господдержки, то, по их мнению, будет продано не более 1,1 млн. О нескольких возможных сценариях говорят и эксперты компании «Автостат». С их точки зрения, при нарастании негативных тенденций в экономике в 2016 году можно ожидать снижения продаж на российском рынке (в сравнении с 2015-м) в диапазоне от 15 до 25%.

В январе 2015 года на конференции АЕБ много говорилось о всплеске спроса в конце 2014-го, о том, что это приведет к низкому уровню продаж в первом квартале, о том, что изменения валютных курсов скажутся на ценовой политике и т.д. Приводились различные аргументы и обсуждались разные сценарии. Прогноз снижения продаж на 25% до 1,8 млн штук, данный тогда АЕБ, выглядел обоснованно. К сожалению, на сей раз автопроизводители предпочли самоустраниться, ограничившись, по сути, излишне оптимистичным заявлением о надежде на сохранение в продажах уровня ушедшего года.

Что ж, нам в таком случае остается опираться на мнение аналитиков, не боящихся обсуждать текущую макроэкономическую ситуацию и делать выводы. Так, основной вопрос – сохранится ли в прежних объемах господдержка? Понятно, что около 450–500 тыс. автомобилей в прошлом году было продано с использованием тех или иных государственных программ – утилизации, trade-in, лизинга или субсидирования процентной ставки в автокредитовании. Сложно оценить, какое количество сделок не состоялось бы вовсе при отсутствии господдержки, но, думаю, это порядка 40% от общего числа покупок с привлечением госпомощи. То есть рынок мог бы не досчитаться примерно 200 тыс. единиц проданных машин. Надо учитывать и то, что с каждым годом действия программы утилизации ее эффективность снижается просто потому, что меньше остается старых автомобилей, чья рыночная стоимость не превышает сумму государственной компенсации. Таким образом, можно предположить, что в 2016 году в целом с применением господдержки (если она будет предоставляться в прежнем объеме) может быть реализовано около 400 тыс. машин. Без нее же рынок не досчитается приблизительно 150 тыс. единиц.

Какова вероятность сохранения участия государства в поддержке рынка? С одной стороны, в январе уже прозвучали заявления чиновников правительства о продолжении господдержки и даже о ее расширении. С другой – о тщетности надежд на бюджет недавно писала в одной из своих статей главный экономист Альфа-Банка Наталья Орлова. В рамках изменившейся конъюнктуры нефтяных цен для исполнения бюджета необходимо сокращение бюджетных расходов (секвестр) минимум на 10%. Прошлые накопления в 2016 году явно будут исчерпаны, а значит, сокращению финансирования в какой-то момент будут подвергнуты прежде всего те направления, которые чиновники посчитают менее важными. С определенной вероятностью из числа стратегически приоритетных статей расхода может быть вычеркнут и авторынок. В этом случае по итогам года продажи сократятся минимум до 1,45 млн штук.

А ведь это лишь один из факторов риска для рынка и, пожалуй, не основной. Наибольшее беспокойство вызывает рост цен в сочетании с одновременным обесценением рубля. Автопроизводители ставят себе в заслугу (и это звучало на пресс-конференции АЕБ), что при падении курса рубля к доллару вдвое цены на машины в 2015 году выросли в среднем лишь на 25%. Этим же обосновывается и неизбежность роста цен в дальнейшем. Однако прошлый год показал – стоимость автомобиля для российских потребителей стала основным препятствием на пути к покупке. Даже премиальный сегмент рынка, который во время предыдущих кризисов почти не демонстрировал падения, в прошлом году, по данным компании «Автостат», сократился на 22%. Это лучше рынка и все же демонстрирует, что на сей раз в кризис беднеют не только бедные, но и богатые. Хотя вряд ли для столь значимого сокращения продаж дорогих машин было бы достаточно роста цен на 25%.

Думаю, в данном случае следует говорить в целом об оценке доступности автомобиля для потребителя. А это обесценение рубля плюс рост стоимости. Все мы живем в рублевой зоне, но многие товары зависят от иностранных валют и дорожают стремительно. Если грубо оценить сокращение доходов и сбережений, то уровень падения составит примерно 40%. По крайней мере, психологически у нас стало чуть не вполовину меньше денег. Добавим к этому 25% роста цен на авто, и можно сделать вывод, что для потребителя автомобиль (как минимум субъективно) стал на 60% менее доступным. И это справедливо для каждого из нас вне зависимости от принадлежности к той или иной доходной группе.

Если в 2016 году рост цен продолжится, это неизбежно скажется и на сокращении количества проданных машин. По оценке независимых экономистов, валютный курс может измениться вплоть до отметки 100 рублей за доллар. В этом случае девальвация рубля составит 25% относительно уровня начала года. Предположим, автопроизводители поднимут цены еще на 25%, (что, впрочем, самый плохой вариант развития событий). Если учесть, что в 2015 году было продано почти на 900 тыс. автомобилей меньше, чем в 2014-м, то за счет изменения цен и валютных курсов в 2016-м рынок может потерять еще около 600 тыс. единиц. Конечно, это очень грубый расчет, и нельзя прогнозировать потребление на основе таких линейных построений. К тому же они не учитывают еще целого ряда факторов, которые могут повлиять на рост или сокращение спроса. Однако рискну предположить, что при реализации наиболее негативного для рынка сценария потребление сократится до уровня 1 млн проданных машин.

Учитывая котировки нефти и изменения валютных курсов начала января 2016 года, а также заявления чиновников и руководителей крупных компаний и банков, рассчитывать на сценарий, предложенный АЕБ, в котором «ничего не изменится» не приходится. Но и в тотальный коллапс российского авторынка верить не хочется. Господдержка, скорее всего, все-таки будет сокращена, но в определенном объеме сохранится, автопроизводители, возможно, предпримут ряд шагов для оптимизации издержек и перенастройки бизнеса в России. Многим это позволит воздержаться от значительного повышения цен.

Вероятно, лучшие результаты продемонстрируют марки, которые сделают ставку на продвижение бюджетных моделей с максимально широким спектром предложений для облегчения как приобретения автомобиля, так и владения им. Очевидно, надо будет оптимизировать работу с дилерами. Словом, на четвертый год кризиса многие автопроизводители все-таки откажутся от идеи «легкого рынка с большими перспективами роста» и мы увидим реальную борьбу за потребителя. В этом случае средним реалистичным сценарием мне представляется объем продаж в 2016 году на уровне 1,2–1,3 млн легковых автомобилей.

Дмитрий Европин, главный редактор журнала "MotorPage"
Автор
Дмитрий Европин, главный редактор журнала "MotorPage"

Вам понравилось интервью?


Расскажите друзьям:
Рассказать во ВКонтакте Рассказать в Одноклассниках

Также высказались:

Обзоров машин на сайте:

5 2 0 9