Высказался в рамках следующего круглого стола:

Перспективы развития автомобильного рынка после ММАС-2014

Количество премьер ММАС-2014 оказалось меньше, чем в 2012 и даже 2010 годах. Означает ли это, что автопроизводители больше не верят в рост на российском рынке? Готовы ли участники рынка назвать происходящее "кризисом"? И что может переломить негативные тенденции?

Константин Зоря
12 сентября 2014

Константин Зоря

brand director «Bentley Москва»

«Мы не навязываем клиенту финансовых решений»

В конце августа - начале сентября в Москве с размахом прошел международный автосалон. По числу мировых, европейских и российских премьер он не был  рекордным, однако по количеству участников и выставочным площадям стал крупнейшим в истории. Между тем снижение продаж на российском автомобильном рынке продолжается. О ситуации на рынке и перспективах его восстановления порталу MotorPage.ru рассказал brand manager “Bentley Москва”, Константин Зоря

- В 2008-2009 годах был жесточайший кризис, он привел к переформатирорванию российского автомобильного рынка, было много слияний и поглощений, многие компании перестали существовать. После этого в 2010, 2011 и 2012 годах мы наблюдали высокий спрос, обусловленный дефицитом, точнее – эффектом отложенного спроса 2008-2009 годов. Многие бренды в этот период с 2010 по 2012 год выпустили на рынок много новинок, которые оказались очень востребованы. В том числе это было обусловлено менталитетом российского автолюбителя, который меняет автомобиль с периодичностью, равной продолжительности гарантийного срока на автомобиль (то есть от двух до трех лет). Спрос был в целом адекватен предложению. Но многие автопроизводители в 2010-2011 годах, помня события 2009 года, создавали искусственный дефицит на некоторые наиболее интересные модели. Вырастали очереди, и они сглаживали «нарывообразный» рост потребительского спроса.
Я обратил внимание на изменение спроса на автомобили во второй половине 2012 года, еще два года назад. Это произошло в июле. Сначала я списал это на тенденции, связанные с сезонностью, но, когда наступила осень, высокий сезон для любого автопроизводителя, спрос, к сожалению, не вернулся на тот уровень, которого мы ожидали. В 2013 году многие дилеры еще работали на том банке заказов, который они сгенерировали до этого момента. Очереди, соответственно, начали сокращаться. И 2013 год еще более-менее гладко прошел, у многих даже с небольшим ростом. А в 2014 году на результатах дилеров сказывается  и ситуация насыщенности рынка, и удовлетворенность отложенного спроса, ну и общая ситуация на рынке на сегодняшний день.

- В этом году даже у некоторых премиальных брендов заметно снижение темпов роста продаж. С Вашей точки зрения, это долгосрочная угроза?

- Вовсе нет. В бизнесе существует определенная цикличность. Если мы не говорим о краткосрочной перспективе, например, одного года, а говорим о горизонте 3-5 лет, то ситуация наладится – и экономическая, и политическая, и мы вернемся к уровню 2012 года. Другой вопрос, что это произойдет не раньше, чем через 1,5-2 года. Но премиальный сегмент вовсе не пострадает (здесь я могу говорить только про столичный рынок, Москва и Санкт-Петербург).
Конечно, кредитные предложения от банков на сегодняшний день весьма далеки от европейских или американских, когда 1-2% тарифная ставка по кредиту позволяет менять автомобиль достаточно часто, не теряя при этом деньги. Но и существующие в России ставки от 12% по автокредитованию пользуются большим спросом. Те дилеры, которые продолжают оставаться на своем высоком уровне по формальным показателям, сейчас обязаны подготовить специальные программы кредитов и лизинга. Потому что, если в 2008 году было полное недоверие банкам, за последние три года ситуация кардинально изменилась: люди стали чаще покупать автомобили в кредит и в лизинг. Поэтому я считаю, что премиальный сегмент будет в более выигрышном положении. Любой человек, который рассматривает для себя автомобиль не из премиального сегмента, всегда сможет позволить себе купить автомобиль премиум-сегмента, фактически заплатив ту сумму, которую он готов заплатить за непремиальный,  а остальное распределив на 2-3 года.

- Сейчас спрос на покупку премиальных автомобилей в кредит увеличивается?

- Он растет, из года в год. Причем это очень здоровые тенденции. И это не может не радовать.

- Эта тенденция распространяется даже на такие сверхдорогие автомобили, как Bentley?

- Конечно. Наши клиенты не нуждаются в заемных деньгах в большинстве случаев. Вообще, скорее клиент выказывает жест доброй воли, покупая у нас автомобиль. И мы не навязываем клиенту каких-то финансовых решений, но при этом – предоставляем право выбора.  У нас есть субсидированные программы с банками партнерами, программы для бизнеса – через лизинг, например. И тут все зависит от манеры преподнесения. Если вы в лоб скажете клиенту «возьмите кредит», безусловно, человек, обладающий средствами, обидится. Но если вы скажете другую фразу, не буду говорить какую, потому что это наш секрет, то это, во-первых, расположит клиента к вам, и во-вторых поможет сохранить с ним  серьезный диалог. И должен сказать, что моя компания за последний год много новых продуктов вывела на рынок, и наши клиенты в большинстве случаев бывают удивлены. И даже те, кто планировал покупку в cash, имея наличность, подумав, принимали решение о покупке автомобиля с финансированием. Ведь деньги остаются в бизнесе, на другие нужды, а человек управляет автомобилем с первого дня. Сегодня у нас система рассмотрения заявки по кредиту позволяет осуществить одобрение в течение 1-2 дней.

- Спрос в России на автомобили супер-премиум и лакшери сосредоточен в столицах?

- Вовсе нет. У Bentley есть официальные дилеры в Краснодаре и Екатеринбурге, я могу сказать, что эти два региона активно осваиваются. Остается много регионов в России, где отсутствует дилер Bentley, и мы получаем много запросов от них. В основном же сосредоточение клиентов Bentley находится между Москвой и Санкт-Петербургом.

- Насколько важны для ваших клиентов новинки? Можно ли говорить о существенном росте спроса в связи с появлением в модельном ряду новых моделей?

- Если мы заглянем в недавнюю историю, лет пять-шесть назад, то практически не имея возможности видеть новинки на российском рынке, клиенты супер премиум и лакшери сегмента брали билет на самолет и летели в Париж, в Женеву – и там видели интересующие их новинки. Потом эти машины они покупали или за границей, или у официального дилера в России, если он был здесь представлен. Представление новых моделей – это маркер того, что производитель видит потенциал в рынке. Если не показывать на российском рынке новые модели, целевая аудитория будет воспринимать это так, как будто их игнорируют. Поэтому я уверен, что неслучайно компания Bentley выбрала Московский автосалона для презентации FlyingSpur V8. Этот автомобиль интересен, и я считаю, что он органично вольется в свой сегмент.

- 10-20 лет назад лакшери-сегмент был законодателем мод, не только в дизайне, но и в технологиях. Сейчас складывается впечатление, что прорывные технические решения предлагают чаще массовые бренды. Почему?

- Я выскажу свое сугубо личное мнение. Я уверен, что, чем дороже продукт, тем более трепетно относится производитель к внедрению каких-либо новинок. Это не говорит о том, что наш клиент менее требовательный. Он более требовательный. Но все новшества, которые так активно промотируются не премиальными брендами требуют, с моей точки зрения, обкатки. А разрушить репутацию серьезного лакшери бренда легко можно выведением на рынок автомобиля с опцией, которая не прошла апробацию в течении нескольких лет. Bentley консервативно подходит к созданию своих автомобилей, и к выходу на рынок новых моделей. И много времени занимает подготовка к запуску нового продукта. Компания должна быть полностью уверена в качестве и надежности продукта, который запускает на рынок.
Однако замечу, что все инновации, которые присущи современному авторынку, есть, и будут и на наших автомобилях.

- Насколько для Вас важна задача стимулирования спроса и увеличения объемов продаж на российском рынке?

- Никто не гонится за большим количеством продаж, потому что у каждой компании есть свои определенные задачи. У каждого импортера, присутствующего на российском рынке, свои цели. Кто-то гонится за market- share, кто-то – за оптимизацией, за прибыльностью. Я не скажу, что у Bentley стоит задача по порабощению рынка или по многотысячным продажам автомобилей. Но все равно существуют ориентиры, которые завод видит в плане потенциала российского рынка. Мы к этим показателям стремимся, мы их достигаем. Но за массовостью гнаться мы никогда не будем. Bentley – не массовый продукт, и наш клиент должен быть индивидуальным. Я не думаю, что продажи люксового бренда будут на высоком уровне, если каждый второй автомобиль на улице будет именно люксового бренда.

- В среднесрочной перспективе каковы ваши ориентиры по продажам?

- За прошлый год завод отчитался о 10 тысячах проданных автомобилей во всем мире. Безусловно, завод преследует цель по увеличению объема продаж. И, как вы, наверное, слышали, скоро появится SUV. А с SUV это будет, безусловно, несколько более широкий сегмент рынка. С выходом новой модели рынок изменится, объемы продаж бренда увеличатся, и это случится достаточно скоро. SUV в России – один из самых любимых продуктов. Мы рассчитываем в том числе оттянуть клиентов и у других брендов.

Дмитрий Европин, главный редактор журнала "MotorPage"
Автор
Дмитрий Европин, главный редактор журнала "MotorPage"

Вас заинтересует:

Вам понравилось интервью?


Расскажите друзьям:
Рассказать во ВКонтакте Рассказать в Facebook Рассказать в Twitter Рассказать в Одноклассниках

Также высказались:

Обзоров машин на сайте:

4 0 6 7