Медовый край
Логотип Hyundai

О Hyundai Solaris

По-русски

Хендай Солярис

Тест-драйвов
17 (все тесты)
Двигателей
4 (открыть)
Комлектаций
4 (открыть)
Последнее поколение
II рестайлинг (открыть)
Отзывов на сайте
38 (прочитать)

Вести из Башкортостана мелькают довольно часто. И все равно многие жители России имеют о башкирском народе очень поверхностное представление. Мы решили исправить это и, снарядив седан Hyundai Solaris, отправились знакомиться с «медовым краем»

Современная жизнь складывается довольно странно: потоки информации обширные, но найти в них можно далеко не все. К примеру, Республику Башкортостан нередко упоминают в сводках новостей, но почерпнуть оттуда хоть какие-то сведения об особенностях и традициях башкир при всем желании не удастся. Изучить этот народ можно, лишь исколесив Башкирию из конца в конец. Так мы и сделали. И быстро убедились в том, что этот регион страны и живущие там люди заслуживают пристального внимания и всеобщего уважения.

Разрушитель мифов

Признаемся честно: еще в процессе подготовки к этому путешествию нас одолевали сомнения. Связаны они были с автомобилем – как поведет себя в дальней дороге Hyundai Solaris? Дело даже не в том, что этот седан относится к бюджетному классу. Волновало скорее другое: машину конструкторы ориентировали в первую очередь на городские условия. И нередко случается, что такие транспортные средства проявляют себя в многокилометровых пробегах не лучшим образом. Но все же решили не спешить с выводами, а просто собрали вещи и подготовились к старту.

И вот тут-то Solaris начал преподносить нам один за другим приятные сюрпризы. Его просторный багажник без проблем принял всю поклажу – еще и свободного места осталось немало. Да и сами мы разместились в уютном салоне весьма комфортно. Кстати, позволим себе не согласиться с теми, кто сетует на бюджетный интерьер машины – нам он показался очень продуманным и уютным. Да и всяких приятных «фишек» тут хватает. Достаточно сказать, что есть подогрев не только передних сидений, но и лобового стекла и даже руля! Забегая вперед, скажем, что эти опции мы смогли оценить по достоинству: Башкирия встретила нас теплой и ясной погодой, а вот по дороге домой пришлось воспользоваться всем греющим арсеналом!

Да и на ходу седан приятно удивил. Тандем из 1,6-литрового 123-сильного бензинового мотора и 6-диапазонного «автомата» порадовал слаженной и очень тихой работой. При этом проблем с тягой у нас не возникло ни разу – этому силовому агрегату оказались по плечу даже тяжелые, затяжные обгоны. Отлично работает и подвеска: дорожную мелочь она отфильтровывает почти полностью, не пасует и на пологих асфальтовых волнах, которых на башкирских дорогах оказалось множество. Так что забег почти на полторы тысячи километров вопреки ожиданиям не принес ни малейших затруднений.

Зато оказалось вдоволь времени внимательно смотреть по сторонам. Нельзя сказать, что дорога очень живописная, зато разнообразия хоть отбавляй! Если до Нижнего Новгорода мы ехали по очень приличному шоссе, то трассы Чувашии оказались почти такими же разбитыми и ухабистыми, как и полгода назад, во время нашей весенней экспедиции. Правда, ремонтные работы сейчас ведутся активно, да и свежих участков с нормальным асфальтом и внятной разметкой все же прибавилось. Хочется верить, что вскоре и до Чебоксар можно будет доехать без проблем.

Такими же оказались и шоссе Татарстана: вполне приличная трасса до Казани, а за ней на сотню километров протянулось сужение дороги, связанное с ремонтными работами. Правда, активность тут явно ниже – строителей чаще видишь на знаках, нежели «живьем».
Но вот наконец мы вышли на финишную прямую: въехали на территорию Башкортостана. И сразу видно, что тут за состоянием дорог следят лучше. У нас даже появилась возможность чуть отвлечься, чтобы составить первое впечатление о республике.

Встреча по одежке

Недаром говорят, что встречают по одежке – первое впечатление зачастую бывает самым верным. И тут Башкортостан на высоте. Нет, никаких чудес не произошло, просто мы увидели очень ухоженную и уютную землю. Первым делом обращаешь внимание на аккуратно возделанные поля и обилие пасущегося скота. Причем коровы и лошади здесь поразительно упитанные и чистые! Как же резко эта картина контрастирует с той, что можно увидеть в некоторых других регионах России, где на боках буренок сквозь грязь проглядывают ребра...

Да и вид местных поселков не может не радовать опытного путешественника. Здесь и в помине нет заброшенных деревень с полусгнившими избами. Всюду кипит жизнь, о чем свидетельствуют плотные ряды аккуратных домиков. В большинстве своем они небольшие и довольно скромные, но почти все щеголяют свежей краской, резными наличниками и затейливыми невысокими заборчиками. Тот, кому приходится много ездить по России, согласится с нами: столь уютную, греющую душу картину мало где встретишь.

Но еще реже в нашей стране можно увидеть нефтяные «качалки» – обычно они скрыты от путешественников, но здесь попадаются на глаза часто, причем подчас стоят прямо в нескольких метрах от дороги. Впрочем, это понятно: добыча и переработка нефти составляют значительную долю башкирской промышленности. Более того, нефтеперерабатывающий комплекс Башкортостана считается одним из крупнейших в Европе!

Дела столичные

С чего бы начать знакомство с народом Башкирии? Может, с простого осмотра столицы республики? Уфа действительно производит благоприятное впечатление. По всему видно, что люди живут тут хоть и не слишком богато, но заботятся об аккуратном облике города. Об этом говорят и неплохие дороги, и многочисленные магазины с яркими витринами, и огромная армия дворников, без конца подметающих улицы и дворы.

А может, стоит присмотреться к памятникам? Конечно, центральное место занимает огромный монумент Салавату Юлаеву. Этого поэта и воина, соратника Емельяна Пугачева, башкиры по сей день чтят как национального героя. Память о выдающемся представителе народа увековечили достойно: ему посвятили музей, его именем назвали город, а 17 ноября 1967 г. в Уфе открыли большой (высотой 9,8 м) памятник, изображение которого даже попало на герб Башкортостана! Кстати, он примечателен еще и тем, что у этого 40-тонного сооружения всего три опорные точки.

Не лишним будет и пробежаться по музеям столицы республики. В первую очередь, конечно, стоит заглянуть в Национальный музей. Экспозиция там более чем обширная и очень интересная. В одних залах посетителям подробно рассказывают о животном мире республики, в других – о разных периодах истории народа, о традициях, промыслах и костюмах.

Затем можно отправиться в другое интересное место – музей археологии и этнографии, где есть шанс полюбоваться даже на столь необычные и редкие экспонаты, как золотые украшения древних сарматов. Увы, попасть туда оказалось очень непросто, «с улицы» посетителей не пускают. Подавать заявку на посещение выставки нужно заранее, причем экскурсии проводят только при условии формирования групп по 10–12 человек. При всем нашем желании мы не могли себе позволить дожидаться подходящего окна.

Человек и природа

Однако Башкортостан отнюдь не только Уфа. Поэтому мы снова собираемся в путь, чтобы познакомиться с другими достопримечательностями этого края – рукотворной и природной. До первой, Сибайского карьера, путь неблизкий – более 300 км. Зато дорога поражает красотой: она петляет по ущельям, огибает невысокие горы, открывая потрясающие виды. Но даже эта красота не отвлекает нас от наблюдения за поведением автомобиля. Solaris и тут прекрасно справляется с поставленными задачами. Даже на довольно крутые подъемы он взбирается «не запыхавшись», а на спусках чуткие тормоза надежно удерживают машину. Да и появившиеся кочки и крупные трещины в асфальте корейский седан преодолевает играючи.

Благодаря столь покладистому характеру Solaris дорога показалась короче, чем мы ожидали. И вот мы уже прибыли в городок Сибай. Здесь расположен один из самых глубоких карьеров в мире. Причем полюбоваться на него можно со специально устроенной смотровой площадки. Правда, сперва придется получить пропуск на машину и выслушать небольшой инструктаж по правилам безопасности. Но результат того стоит! Миновав проходную, огибаем гигантскую котловину, причем по дороге пару раз пришлось расходиться с местным транспортом – 60-тонными БелАЗами. Ну а попав на смотровую площадку, мы просто ахнули! Сухие цифры не дают представления об истинных масштабах карьера: «воронка» имеет диаметр 2 км и глубину более 500 м. Но лишь увидев ее собственными глазами, можешь оценить этот размах. А заодно и людские усилия, которые потребовались для создания этого объекта. Кстати, разработку местного медноцинкового месторождения начали еще в 30-х годах прошлого века. В наши дни размеры карьера уже не растут – теперь работы ведут только шахтным способом.

Вдоволь налюбовавшись на рукотворное чудо, мы отправляемся знакомиться с чудом природным. Путь лежит в заповедник Шульган-Таш. Добраться до него не так-то просто. Проехав поселок Мраково, попадаем на ухабистую грунтовку, по которой предстоит проехать около 80 км. Как справится с этой нелегкой задачей наш Hyundai Solaris? Автомобиль и тут не спасовал. Конечно, некоторые особо коварные выбоины все же заставили его подвеску сработать на пределе энергоемкости, но до пробоя все-таки не дошло! Мы уже морально приготовились к тряске и жестким ударам, но получилась неспешная и достаточно комфортная прогулка по красивейшим местам.

Краткая справка

Первое упорядоченное описание башкир как отдельного народа дал посол багдадского халифата Ибн Фадлан в 922 г. нашей эры. Правда, упоминали о них и раньше. Так, «отец истории» Геродот писал о них еще в V веке до нашей эры, называя предков современных башкир агриппеями.
Сегодня, по данным Всероссийской переписи населения 2010 г., численность башкирского народа достигла уже 2 млн человек, причем более половины из них живут в Башкортостане. У них есть свой язык – башкирский, с письменностью на основе кириллицы. Впрочем, в обиходе башкиры используют и русский, но чаще всего в бытовой речи причудливо перемешиваются элементы обоих языков.
В древности на территории Башкортостана были распространены разные религии – язычество, шаманизм. Но уже к X веку самым распространенным стал ислам. Нынешние башкиры считаются мусульманами суннитского направления. При этом около четверти населения республики относится к православным христианам.

Однако цель нашего «променада» оказалась еще интереснее. В самом сердце заповедника организован музейно-туристический комплекс. Помимо нескольких кафе и небольшой гостиницы здесь есть любопытные экспозиции. Одна из них посвящена промыслу, который по сей день остается гордостью башкир, – бортевому пчеловодству. Посетителям рассказывают, что с давних времен местные пчеловоды не строили ульев – пчелы жили в дуплах деревьев. Эти дупла могли быть как естественного, так и рукотворного происхождения – во втором случае ниши выдалбливали на высоте от 4 до 15 м от земли. Свой вклад в качество башкирского меда внесла и дикая башкирская пчела. Кстати, само наименование «Башкирский мед» является защищенной торговой маркой. И немудрено, ведь по количеству добытого товарного меда Башкортостан занимает первое место в России – ежегодно здесь получают его по 5000-6000 т. Согласитесь, есть чем гордиться.

Чуть поодаль расположилась экспозиция «Стоянка древнего человека». Откуда такой интерес к первобытным людям? Ответ кроется в красивейшей карстовой Каповой пещере. Это природное образование впечатляет само по себе: вход в него представляет собой арку высотой около 30 м. Прямо под ней есть два маленьких озерка – «живое» и «мертвое». В первом вода чистейшая, к тому же из-за цвета породы на дне она кажется голубоватой. Второе, с застойной водой, выглядит мрачно и даже пугающе.

Но самое интересное кроется в открытом для туристов 300-метровом тоннеле. Ведь это одна из четырех пещер в мире (!) и единственная в России, где сохранились наскальные рисунки древних людей. Всего археологи насчитали их 195, а возраст ученые оценивают в 14–17 тыс. лет. Правда, экскурсовод быстро спускает посетителей с небес на землю – посторонним не дают полюбоваться на оригиналы, скрытые в дальних уголках пещеры. Для всеобщего обозрения реставраторы воспроизвели некоторые рисунки в ближнем зале, а доступ к оригиналам перекрыли. Сделали это специально, чтобы сохранить древнюю «живопись» – для этого требуются особые температура и влажность. Впрочем, нам и этого оказалось достаточно: согласитесь, не каждый может похвастать тем, что видел копии изображений мамонтов и лошадей, сделанные 14 тысячелетий назад!

Теперь мы можем смело сказать, что познакомились пусть и не со всеми, но с основными достопримечательностями современного Башкортостана – с историей и традиционными промыслами башкир, увидели созданное этим народом рукотворное чудо и стали свидетелем того, сколь ревностно здесь оберегают природу и историю. Но, признаемся честно, больше всего нас впечатлило то, насколько благоустроена и уютна земля Башкортостана. Очень бы хотелось то же самое сказать и о других регионах нашей огромной многонациональной страны. 

Вам понравился этот тест-драйв?

Рассказать друзьям:
Рассказать во ВКонтакте Рассказать в Одноклассниках



Модели в этом тест-драйве

Hyundai Solaris

2011 - сегодня

Поколений
4 смотреть
Класс
Городской
Кузов
седан 4-дв.
Тест-драйвов
17 смотреть
Отзывов
38 смотреть
Технические характеристики

Сделано тест-драйвов:

3 0 3 4