СОБСТВЕННЫЙ VIN (его еще называют идентификационным номером) каждый автомобиль получает на заводе-изготовителе. Когда на конвейер поступает еще “голый” кузов, он уже имеет свой номер, в строгом соответствии с которым и происходит дальнейшая сборка автомобиля.
VIN-номер представляет собой стандартный (для большинства автопроизводителей) код, в котором зашифрованы основные данные об автомобиле. Для непосвященного человека это беспорядочный набор цифр и букв, а специалист, глядя на номер, с легкостью может определить тип и модель транспортного средства, точное место его производства, а также модельный год. Помимо этого в заводском компьютере всегда фиксируются абсолютно все сведения об автомобиле, которому был присвоен тот или иной VIN-номер, включая полное описание его комплектации (вплоть до обивки салона), цвет кузова, номер установленного двигателя, тип коробки передач и точная дата производства.
При покупке машины у официального дилера эта информация не столь важна. Менеджеры автосалона и так с готовностью ответят на все вопросы клиента и даже подтвердят свои ответы документально. А вот в случае приобретения подержанного автомобиля у частного лица или на рынке дополнительные сведения могут пригодиться. Ориентируясь на VIN, практически всегда можно определить, является ли на самом деле конкретный экземпляр тем, за что его выдают. Ведь зачастую покупателю приходится иметь дело с перепродавцом (и, возможно, даже не первым по счету), который далеко не всегда владеет достаточно полной информацией о своем товаре. Если же продавец отказывается от “пробивки” VIN-номера, то это достаточно веский повод заподозрить его в недобросовестности.
ПЕРВИЧНУЮ (самую поверхностную) проверку можно провести и без участия специалистов. Прежде всего следует убедиться, что номер есть и четко читается. Только на праворульных японских моделях, предназначенных для внутреннего рынка, VIN не указывается. У всех остальных автомобилей, выпущенных после августа 1980 года, такой номер обязательно присутствует. Обычно он наносится на машину в нескольких местах, чаще всего в трех: на табличке под лобовым стеклом, на наклейке под капотом и на какой-либо несъемной детали кузова (на какой именно, указано в инструкции по эксплуатации). Основными считаются цифры, выбитые на кузовной панели. Наклейки и таблички при желании можно отдельно заказать у любого дилера. Поэтому важно убедиться, что во всех местах VIN одинаковый. Если же какой-либо дублирующий элемент с указанием номера отсутствует, то следует поинтересоваться, при каких обстоятельствах он был утрачен. Скорее всего это означает, что автомобиль восстанавливался после серьезной аварии.
Более полную проверку VIN-номера могут провести только специалисты авторизованного сервисного центра, имеющие доступ к компьютерным базам данных производителя. И только в присутствии владельца машины или его доверенного лица (при наличии подтверждающих его полномочия документов). Посторонним конфиденциальная информация не предоставляется. Этот пункт даже специально отражен в правилах работы сервиса. Зато платить за подобную проверку обычно не надо. В большинстве дилерских центров эта услуга бесплатная.
Прежде всего сотрудник сервиса проверяет VIN на логичность: может ли такой номер существовать в принципе. Для этого у каждого производителя есть специальные таблицы, в которых указываются все возможные для автомобилей данной марки сочетания букв и цифр. Но это только первый шаг. Ведь мошенник, знающий алгоритм построения номера, может без труда составить вполне логичный и заведомо существующий VIN.
Стандартный номер всегда состоит из 17 знаков, и его внутренняя структура у разных компаний довольно схожа. Разберем ее на примере автомобилей концерна “Volkswagen AG”:
Первые три символа – это код изготовителя.
Четвертая, пятая и шестая позиции – дополнительные символы, в которых может быть зашифрована любая информация по усмотрению производителя. Например, на европейских моделях эти позиции не используются, поэтому они просто заполняются тремя буквами “Z”. А на аналогичных автомобилях, предназначенных для США или Канады, там стоят символы, обозначающие класс данной модели по уровню пассивной безопасности и экологичности выбросов.
Седьмой и восьмой знаки – двухзначный код модели.
Девятым по счету стоит еще один заполняющий символ (снова буква ”Z”).
На десятом месте указывается буква или цифра, соответствующая модельному году автомобиля (до 2000 года включительно использовались буквы, а начиная с 2001 года идут цифры).
Одиннадцатый символ (обычно буква) – это обозначение завода, с конвейера которого сошел данный автомобиль.
Последние шесть цифр – серийный номер машины.
ЕСЛИ VIN-номер успешно прошел проверку на логичность, то по внутренней корпоративной компьютерной сети дилер посылает запрос на завод-изготовитель. Заводской сервер, в котором хранятся данные по всем выпущенным автомобилям, проверяет, числится ли такая машина в базе, и автоматически генерирует ответ, в котором содержится полное описание. Эти сведения можно сличить с находящимся перед вами автомобилем. Если совпадает – все в порядке. В противном случае от покупки лучше отказаться – те или иные проблемы неизбежны. Бывали случаи, когда комплектация, цвет кузова или даже объем и тип двигателя не совпадали с заводскими данными. Такое может случиться, если машина собрана из частей или ей присвоен чужой номер.
На наиболее современных европейских моделях (например, “Audi” и “Volkswagen”) VIN проверяется каждый раз при подключении фирменного тестера (находящегося в единой для всех подразделений компании сети) к диагностическому разъему автомобиля. Запрос на завод-изготовитель отправляется автоматически. Причем, если заводской компьютер “не опознает” бортовую систему безопасности (служебный код иммобилайзера не соответствует записанному в базе данных), то происходит дистанционная блокировка электронных систем автомобиля. Разблокировать их можно будет, только выяснив причину такого несовпадения и уведомив об этом центральный офис компании.
Кроме того, в европейских странах уже несколько лет действует единая дилерская база данных (своя у каждого производителя), подключенная к той же сети, что и заводской компьютер. В ней фиксируется, кем, где и когда был продан автомобиль, а также все случаи обращения на авторизованный сервис как для проведения плановых ТО, так и для внеочередных ремонтов. Если автомобиль был продан официально и регулярно обслуживался на фирменном сервисе, то с помощью этой сети можно выяснить все, что с ним происходило, вплоть до замены перегоревших лампочек.
В России единая дилерская сеть пока находится в стадии формирования. Поэтому, если автомобиль первоначально был продан в нашей стране, полной информации о его дальнейшей судьбе в централизованной базе данных может не оказаться. Но в любом случае там будет указано, к какому конкретному дилеру эта машина поступила с завода. Если предыдущий владелец обслуживал свой автомобиль там же, где покупал (а чаще всего именно так и бывает), то найти этот сервисный центр будет несложно. Кстати, по закону информацию о том, что и когда делалось с машиной, сервисмены обязаны хранить не менее трех лет. Но в реальности этот срок значительно больше – маловероятно, что какой-либо дилер станет стирать “за ненадобностью” свою клиентскую базу.