Высказался в рамках следующего круглого стола:

Прогноз 2013

В 2012 году российский авторынок вплотную подошел к точке насыщения. Период галопируещего роста продаж завершен. Как изменятся стратегии автопроизводителей в 2013 году?

Александр Мигаль
27 декабря 2012

Александр Мигаль

управляющий директор Chevrolet Russia

«У нас выдался позитивный год, - жаловаться не на что!»

В конце года принято подводить итоги и строить планы на будущее. 2012 год не был простым для автомобильного рынка, - рост в первом полугодии сменился заметным замедлением во втором. Эксперты и аналитики, ожидавшие, что по итогам года рынок выйдет за психологически важный рубеж в 3 млн. проданных автомобилей, были вынуждены пересмотреть свои оценки.
О том, каким был уходящий год, и чего можно ожидать в будущем, порталу MotorPage.ru рассказал управляющий директор Chevrolet Russia*, Александр Мигаль.

- Для российского рынка 2012 год, с моей точки зрения,  был весьма позитивным. Фактически мы вышли на уровень продаж 2008 года, - ожидается, что в общей сложности будет продано три миллиона новых автомобилей, а это очень хороший показатель по любым меркам!

Если говорить конкретно о Chevrolet, то мы выросли на 25% относительно 2011 года. Отличный показатель, особенно если принять во внимание то, что рынок в целом вырос примерно на 10%, а мы продемонстрировали рост в два с половиной раза больший!

Это связано кардинальным обновлением модельного ряда: в 2012 году мы вывели на рынок шесть новых моделей, среди которых Orlando, Cruze Хетчбек, Aveo, обновленная Captiva. Все они стали если и не бестселлерами, то очень востребованными автомобилями. Мы вывели на рынок наш новый флагман  - Chevrolet  Malibu. Мы сумели «протащить» в Россию легендарный масл-кар Chevrolet  Camaro, который создает имидж бренда.

Chevrolet Aveo пользуется таким спросом, что мы не можем его удовлетворить в силу производственных ограничений. Я оцениваю потенциальный годовой объем продаж для Aveо в 35 тыс. автомобилей, а производственные мощности «Автотора», где собирается эта модель, - не более 30 тысяч машин в год.

Chevrolet Cruze еще раз доказал, что является одним из основных игроков на рынке. Этот автомобиль продемонстрировал 74% роста, и Cruze хетчбек в этом сыграл не последнюю роль. С моей точки зрения, потенциал данной модели весьма и весьма велик. 

Chevrolet Orlando, войдя на рынок в этом году (запуск модели мы проводили в январе-феврале 2012 года),  стал одним из лидеров рынка. На сегодняшний день именно Орландо, наряду с Opel Zafira и Peugeot 3008,  определяет лицо сегмента MPV. Учитывая, что нас в этом сегменте не было два года, это очень большой успех.

Ну и, конечно, нельзя не упомянуть про Chevrolet Captivа. Тут я хотел бы отметить две вещи. Во-первых, Captiva это первый автомобиль линейки Chevrolet в России, который может похвастаться дизельным двигателем и эта модификация продается очень успешно. Второе наше достижение: в этом году впервые за свою историю в России Captiva сумела пробить потолок продаж в тысячу автомобилей за месяц!.

Если говорить о наградах, которые мы заслужили в этом году, и что, безусловно, дополнительно стимулирует продажи, то надо отметить, что Chevrolet Spark второй год подряд был признан «Лучшим автомобилем года» среди городских автомобилей. В этом же году читатели журнала «За рулем» удостоили Chevrolet Aveo звания «Автомобиль года», а Chevrolet Camaro - звания «Автомобиль мечты». Так что и регалиями в этом году мы обделены не были.

В целом у нас выдался очень удачный, позитивный год, - жаловаться не на что!

- Каковы объемы продаж Camaro?

- Сейчас это около 60 автомобилей, из которых практически все V8. Первые V6 появились в салонах дилеров только в четвертом квартале. Мы считаем, что выполнили все планы, которые у нас были по этой модели, - никаких сюрпризов. Chevrolet Camaro сделал все, что от него  требовалось, и в тех объемах, в каких ожидалось.

- С Вашей точки зрения, следует ли воспринимать замедление роста на автомобильном рынке во втором полугодии 2012 года как долгосрочный тренд?

- Я не рассматриваю сегодняшнее замедление как долгосрочный тренд. Если посмотреть на макроэкономические показатели, которые определяют тренды развития российского автомобильного рынка, то основные два параметра, которые имеют значение - это уровень безработицы и цена на нефть. Они практически не изменились с середины года. Сейчас все так же, как было в июне-июле, когда мы наблюдали пиковые продажи на авторынке. Поэтому сказать, что рынок кардинально изменился или произошла какая-то катастрофа – нельзя.
Я вижу несколько причин, почему могло произойти замедление в четвертом квартале. Наверное, первая – это рост ставок банковского кредитования, что немного напугало покупателей. Вторая причина: постоянные алармистские ожидания относительно  краха экономики Европы. Все ждут, что этот кризис должен, в конце концов, прийти к нам. В каком-то смысле это самовоспроизводящееся пророчество. Третья причина: если Минэкономразвития в начале года прогнозировало рост ВВП на уровне 3,8%, то сейчас мы выходим на 3,4% по году. С этим тоже связаны ожидания замедления.
В результате снизился индекс покупательской уверенности и, как следствие, мы видим настороженность потребителей в отношении тех трат, которые могли бы быть сделаны, если бы присутствовала полная уверенность в завтрашнем дне.
Еще я хотел бы отметить недостаточную информированность покупателей относительно закона об утилизации. То, с какой скоростью он принимался, и объяснения, которые давались, во многом сыграли против ожиданий и значительная доля потребителей решила, что в сентябре автомобиль будет стоить дороже, даже если он производится в Российской Федерации. Наверное, это заставило поспешить тех, кто не планировал покупать машину летом, и перенести свою покупку на срок до 1 сентября. Каков процент этих людей, я сказать не могу, но явно этот фактор тоже сыграл свою роль.
Так что рассматривать замедление продаж как долгосрочный тренд я бы не стал. Я бы сказал, что это локальное возмущение, которое сойдет на нет, если в стране не произойдет каких-либо кардинальных негативных  сдвигов в экономической ситуации, к чему предпосылок нет.

- Каким будет 2013 год? Увидим ли мы обострение конкуренции между автопроизводителями?

- Сейчас начинается интересная, новая фаза для российского рынка, - это работа в условиях точки насыщения. На рынок будут приходить только те люди, которые твердо решили, что они покупают автомобиль и у которых есть для этого средства. И это другая схема работы, как для производителя, так и для дилера.
Сказать, что производители будут осуществлять какие-то из ряда вон выходящие рекламные акции или выбрасывать дополнительные скидки на рынок, честно говоря, на сегодняшний день я бы не решился. Конкуренция между производителями и так уже достаточно жесткая. Представить, что кто-то готов будет сделать следующий шаг, я не могу.
Думаю, мы потихоньку будем сдвигаться в сторону модели развитого рынка – европейской или американской, когда торговые операции с новыми автомобилями осуществляются  на минимально возможной маржинальности, а поддержка рентабельности бизнеса происходит за счет дополнительных инструментов и поддерживающих процессов, которые выстраиваются вокруг первичных продаж. Это и работа с сервисом, правильное построение и оптимизация процесса продаж , и предложение дополнительных продуктов: финансовых, страховых, аксессуаров, мерчендайзинга, всего того, что может наполнить сделку дополнительной прибылью. Плюс это более грамотная работа с маркетингом, в том числе и с маркетингом покупателя: CRM, прямые рассылки, приглашения в салоны и на сервис, в общем, дополнительные меры, которые влияют на повышение маржинальности бизнеса.
Если говорить о планах Chevrolet на 2013 год, то мы продолжим вывод на рынок новых моделей. В условиях, когда на рынке не ожидается значительного роста, а я думаю, что в следующем году у нас будет рост в целом по рынку не более 3%, появление новых моделей очень важно. Те машины, которые мы показывали на Московском международном автосалоне в 2012 году, которые публика там могла посмотреть и пощупать живьем, появятся на рынке и обеспечат поддержание постоянного интереса к марке.
В первом квартале мы привезем в дилерские центры Chevrolet Cobalt - это будет, наверное, основное событие для нас в следующем году. Будем выводить на рынок Сhevrolet TrailBlazer - это наш среднеразмерный внедорожник. Третий автомобиль, который мы представим на российском рынке (третий по списку, но не по значению) – это Cruze Vagon, который завершит формирование семьи Сhevrolet Cruze. Вот наши «три кита»! Во второй половине года у нас, скорее всего, появится Сhevrolet  Colorado - пикап.
С точки зрения объемов продаж, я думаю, мы будем примерно на том же уровне, что и в этом году, каких-то резких телодвижений с точки зрения расширения присутствия Chevrolet мы пока не планируем.

- Какие объемы продаж Вы предполагаете на российском рынке для будущих новинок?

- Chevrolet  Cobalt, в зависимости от производственных возможностей, - это от 30 до 35 тысяч автомобилей в год.  Chevrolet  TrailBlazer на сегодняшний день мы рассматриваем объем порядка 4-5 тысяч автомобилей. Это опять же напрямую зависит от возможностей производства. Ну и Cruze Wagon - порядка 8-9 тысяч автомобилей.

- Универсалы – это не самая популярная категория на российском рынке?

- И да, и нет. Сказать, что это системообразующее ядро той или иной модели, конечно, нельзя. С другой стороны, мы видим, что сегмент «универсалов» год от года расширяется, и присутствие там важно и нужно для марки, которая претендует на звание народной. Без этого не обойтись!


*С 1 января 2013 г.
Дмитрий Европин, главный редактор журнала "MotorPage"
Автор
Дмитрий Европин, главный редактор журнала "MotorPage"

Вам понравилось интервью?


Расскажите друзьям:
Рассказать во ВКонтакте Рассказать в Одноклассниках

Также высказались:

Обзоров машин на сайте:

5 2 0 9