Высказался в рамках следующего круглого стола:

Прогноз 2013

В 2012 году российский авторынок вплотную подошел к точке насыщения. Период галопируещего роста продаж завершен. Как изменятся стратегии автопроизводителей в 2013 году?

Дмитрий Европин
20 декабря 2012

Дмитрий Европин

главный редактор портала MotorPage.ru

«Рынок впервые вступает в фазу стабильности»

Подошел к концу очередной «посткризисный» год. Уже в прошлом 2011 году некоторые эксперты автомобильного рынка говорили, что о кризисе пора забыть, что его влияние перестало ощущаться, что рынок живет обычной жизнью и развивается в соответствии с текущими экономическими условиями без оглядки на события 2008-2009 годов. Однако докризисных объемов продаж в 2011 году рынок не достиг, остановившись на отметке 2,65 млн проданных автомобилей, и вряд ли существенно превысит докризисный уровень в 2012 году.

С точки зрения сухих цифр о преодолении последствий кризиса можно будет уверенно говорить лишь в феврале-марте 2013 года, когда появятся точные данные об итогах продаж. Но доля истины в призывах «забыть о кризисе» есть. Сегодня его влияние на уровне поведения экономических субъектов рынка практически не ощущается.

Банки не испытывают особых затруднений с ликвидностью, кредитуют население, работают с юридическими лицами. Это в числе прочего позволяет чувствовать себя уверенно многим компаниям, которые в период кризиса столкнулись с ограничениями по заимствованиям.

Можно, конечно, заметить, что кредитные организации теперь осторожней относятся к автокредитованию, тщательнее оценивают заемщика, чаще отказывают в кредитах на приобретение автомобилей. Но вряд ли это связано с «опытом кризиса», просто с каждым годом у банков накапливается все больше статистики, формируются кредитные истории, происходит переоценка рисков.

У потребителей тоже, похоже, не осталось негативных воспоминаний 2009 года. Во всяком случае, если считать, что рост рынка в 2011 году (напомним, что по итогам года он составил 39%) и начале 2012 года происходил за счет реализации отложенного спроса, то, надо признать, психологически покупатели восстановились. Те, кому позволяют доходы и сбережения, уже вновь готовы покупать автомобиль.

И все же итоги 2012 года не так хороши, как хотелось бы. Конечно, министр промышленности и торговли Денис Мантуров недавно дал весьма оптимистичный прогноз по итогам года. Он отметил, что российский рынок занимает второе место в Европе по объемам продаж легковых автомобилей и преодолеет в 2012 году планку в 3 млн автомобилей, продемонстрировав 12% роста относительно 2011 года. Такие темпы, по словам министра, позволят уже в 2014 году выйти на первое место в Европе. Но это заявление выглядит слишком оптимистично.

Комитет автопроизводителей АЕБ гораздо более осторожен в оценках: его прогноз ограничивается цифрой 2,9 млн легковых автомобилей в 2012 году. И, более того, эксперты АЕБ не ожидают быстрого восстановления темпов роста после замедления во втором полугодии уходящего года.

А замедление оказалось существенным. Рост рынка по итогам года – средняя температура по больнице. Высокие темпы роста продаж в начале года (на уровне среднегодового роста 2011 года) сменились резким торможением во втором полугодии. В ноябре впервые за прошедшие с момента кризиса годы рост на российском рынке остановился. И вот у чиновников и автопроизводителей остается лишь формальный повод для оптимизма – 10-12% общегодового роста.

Для надежд на восстановление высоких темпов роста поводов не много. Большинство аналитиков говорит о необходимости позитивных новостей из Европы, Азии, США, не находя внутреннего потенциала для активизации спроса.

Но если кризис преодолен, а нового кризиса не просматривается, в чем причина происходящего?

В конце 2011 года, когда мы просили представителей автомобильных брендов поделиться с порталом MotorPage.ru своим видением рынка и прогнозами на будущий год, практически все сходились во мнении, что год не будет простым, а продажи вряд ли превысят 3 млн. В качестве причины такой консервативной оценки многие называли нестабильность в зоне евро, иными словами, возможность нового кризиса, пусть и не столь тяжелого, как в 2008-2009 годах.

Тем не менее, проблемы Греции, Испании и Италии в 2012 году так и не привели к заметным последствиям для российской экономики, и все же снижение темпов роста налицо. Вероятно, причины следует искать не в мировой конъюнктуре, а во внутренних проблемах российского рынка.

Мы привыкли, что в России продажи либо растут галопирующими темпами, либо столь же стремительно падают при очередном кризисе. Производители и дилеры справедливо считали, что в таких условиях главное точно предугадать вектор, и тогда успех гарантирован. На волне роста рынка не надо прикладывать особых усилий к продвижению своих моделей – когда спрос многократно превышает предложение, автомобили продаются сами собой. А в условиях масштабного обрушения рынка никакие ухищрения не помогут, главное не допустить затоваривания и переждать неблагоприятный период.

Теперь же рынок впервые вступает в фазу стабильности – нет предпосылок ни для активного роста (доходы населения в реальном выражении практически не увеличиваются, темпы накопления сбережений низки, растет налоговое бремя, цены на бензин и т.д.), ни для падения (экономика в целом стабильна, влияние внешних факторов минимально). И это только общеэкономическая ситуация. Есть и другие факторы, ограничивающие возможности роста.

Так, в 2012 году российский авторынок вплотную подошел к уровню насыщения. В Москве количество автомобилей на 1000 жителей по разным оценкам составляет от 420 до 480 единиц. Это означает, что статистически в каждом столичном домохозяйстве есть автомобиль. Дальнейший рост возможен лишь за счет приобретения второго автомобиля в семью, но для этого уровень благосостояния у большинства столичных жителей все-таки недостаточен. Не способствует росту столичной автомобилизации и дорожная инфраструктура. Московские улицы просто не в состоянии вместить большее количество автомобилей.

На остальной территории России уровень автомобилизации замер на отметке в 200 автомобилей на 1000 жителей. И это тоже пока максимум – больший спрос при среднемесячной зарплате в 20 тыс. рублей вряд ли возможен. Единственный источник роста автомобилизации в регионах – вторичный рынок, на который будут поступать семи-десятилетние автомобили из мегаполисов. Но я бы не стал рассчитывать, что этот процесс «замещения» обеспечит существенный потенциал для продаж новых автомобилей.

Вывод может быть только один – автопроизводителям скоро придется «драться» за клиента.

Уже в конце 2011 года эксперты указывали, что в 2012 году надо ожидать усиления конкуренции. Однако не могу сказать, что эти предостережения реализовались в какие-то особые предложения и программы от автопроизводителей, которых до сих пор не было в России. Складывается впечатление, что бизнес-модель до сих пор остается неизменной: борьбы за клиента как не было, так и нет. Редко встретишь в автосалоне менеджера, который действительно хотел бы продать тебе автомобиль, чаще он рассчитывает, что если не ты, то следующий посетитель придет с готовым решением о покупке, и ему останется лишь оформить необходимые документы. Единственное, на что часто направлены усилия таких продавцов, - это убедить покупателя установить как можно больше допоборудования на выбранный автомобиль, поскольку именно в этом кроется возможность увеличения прибыли дилера.

В остальном же, цены на автомобили продолжают расти, а если производители и предлагают скидки, то это чаще рекламный ход, что-то вроде дополнительных опций на определенную сумму, при реальной их стоимости втрое – вчетверо ниже. Действительно, ощутимой выгоды для клиента почти никто не предлагает.

В 2013 году рост рынка может оказаться если не нулевым, то самым минимальным. Казалось бы, обострение конкуренции неизбежно! Автопроизводителям придется убеждать клиента купить автомобиль. Если это будет осознанно не только на словах, возможно, мы, наконец, приблизимся к модели автомобильного рынка развитых стран. На это хотелось бы надеяться.

Но что будет, если и в 2013 году автопроизводители не изменят своего отношения к российскому рынку, если предпочтут и дальше действовать в привычном ключе? Думаю, мы столкнемся с новым кризисом – только уже не внешним, а внутренним, спровоцированным самими участниками рынка. Продажи не просто перестанут расти, может начаться даже их снижение.

К сожалению, если судить по заявлениям все того же министра промышленности и торговли Дениса Мантурова о том, что снижения цен на автомобили ожидать не стоит, что производители и дилеры не готовы сокращать маржинальность, второй сценарий более вероятен.

Впрочем, лучше о ситуации на рынке и ближайших перспективах расскажут сами автопроизводители. С их точкой зрения портал MotorPage.ru предлагает ознакомиться в рамках традиционной предновогодней дискуссии.

Дмитрий Европин, главный редактор журнала "MotorPage"
Автор
Дмитрий Европин, главный редактор журнала "MotorPage"

Вам понравилось интервью?


Расскажите друзьям:
Рассказать во ВКонтакте Рассказать в Одноклассниках

Также высказались:

Обзоров машин на сайте:

5 2 0 9