Высказался в рамках следующего круглого стола:

Прогноз 2013

В 2012 году российский авторынок вплотную подошел к точке насыщения. Период галопируещего роста продаж завершен. Как изменятся стратегии автопроизводителей в 2013 году?

Денис Петрунин
22 января 2013

Денис Петрунин

управляющий директор «Хёндэ Мотор СНГ»

«Это самый настоящий ментальный кризис!»

2012 год не был простым для автомобильного рынка, - рост в первом полугодии сменился заметным замедлением во втором. Эксперты и аналитики, ожидавшие, что по итогам года рынок выйдет за психологически важный рубеж в 3 млн. проданных автомобилей, были вынуждены пересмотреть свои оценки. Итоговые цифры продаж в 2012 году, по данным AEB, составили 2 млн 935 тыс.
О том, каким был уходящий год, и чего можно ожидать в будущем, порталу MotorPage.ru рассказал управляющий директор «Хёндэ Мотор СНГ», Денис Петрунин.

- Надо сказать, что сейчас мне многие задают вопрос: следует ли по итогам 2012 года говорить о переходе российского авторынка к стагнации? Должен отметить, что ситуация с Hyundai не стандартна для автомобильного рынка 2012 года в целом. Так в январе 2012 года Ассоциация Европейского Бизнеса прогнозировала прирост рынка в 2012 году на уровне от 8 до 12%. Но это не означает, что все производители планировали собственный рост на том же уровне. Различные бренды планировали рост от 10% до 20-30%, а некоторые рассчитывали даже на 40%. То есть многие ждали, что именно их экспансия на российский рынок в 2012 году будет более эффективной. У кого-то так и получилось. Но из-за того, что рынок в целом дал прирост не 30-40%, как в предыдущие годы, а 11%, к осени стало сказываться излишнее давление по отдельным брендам. Собственно говоря, кризисные явления в августе-сентябре возникли не у всех, а лишь у некоторых. По отдельным брендам, у которых планы сильно разошлись с реальными результатами, все и стали судить об общерыночных тенденциях.
В результате начался ментальный кризис, когда нет ни одного симптома, подтверждающего падение покупательной способности россиян (нет такой статистики), а покупательная активность падает. Это самый настоящий ментальный кризис, когда пресса муссирует этот вопрос, и многие покупатели просто хотят подстраховаться, не покупать машину сейчас, а подождать распродаж, аналогичных распродажам 2008-2009 годов, чтобы купить по супер-цене. По отдельным брендам, наверное, так и случится, или уже случилось. Но по Hyundai чудес ждать не стоит!
Наш внутренний прогноз на 2012 год по рынку в целом был от 10 до 15%, мы заложили прирост продаж нашей компании в 15% относительно 2011 года. И собственно, эти планы были реализованы. Это получилось за счет поставок дополнительного объема Solaris (эта модель по-прежнему пользуется высоким спросом). Кроме того, мы наращивали наше присутствие в SUV сегменте, за счет продажи ix35. И, кстати, осенью, на фоне кризисных ожиданий, у нас шел постоянный динамичный прирост продаж этой модели. В декабре месячные продажи  ix35 превысили 3 тысячи шт. В 2013 году мы рассчитываем развить этот успех за счет продаж ix35 и Santa Fe.
В целом, 2012 год для Hyundai сложился хорошо: мы выросли на 15% и увеличили наше присутствие в SUV сегменте. Если рынок в целом в SUV сегменте, как показывает статистика AEB, вырос на 32%, то у нас прирост составил примерно 50%. То есть мы росли быстрее рынка. Если рынок в целом вырос на 11%, то мы на 15%, прежде всего за счет спроса на Solaris, ix35 и i30. По остальным моделям прирост был небольшим.
Можно отметить и еще один аспект. Начиная с сентября, клиентский трафик в салоны Hyundai сократился относительно предыдущего года. В 2011 году у нас было много рекламы, выводилась на рынок модель Solaris и так далее. Но, невзирая на некий спад клиентского трафика, мы в 2012 году наблюдали рост контрактования в целом. То есть, осенью в салонах Hyundai «туристов», которые приходят просто посмотреть, стало меньше, а реальных покупателей больше. Это кажется парадоксом! В значительной мере мы можем объяснить это, во-первых, тем, что у нас было взвешенное планирование без перезаклада на 2012 год, а во-вторых, на российский рынок в августе был выведен Santa Fe – новая модель, которая тоже привлекла дополнительный интерес в клиентские центры.
В целом, бренд Hyundai растет. В отличие от многих других игроков рынка, у нас все авто в салонах есть в наличии – это также привлекает клиентов, которые приходят не посмотреть, а купить. Solaris сейчас можно найти в салонах, долгого ожидания нет, и люди реализуют свой клиентский интерес.
Так что, если хочется услышать про кризис, надо обращаться к тем брендам, которые планировали глобальную экспансию на российском рынке в 2012 году и не добились желаемого. У Hyundai никакого кризиса нет!

- Многие покупатели сейчас действительно ждут в 2013 году особо выгодных условий и скидок. Означает ли все вышесказанное, что от Hyundai в 2013 году никаких «сладких» предложений ждать не стоит?

- На самом деле в начале года всегда происходит распродажа автомобилей предыдущего производственного года. Безусловно, в наших салонах тоже есть складские остатки, на которые даются скидки и спецпредложения. Но в случае с Hyundai эти предложения действительно очень ограниченны. У нас нет избыточных складов, которые нам пришлось бы распродавать долгие месяцы. Так что, если Вы хотите купить автомобиль по хорошей цене у Hyundai, и получить именно то, что вы ищете – это нужно делать сейчас! Скоро этих автомобилей не останется.

- Каков ваш прогноз на 2013 год?

- Я полностью соглашусь в оценке рынка на 2013 год с AEB. Рынок будет плоским, и колебаться он будет в коридоре 2,9-3,1 миллиона автомобилей. Мы надеемся, что спада не будет, что в первом квартале или в начале второго должен сыграть небольшой отложенный спрос, сформированный осенью.
В том, что касается прироста в массовом сегменте, дальнейшие приросты в процентном отношении не будут выдающимися. В 2012 году мы уже приросли и почти вышли на уровень 3 миллиона автомобилей. Дай Бог, чтоб в 2013 году не было падений!
Если все окажется благополучно, продолжится тенденция прошлого года. Массовый сегмент будет расти, и компактные SUV будут продолжать расти. Все остальные сегменты будут относительно стабильны. Тенденция распределения приростов между сегментами сохранится, но сами цифры прироста будут скромнее.
Хотя в SUV сегменте я бы ожидал дальнейшего устойчивого продолжительного роста. Сейчас многие производители, особенно массовые, уже запустили локальное производство бюджетных седанов. Следующим шагом станет локальное производство компактных SUV. Скорее всего, все производители будут думать о наращивании своего присутствия в этом сегменте. В будущем (наверное, уже не в 2013 году, а в 2014-2015) в этом сегменте начнется продолжительная экспансия, сегмент будет расти, и, может быть, замещать какие-то другие ниши. Возможно даже частичное вытеснение седанов. Ведь если SUV будут производиться в России и немного дешеветь, у клиента будет выбор между дорогим седаном или хэтчбеком и чуть более дешевым, может быть, похуже укомплектованным, но SUV.

- То есть, можно ожидать, что спрос на Solaris сократится, клиенты частично переключатся на SUV?

- Нет, я говорю скорее об общей тенденции рынка. Пока С-сегмент растет, и  его доля составляет до 46% от  всего рынка, а SUV растет интенсивнее - 32%, но его ёмкость пока еще 29%. Но при этом локальное производство сконцентрировано в С-сегменте. Присутствие SUV локального производства пока небольшое, но оно будет наращиваться. Поэтому через какое-то время, через два-три года начнется перераспределение внутри С-сегмента между седанами и SUV. Выбор будет стоять между топовой комплектацией седана и приемлемой  комплектацией SUV по одинаковым ценам. Начнется смещение, поэтому можно через два-три года ожидать стабилизации или даже стагнации С или D сегмента и замещения его другим - SUV.

Дмитрий Европин, главный редактор журнала "MotorPage"
Автор
Дмитрий Европин, главный редактор журнала "MotorPage"

Вам понравилось интервью?


Расскажите друзьям:
Рассказать во ВКонтакте Рассказать в Одноклассниках

Также высказались:

Обзоров машин на сайте:

5 2 0 8