Забытые старты
Логотип Mitsubishi

О Mitsubishi Pajero Sport

По-русски

Мицубиши Паджеро Спорт

Тест-драйвов
30 (все тесты)
Двигателей
3 (открыть)
Комлектаций
3 (открыть)
Последнее поколение
III рестайлинг (открыть)
Отзывов на сайте
5 (прочитать)

Как быстро подчас забываются важные вехи истории! Например, знаете ли вы, когда и где поднялись в небо первые советские ракеты? Мы благодаря обновленному внедорожнику Mitsubishi Pajero Sport разыскали это место

Пожалуй, сейчас уже немногие знают, что ровно 80 лет назад недалеко от подмосковного поселка Нахабино произошло знаменательное событие. Группа изучения реактивного движения (ГИРД), в которую входили Сергей Королев, Фридрих Цандер и Михаил Тихонравов, тогда добилась небывалого успеха, давшего мощный толчок развитию отечественной ракетно-космической техники. Чтобы не забывать о таких вещах, мы отправились туда, где энтузиасты вершили историю.

Контрасты Подмосковья

Добраться до намеченной точки оказалось не так просто. Поначалу все шло как по маслу, причем особенно приятные впечатления вызвал автомобиль. Совсем недавно Mitsubishi Pajero Sport пережил легкий рестайлинг, но “в душе” он остался прежним: это практически уникальный честный “вездеход”, отлично приспособленный для ежедневной эксплуатации. В городе не устаешь восхищаться простором и уютом салона, довольно умеренными по меркам одноклассников габаритами кузова, а при маневрировании в городской тесноте очень помогают парктроники и камера. Да и на трассе он хорош. Бензиновый 3-литровый 222-сильный двигатель позволяет уверенно держаться даже в быстром загородном потоке, “автомат” работает плавно и расторопно, а упругая подвеска эффективно (опять же по меркам сегмента) борется с кренами, причем порой ее даже тянет назвать жестковатой. Но это неизбежная расплата за “непробиваемость” вне дорог, так что с ее норовом легко смириться.

Истерзанное бесконечными ремонтами Новорижское шоссе – не самый подходящий полигон для изучения качеств машины. Поэтому, проехав с черепашьей скоростью пару десятков километров, испытываю немалое облегчение, свернув с него в сторону поселка Николо-Урюпино. Увы, радость была недолгой. Оказалось, что проехать к нужному месту практически невозможно из-за… многочисленных коттеджных поселков! На въезде в каждый из них висит суровая табличка: “Частная территория, проезд только для жителей”. После нескольких безуспешных попыток решаюсь на отчаянный шаг – судя по навигатору, к искомой точке ведет лесная грунтовка.

Все верно, нечто похожее на дорогу есть, но не более того. Насколько видит глаз, вдаль идут глубокие колеи, до краев наполненные скользким грязевым киселем. И это буквально в двух шагах от пафосных (ворота одного из них даже выкрашены золотой краской) поселков! Что ж, пришло время Pajero Sport продемонстрировать свои внедорожные таланты. Жаль только, что машина “обута” в обычные шоссейные шины. Но ничего, попробуем!

Поначалу все идет неплохо: автомобиль с упорством танка пробивается вперед, разбрызгивая вокруг себя мутную жижу. Постепенно ехать становится сложнее – “лысым” шинам все труднее цепляться за мокрый и скользкий грунт, к тому же все чаще встречаются препятствия в виде упавших деревьев. Но автомобиль едет, причем уверенно, благо запаса дорожного просвета и возможностей полноприводной трансмиссии SuperSelect с пониженной передачей и блокировками межосевого и заднего межколесного дифференциалов пока хватает. Увы, но даже для такого отличного “вездехода”, как Pajero Sport, есть предел возможностей. В нашем случае его обозначило огромное бревно, лежащее поперек пути. Может, попытаться объехать его? Но если на скользком грунте машину потащит в сторону, то серьезного кузовного ремонта не избежать. Поэтому приходится искать место для разворота и ехать назад в Николо-Урюпино – там решаю оставить автомобиль и идти пешком.

55° 47’ 55” С, 37° 11’ 20” В,
55°48’ 22” С, 37° 11’ 2” В

Это было ровно 80 лет назад. Энтузиасты ракетостроения, объединенные в организацию ГИРД, входившую в состав “Осоавиахима” (Общества содействия обороне, авиационному и химическому строительству), активно работали над прототипами первых ракет. Причем движущей силой ученых были исключительно энтузиазм и вера в будущее, ведь зарплат в то время они не получали. Кстати, именно поэтому они сами в шутку расшифровывали название своей организации как “группа инженеров, работающих даром”. Да и способ доставки опытной ракеты на полигон больше похож на анекдот: создатели везли ее в Нахабино на... обычном трамвае, завернув для сохранности в газеты!

Но все же, несмотря на все трудности, они не теряли надежды. И вот после многих неудачных испытаний конструкторы доказали, что трудились не напрасно: 17 августа 1933 г. с полигона в нахабинском лесу впервые взлетела экспериментальная ракета ГИРД-09. Ее стартовая масса составляла 19 кг, а длина – 2,4 м. В качестве горючего в ней был использован изобретенный незадолго до этого “твердый бензин” – раствор канифоли в бензине, а окислителем выступал жидкий кислород. Старт прошел успешно, но на высоте около 400 м ракета вдруг завалилась набок и упала в лес, пробыв воздухе всего 18 секунд.

Однако уже вскоре, 25 ноября того же года, группа праздновала настоящий успех: в тот день удалось запустить первую ракету ГИРД-Х с настоящим жидкостным двигателем. Ее масса составляла 29,5 кг, длина – 2,2 м, а в качестве топлива и окислителя использовались спирт и жидкий кислород. Правда, поднялась ракета всего метров на 80. Но даже это был триумф, ведь инженеры доказали, что полеты с реактивным двигателем возможны!

Этот старт стал прорывом, хотя сегодня те события многим кажутся слишком давними и малозначимыми. И, похоже, с каждым годом память о них тускнеет. Пройдя от Николо-Урюпино мимо почти заброшенной воинской части и уж наверняка покинутых домов чуть больше километра, оказываюсь возле памятника, увековечившего первые ракетные старты. Правда, он не аутентичный: с постамента ввинчивается в небо большая ракета, совсем непохожая не те, над которыми работали гирдовцы. Да и состояние монумента плачевное – облупившаяся белая краска едва прикрывает изъеденный коррозией металл.

Впрочем, у нас есть координаты еще одного скрытого в местных лесах памятника, посвященного тем экспериментам. Вот только добраться до него еще сложнее: приходится пройти еще пару километров по глухому (да, такие еще есть в ближнем Подмосковье!) лесу. Только так можно попасть именно в ту точку, откуда взлетали наши первые ракеты. А там, на сохранившемся бетонном стартовом столе с газоотводом, на аккуратно выкрашенной металлической ферме установлен другой памятник – маленькая серебристая ракета, в точности повторяющая ту самую первую ГИРД-09! Кому-то она покажется ненастоящей, словно игрушечной. Но ведь именно такими они и были, первые советские ракеты! А рядом стоит гранитная плита с надписью: “ГИРДовцам от комсомольцев нахабинской средней школы № 2” и лежат совершенно свежие алые гвоздики, свидетельствующие о том, что все-таки есть люди, которым небезразлично наше прошлое.

Отдав дань памяти инженерам-энтузиастам, по сути, заложившим основы отечественной космонавтики, отправляюсь в обратный путь. И по дороге размышляю, как складывалась судьба этой отрасли. Много позже упомянутых событий ракета Р-7 выведет на орбиту первый спутник Земли, затем совершит свой полет Юрий Гагарин, появятся межконтинетальные баллистические ракеты и сверхтяжелые “грузовики”, выводящие в космос десятки тонн грузов, на орбиту будут выведены космические станции, в которых месяцами станут жить и работать люди. Именно те экспериментальные старты открыли дорогу в космос не только нашей стране, но и всему человечеству. Однако те события ныне практически забыты. И оба памятника только подтверждают это: один уже сильно обветшал, к другому же ведет настолько заросшая тропа, что сразу становится понятно: люди здесь почти не ходят. 

Вам понравился этот тест-драйв?

Рассказать друзьям:
Рассказать во ВКонтакте Рассказать в Одноклассниках



Модели в этом тест-драйве

Mitsubishi Pajero Sport

2002 - сегодня

Поколений
4 смотреть
Класс
Внедорожник
Кузов
универсал 5-дв.
Тест-драйвов
30 смотреть
Отзывов
5 смотреть
Технические характеристики

Сделано тест-драйвов:

3 0 3 4