Достоинства и недостатки

НАПОМНИМ, что в отличие от “галогенок” источником света в газоразрядной лампе служит не нить накаливания, а электрическая дуга. Она горит в стеклянной колбе, наполненной смесью инертных газов, среди которых преобладает ксенон (отсюда и название). “Ксеноны” светят ярче (в 2,7 раза сильнее, чем обычные фары), а служат они более 2.000 часов, тогда как галогенные лампы выдерживают около 700.

“Ксеноны” с цветовой температурой 6.000-8.000 кельвинов отличаются красивым синим или фиолетовым сиянием, поэтому многие именно такие и покупают. Но технически эти лампы устарели их яркость ниже, чем у “газоразрядок”последнего поколения с цветовой температурой 4.300 К, пылающих специфическим ярко-белым светом.

Как правило, “ксеноны” обеспечивают только “ближний” свет, а при переключении на “дальний” задействуются традиционные фары. Реже применяются “биксеноны”, обеспечивающие оба типа освещения дороги.

Основное достоинство “ксенонов” их спектр максимально приближен к дневному свету. А это значит, что водитель лучше видит дорогу, его зрение меньше устает ночью, да и машина хорошо заметна другим автомобилистам. Минус, пожалуй, только один: если автомобиль снабжен “биксенонами” в качестве дополнительного оборудования, то скорее всего не получится быстро поморгать “дальним”, поскольку для розжига газоразрядной дуги требуется секунда-другая.

Свет изношенных ксеноновых фар сначала “уходит в синеву”, а затем начинает краснеть. Это сигнал пора лампы менять. Причем менять в паре, чтобы оптика автомобиля не н а п о м и н а ла цветомузыку.

Сами автомобилестроители решают эту проблему по-разному. Одни устанавливают вдобавок дополнительные галогенные лампы для подачи сигналов “дальним”. Другие используют продвинутые “биксеноны”, в которых за оба света отвечает одна лампа. Она светит постоянно, а переключения с “ближнего” на “дальний” и наоборот производятся с помощью встроенной шторки, снабженной быстродействующим сервоприводом. Но если “биксеноны” установлены не заводомизготовителем, а как дополнительное оборудование, то моргать “дальним”, как уже говорилось, не получится. Благо российские ПДД в разделе “Пользование внешними световыми приборами..” такой возможности от автомобиля и не требуют.

Меняем свет

САМЫЙ дорогой и одновременно самый “безболезненный” для автомобиля вариант установки “ксенонов” замена штатных фар на газоразрядные целиком.

Если у оптики вашей машины существует заводской ксеноновый аналог, то удобнее заменить фары в сборе, советует зам. директора техцентра “АВТОБАМ” Елена Жданова. Это подразумевает минимум вмешательства в конструкцию автомобиля. Стоимость зависит от марки и модели машины: для гольф-класса замена обойдется примерно в 22.000 рублей, для представительского седана около 50.000.

Не советуем использовать “лжексеноны” по сути, обычные галогенные лампы с колбой синего цвета. Их эффективность сомнительна, зато мощность в два-три раза выше стандартной. Они могут повредить электрооборудование машины и испортить пластиковые детали фар.

Возьмем как пример “пятерку” BMW прошлого поколения. Многие владельцы таких машин в последнее время часто меняют светотехнику. Комплект из двух фар с пускорегулирующими блоками (по одному на каждую) стоит около 34.000 рублей. Заодно желательно установить автоматический корректор направления света. “Пятерка” оснащена бортовым компьютером значит, понадобится специальный блок, подсказывающий электронному “мозгу”, что вместо ламп накаливания появились “ксеноны” (иначе он будет считать, что фары перегорели). Приплюсуйте стоимость работ и получите около 39.000 рублей. Если же оптика меняется на фирменном техцентре с использованием деталей с “родным” лейблом на коробке, то придется выложить раза в полтора больше.

Есть более доступный вариант: элементарная замена галогенных ламп в обычных фарах на газоразрядные (в комплекте с пускорегулирующими блоками). Фирменные “ксенонки” для этого не подойдут: их невозможно установить в обычный патрон и они более требовательны к оптике особой конструкции стекла и отражателя. Однако ряд корейских фирм выпускает высококачественные ксеноновые лампы со стандартными “галогенными” цоколями. Конечно, смена ламп не сводится к примитивному “выкрутилвкрутил” надо грамотно смонтировать ксеноновый блок, а затем отрегулировать свет на специальном оборудовании.

Технические нюансы зависят от конструкции оптики вашего автомобиля. Если “ближний” и “дальний” свет обеспечивали отдельные “галогенки”, то вместо них ставятся аналогичные раздельные “ксенонки”. Если за оба света отвечали двухнитевые лампы накаливания, то надо устанавливать “биксеноны” особой незаводской конструкции, в которых специальный механизм двигает колбу внутри фары, меняя направление светового потока. Комплект корейских ламп вместе с пускорегулирующими блоками и установкой стоит 10.000-13.000 рублей (“биксеноны” 14.00019.000 рублей).

Если ксеноновая фара грязна, ее свет искажается и водитель хуже видит дорогу. Законы стран Европы требуют: газоразрядная оптика обязательно должна иметь омыватели. В России такого правила пока нет, поэтому, выезжая за границу, имейте в виду: если светотехника вашей машины не соответствует местным законам, можно заработать крупный штраф.

Бывают случаи, когда автомобиль еще на заводе оборудовали “ближним” ксеноновым светом, а владелец хочет иметь “биксенон”. В этом случае единственная возможность воспользоваться теми же корейскими лампами и заменить “дальние” галогенные на аналогичные газоразрядные с адаптированным цоколем (плюс ксеноновые блоки) по вышеописанной схеме. Но прежде чем потратить деньги на такую операцию, взвесьте стоит ли игра свеч? Яркий “дальний” свет регулярно требуется только на пустынных загородных трассах. Вы часто ездите в таких условиях?. В большинстве случаев обычно хватает привычного сочетания: “ближний” ксеноновый и “дальний” галогенный.

Наконец, третий вариант установки “ксенонов” монтаж дополнительных фар. Западные фирмы, например немецкая “Hella”, выпускают подобную светотехнику различных форм, размеров и назначения: “ближние”, “дальние” и противотуманные. Обычно они крепятся на бампере, а “противотуманки” под бампером или встраиваются в его нижнюю часть. Водители внедорожников могут поставить такие фары на “кенгурятник”.

Добавочные “ксеноны” весьма эффектны, но не всегда эффективны. Мощные ксеноновые “люстры”, да еще с функцией “дальнего” света, в городе выглядят бесполезной бижутерией. А вот газоразрядные противотуманные фары штука очень полезная. В тумане они не намного лучше обычных, зато хороши в темное время суток в сочетании с ближним светом, поскольку расширяют поле зрения. Благодаря ксеноновым “противотуманкам” вы увидите гораздо раньше, чем в свете традиционных фар, пешехода на обочине или автомобиль, выезжающий сбоку на перекресток.

На российском рынке появился ручной ксеноновый фонарь, выпускаемый на Тайване. Несмотря на небольшие размеры (40 см в длину) и вес (2 кг), луч фонаря пробивает темноту на 1,5 километра. Лампа работает от литиевой аккумуляторной батареи, заряда которой хватает на 70 минут.

Вас заинтересует:

Вам понравилась эта статья?




Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

4 0 7 1