Надежность и безопасность вождения, комфортность и точность управления машиной, ее поведение на дороге, в широком смысле – вся автомобильная жизнь и ваше место в этой жизни зависят от множества факторов. Роль играют не только мощность мотора, тип привода, мастерство водителя, качество дороги и прочее. Есть еще нюансы, порой совсем не очевидные и малозаметные, которым многие автомобилисты не придают значения, а то и вовсе не подозревают об их существовании. Насколько заметно, например, различается управление автомобилем, в котором нет пассажиров, и той же машиной с полной загрузкой? Как меняется характер одной и той же модели в зависимости от того, оснащена она механической КПП или “автоматом”? Через сколько часов, проведенных за рулем, притупляется реакция? Как влияет на длину тормозного пути бутылка вина, выпитая накануне водителем? И так далее.. О подобных мелочах, которые в той или иной ситуации могут стать важными, мы и будем рассказывать в новом разделе нашей газеты – “X-factor”. А начнем с элементарного “икс-фактора”, сталкиваться с которым вынуждены все водители, особенно на весенних дорогах. Это – грязные фары. Насколько они повышают риск ночного вождения? И насколько эффективны те или иные способы очистки светотехники?

ТЕМНОЙ ночью три редакционных автомобиля остановились на глухой дороге в Подмосковье. Вокруг царил мрак. Ни фонаря поблизости, ни огонька в окнах далеких домов – именно то, что надо для чистоты эксперимента. Фары всех трех наших машин еле тлели под натеками грязи. Перед выездом их регулировка и сила света были проверены на специализированном сервисе – то и другое точно соответствует “Требованиям безопасности к техническому состоянию” автотранспортных средств. Однако всего несколько десятков километров по весенним российским трассам (причем в основном по асфальту – на проселки мы не забирались) сделали свое дело: края дороги видны, но что творится на ней дальше – вопрос из сферы догадок, а не наблюдений.

Форму эксперимента мы намеренно упростили до предела – это не тот случай, когда требуются сверхточные измерения. Обычной рулеткой отмеряем от машины 50 м. Этого еле-еле хватит для экстренного торможения с довольно безобидной скорости, не более 60 км/ч (средняя длина остановочного пути, рассчитанная по методике ГИБДД, приведена в отдельной таблице).

Коллега в темной одежде, который изображает пешехода, бредущего по проезжей части, направляется к отметке дистанции и.. шагов через десять совершенно растворяется в темноте. Наш фотограф бурно протестует: в таких условиях даже японская цифровая камера бессильна.

Место первого добровольца занимает другой – в яркой оранжевой куртке. Его в слабом свете грязных фар кое-как видно, но тоже – не ахти, в чем вы можете убедиться по фотографиям. Напомним, мы смотрели из неподвижного автомобиля и знали, что пешеход на дороге есть. А представьте, что автомобиль едет по ночной дороге и человек возникает перед ним неожиданно. Да и яркая одежда не пользуется популярностью среди наших сограждан..

Безопасность зависит от способа очистки

НАША ПЕРВАЯ машина (в таблицах она обозначена как “автомобиль № 1”) вообще не имеет системы очистки фар..

А машина № 2 оснащена омывателем. Его троекратное срабатывание не очистило, а только осветлило грязь на рассеивателях. Пешехода стало видно кое-как, надо присматриваться. Словом, распылители высокого давления хороши на чистых дорогах Запада, однако для реалий русских трасс подходят не лучшим образом (с этим печальным фактом мы регулярно сталкиваемся во время редакционных тестов).

Автомобиль № 3. Он оснащен не только омывателями, но и “дворниками” фар. Лишь эта старомодная система очистки гарантирует безопасность на грязной ночной трассе. У сидящего за рулем возникает ощущение, словно промыли глаза! После срабатывания щеток пешеход сразу становится хорошо виден, виден четко и однозначно. Остается лишь сожалеть, что по ряду причин (в том числе из-за широкого распространения пластиковых рассеивателей, которые от трения “дворниками” теряют прозрачность) современные автомобили все реже снабжаются этим полезным устройством. Мы надеемся, что западные автопроизводители, выпускающие в нашей стране свои модели, обратят внимание на этот факт и добавят в комплектацию своих машин щетки на фарах. Повторим: только такой механизм очистки способен обеспечить безопасность ночного вождения в России.

Вернемся к первой машине. Поскольку автомобиль № 1, как уже говорилось, вообще не имеет фароомывателя, придется прибегнуть к старому дедовскому способу воспользоваться водой и губкой. Они оказались лучше, чем даже “дворники”, которые снимают грязь только с узкого сектора рассеивателя. Только когда фара чиста полностью, от края до края, она работает в полную силу и обеспечивает максимальную видимость.

Какие выводы? Если предстоит дальняя поездка ночью, если о сухом и чистом асфальте можно только мечтать, не ленитесь каждые 5060 км останавливаться и промывать светотехнику водой и губкой, даже если автомобиль оснащен фароомывателем. В монотонности дальней поездки вы просто не заметите, как рассеиватели постепенно становятся все грязнее и грязнее, дорогу видно все хуже и хуже, и описанный в этой статье “X-factor” превратится в фактор смертельного риска.

Надеемся, что фирмы, выпускающие автомобили в России и для России, добавят в комплектацию машин “дворники” на фарах.

 

 

 
Средняя длина остановочного пути

 

(рассчитана по методике ГИБДД с учетом времени реакции водителя)

  60 км/ч 80 км/ч 100 км/ч 120 км/ч
Сухой асфальт 53 м 80 м 112 м 148 м
Мокрый асфальт 68 м 107 м 154 м 209 м
Укатанный снег 103 м 170 м 253 м 350 м
Голый лед 173 м 296 м 450 м 634 м

Насколько грязные фары светят хуже чистых? Насколько улучшает ситуацию тот или иной способ очистки? Приводить данные в люксах (единица измерения освещенности) бессмысленно – даже для людей, не забывших школьный курс физики, они не показательны. Мы провели эксперимент с помощью аппаратуры, показывающей, во сколько раз увеличилась сила света грязной фары после того или иного способа очистки. Итак, ближний свет на машине без омывателей: после промывки рассеивателя вручную сила света повысилась в 4,25 раза..

 

Во сколько раз усиливается свет фар (после применениия различных способов очистки)
  Ближний свет Дальний свет
Ручная мойка (водой и губкой) 4,25 3,25
Штатные очистители с щетками 3,5 2,5
Омыватель высокого давления 2,75 2

 

Вам понравилась эта статья?




Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

5 2 0 8