Высказался в рамках следующего круглого стола:

Рядом!

Модельным рядом! На волне кризиса и повсеместного спада продаж едва ли не все автопроизводители начали активно сокращать модельные ряды. Сейчас, когда рынок более-менее стабилизировался, этот процесс замедлился, но вовсе не остановился. Не остановится он и в дальнейшем. Зарубежные автомобильные компании стали более вдумчиво анализировать запросы и потребности россиян, чтобы определить, какой же модельный ряд будет для нашей страны оптимальным.

Иван Владимиров
17 августа 2017

Иван Владимиров

главный редактор портала MotorPage.ru

Со временем российский рынок станет для всего остального мира экзотикой. Времена, когда вкусы и потребности россиян практически не отличались от европейских, минули

Странствуя по свету, не надо закрывать глаза. Ведь кроме стандартных туристических достопримечательностей в дальних странах можно увидеть еще много чего необычного. Например, бывая в разных концах мира, я очень люблю заходить в местные автосалоны. Понятно, что у европейских дилеров ничего особо интересного не увидишь, все более-менее привычно и знакомо. Разве что можно порой обронить скупую слезу на капот хорошо знакомой модели, которую когда-то продавали и у нас, в России.

Куда забавнее автосалоны так называемых экзотических государств. Бывает, что даже название марки приходится определять по косвенным признакам, а уж конкретные модели подчас и вовсе не поддаются идентификации. По крайней мере на первый взгляд. Стою, рассматриваю. Прикидываю, из чего и для кого это сделано. Ведь не секрет, что любые, порой даже самые необычные модели построены на той или иной глобальной платформе, которая роднит их с общеизвестными автомобилями. Однако для локального рынка подобная переделка и переименование имеют особый смысл. Вот и появляются на свет божий невиданные нигде за пределами «домашнего региона» машины.

Если вам до сих пор еще не понятно, что я имею в виду, зайдите, например, на австралийский или, допустим, новозеландский сайт какой-нибудь известной автомобильной марки. Гарантирую, наверняка увидите и узнаете много нового. А что вы хотели, экзотика!

Вот только боюсь, что со временем такой же экзотикой для всего остального мира станет и наш родной рынок. Если уже не стал. Тучные времена, когда вкусы и потребности россиян практически не отличались от европейских, минули. На волне кризиса и повсеместного спада продаж едва ли не все автопроизводители начали активно сокращать модельные ряды. Только в последние недели, если мне не изменяет память, в России прекратились продажи внедорожника Nissan Patrol, по-английски, не попрощавшись, ушел от нас и немецкий Volkswagen Golf, а Fiat вовсе прекратил продажу легковых автомобилей. Хотя, что там было тех автомобилей?

В целом же только за первую половину 2017 года мы потеряли Mitsubishi Lancer, несколько Citroen, парочку Peugeot, Renault Fluence... Даже, пожалуй, нет смысла все перечислять. Коллеги пытались посчитать, сколько всего моделей ушло с российского рынка за период кризиса, дошли до сотни и все-таки сбились со счета. По самым грубым оценкам, это примерно треть от всего того разнообразия, которое радовало нас еще совсем недавно.

А дальше, несмотря на наметившиеся тенденции оживления рынка, будет только хуже. Эксперты в один голос прогнозируют, что уже в следующем году ассортимент продающихся в России иномарок снова поредеет – когда закончится срок действия сертификатов одобрения типа транспортного средства (ОТТС) на модели, до сих пор не оборудованные системой «ЭРА-ГЛОНАСС». В нынешних условиях весьма сомнительно, что автопроизводители выстроятся в очередь для их продления: при невысоком уровне продаж им будет куда проще в очередной раз «оптимизировать» свои модельные ряды.

Это, конечно же, не значит, что мы столкнемся с дефицитом новых автомобилей. На место выбывших из игры приходят новые модели. Точнее, не совсем новые, а те, которые мы уже давно и хорошо знаем. Они, как можно видеть в отчетах самых разных брендов, все более активно наращивают свои рыночные доли. Уже сейчас около 10% марок с несколькими десятками моделей обеспечивают более половины российских продаж. Причем для нас, еще раз повторюсь, эти машины успели стать родными и привычными. Хотя европейцы о большинстве из них даже не подозревают.

Спросите их, что такое Hyundai Solaris? Все, за исключением узких специалистов, недоуменно пожмут плечами. А кто в Европе видел Hyundai Creta? Правильно, никто не видел! Так же, как и Hyundai Elantra. Покажите немцу или французу российский бестселлер KIA Rio, и они будут озадачены – на Западе продается совсем другой автомобиль с тем же названием. Модельный ряд компании Nissan в Германии сейчас насчитывает 13 моделей. Между прочим, на пять больше, чем у нас. Но про такие машины, как Terrano или Sentra, там никто и слыхом не слыхивал. Как, впрочем, и про Renault Kaptur (если именно так – с буквой K в начале). Я уж не говорю про «исконно наши», но тоже принадлежащие Альянсу Renault-Nissan тольяттинские модели, которые, как иногда пишут в бульварной прессе, «триумфально шествуют по Европе», хотя на практике мало кому известны за пределами РФ и бывших союзных республик.

Таких примеров более чем достаточно. Думаю, что европейцы, интересующиеся автоэкзотикой, уже тоже захаживают на сайты российских дилеров, как на экскурсию. Как мы, допустим, на эмиратские. А что? Интересно же! Российский и европейский автомобильные рынки становятся все более и более далеки друг от друга. И не только по составу. Там разнообразие моделей растет, у нас, увы, падает. Надеюсь, мы не дойдем до ситуации, которая была в СССР, когда весь выбор легковых автомобилей ограничивался двумя «Волгами» – седаном и универсалом, парочкой «Москвичей» – московским да ижевским, несколькими «Жигулями» и, не к ночи будет помянут, «Запорожцем». Хотя кто знает, в том же в бюджетном сегменте, на мой взгляд, такой расклад вовсе не исключен.

Наверное, у «премиальщиков» все будет хорошо. Точнее, относительно стабильно. Ведь, по идее, они должны держать марку и, несмотря на все стоны и причитания российских офисов, сохранять на рынке весь ассортимент моделей – такой же, как и в любой другой стране. У лидеров этого сегмента в линейках остаются даже те автомобили, чьи ежегодные продажи исчисляются даже не сотнями – десятками. Подозреваю, что многие из них приносят лишь убытки, я знаю конкретные примеры, когда именно так и происходит. В личной беседе представитель одной очень уважаемой марки признался, что на продаже каждого автомобиля одной, не самой популярной в нашей стране, модели бренд теряет по 2 тыс. евро. Будем считать, что это не самая высокая плата за престиж марки.

Впрочем, и тут дают о себе знать общие тенденции. Так, относительно недавно у российских дилеров пропали хэтчбек Lexus CT и седан Lexus IS. В Audi «потеряли» малышку А1, а MINI снял с продаж кабриолет. В Volvo же мы не видим парочки универсалов, тех, которые не Cross Country. Mercedes-Benz и BMW вроде бы держатся, хотя я знаю, что и эти бренды были бы не прочь заняться оптимизацией. Предположу, что новый виток истории с «ЭРА-ГЛОНАСС» позволит им уговорить свои штаб-квартиры пересмотреть маркетинговую политику.

Отдельно хотелось бы сказать про многочисленных «китайцев», которые с завидным упорством пытаются отвоевать свою долю рынка. О них, кстати, в Европе тоже никто ничего не знает. Намеренно выделяю все китайские бренды в отдельный сегмент, поскольку ни один эксперт не в состоянии систематизировать процессы, которые в нем происходят. Модельные ряды то расширяются, то сужаются. Появляются новые марки, которые потом также неожиданно пропадают. Преемственностью поколений, пожалуй, могут похвастать лишь Lifan, недавно выведший на рынок очередной Solano, да Chery со своим бестселлером Tiggo. Все остальные уже который год «прощупывают почву» и сколько-нибудь заметного влияния на рынок не оказывают. Думаю, такая неопределенность сохранится еще долго: шансов занять место ушедших из России марок и моделей у представителей Поднебесной не много – слишком сильна конкуренция с глобальными автоконцернами, уже успевшими зарекомендовать себя в глазах отечественных покупателей. Поэтому увеличения разнообразия моделей за счет китайских фирм ждать тоже не стоит.

Тем не менее ныне можно говорить о том, что после продолжительного и подчас драматичного падения российский рынок переходит к периоду стагнации. Без ярких новинок, громких премьер и неожиданных прорывов, но и без провалов. И это уже неплохо! 

Иван Владимиров, главный редактор портала MotorPage.ru
Автор
Иван Владимиров, главный редактор портала MotorPage.ru

Вам понравилось интервью?


Расскажите друзьям:
Рассказать во ВКонтакте Рассказать в Одноклассниках

Также высказались:

Обзоров машин на сайте:

5 2 0 7