В сентябре на наших дорогах традиционно пройдут рейды «Внимание, школьник», инспекторы из отделов пропаганды (где они еще остались) привычно прогуляются в подшефные классы и проведут скучные уроки по БД, а потом будут гонять от школ припаркованные под запрещающим знаком автомобили…

Всей этой активности, всего запала, будем честны, хватает на несколько недель. Потом, до следущих рейдов, – тишина. Я не собираюсь здесь агитировать, или, как сейчас модно говорить, топить, за соблюдение правил. И так понятно, что быть примером для детей и переходить улицу только на зеленый свет следует всегда, а не в одном лишь сентябре. Но вот вам небанальный немецкий опыт – вспомните о нем, когда будете усаживать чадо в машину, чтобы проехать пару километров и поспеть до звонка на первый урок…

Лет 15–20 назад в Штутгарте заметили, что статистика дорожных происшествий с детьми поползла вверх. Не так чтобы критично, но обычные меры – волонтеры на маршрутах школьников, дополнительные наряды полиции в начале учебного года, уроки правил движения – как будто потеряли обычную эффективность. И тогда некая светлая голова в городском управлении, посмотрев и изучив обычный путь школьника из дома к месту учебы, предложила программу «Ездить на машине в школу не круто». Опыт оказался столь удачным, что и теперь акции «Нет родительскому такси» в Германии проходят регулярно.

А вот в чем оказалось дело. Обычно утром сонного ребенка родители усаживают в машину, припаркованную у самого дома (а то и вовсе в гараже под ним). Дескать, пара километров до учебного заведения – не много, но автомобиль позволяет выгадать еще несколько минут сна для деточки, да и вообще, дождик вроде обещали… Подъехать максимально близко к школе, высадить чадо, в приступе максимальной заботливости еще отнести ему ранец и сдать с рук на руки учителю… Привычный алгоритм и для россиян, не правда ли?

Обратная дорога – в целом то же самое. Разве что с отклонениями от маршрута в сторону спортивных, музыкальных, языковых и прочих школ. В результате не ребенок перемещается по городу, а его перемещают, не давая возможности адаптироваться к уличному движению, научиться в нем существовать. В теории-то маленький человек все знает (по крайней мере, ему это преподают), но практики явно не хватает.

А потом все-таки приходит пора (или случай) отправиться в школу самостоятельно. И тут выясняется, что уже подросший человек не адаптирован к современному движению. Попадая наружу из безопасного и теплого мирка родительского автомобиля, он чувствует себя как принц, внезапно ставший нищим. Надо следить за движущимся транспортом, знать переходы, смотреть на светофор, уметь оценивать скорость и дистанцию до автомобилей… Надо уметь пользоваться автобусом, в конце концов. Недолго растеряться и попасть в беду. Вот вам и нехорошая статистика ДТП с детьми.

Компания «Ездить на машине в школу не круто» как раз и была запущена, чтобы вернуть детей из родительских машин в атмосферу стандартного уличного движения. Без запретов, конечно, но имиджевыми решениями детей и их родителей подталкивали добираться до школ пешком или общественным транспортом. При необходимости – в сопровождении взрослых, но не на своей машине. Конечно, на типовых маршрутах дежурили волонтеры, помогая пересекать сложные дороги. Конечно, работала полиция. Но главное, детей не исключали из процесса дорожного движения, а постепенно приучали к полноценному участию в нем.

И это сработало! Статистика травматизма уверенно пошла вниз, а движение «Нет родительскому такси», повторю, распространилось уже на всю Германию.

Помимо адаптации детей к современному миру, к улицам и транспорту немцы добились еще одного эффекта: улучшилась обстановка у самих школ, подъезды к которым разгрузились от верениц машин с маленькими пассажирами. Да и у полиции нашлась более важная работа, чем просто разруливать пробки у городских «шуле».

Не находите этот опыт полезным? Я вот всякий раз его вспоминаю, когда по утрам с сентября по май, за вычетом каникул, наблюдаю, как настойчиво мамочки протискивают свои автомобили поближе к школьным воротам (а то и за них), лишь бы чадо поменьше шло ножками. У нас ведь практически у каждой школы пробки с восьми до половины девятого.

Настаиваю: после начальной школы отправляйте детей пешком! Для начала – от остановки. Потом – с полдороги. А потом и от дома. Хотя бы в одну сторону. Конечно, перед этим обязательно пройдите весь путь вместе, посмотрите переходы, светофоры, приучите школьника звонить вам по прибытии и перед выходом. Помните, вы еще много-много раз будете водителем своих детей – поводов найдется предостаточно! А потому дайте им возможность адаптироваться, обрести первые, но такие важные навыки взрослой жизни. Помогите им научиться передвигаться по городу самостоятельно и безопасно.

Понимаю все возможные возражения: далеко, холодно, тяжелый рюкзак, опаздываем и тому подобные. И все-таки поверьте, изучать на практике дорожное движение лучше в средней школе, вы же не будете всю жизнь возить любимого ребенка в школу, в университет, на работу, за пенсией…

Да, и чтобы сразу ответить на критику в стиле «на себя посмотри!». Мои дети начали самостоятельно (не каждый день, правда) добираться из средней школы в «музыкалку», а потом и домой с третьего-четвертого класса. Пешком, иногда на автобусе, иногда на велосипеде. Потому что на машине не круто, а вот я за них теперь спокоен.

В сентябре на наших дорогах традиционно пройдут рейды «Внимание, школьник», инспекторы из отделов пропаганды (где они еще остались) привычно прогуляются в подшефные классы и проведут скучные уроки по БД, а потом будут гонять от школ припаркованные под запрещающим знаком автомобили…

PS Позиция редакции может не совпадать со взглядами автора

Вам понравилась эта статья?




Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

5 2 0 8