Автомобили, на которых сдаются экзамены, оснащены видеокамерами.

Табло, установленное в салоне, информирует курсанта о штрафных баллах, снятых за то или иное нарушение.

ОДНО ИЗ ОСНОВНЫХ изменений в программе подготовки будущих водителей – значительное увеличение времени, отведенного на практические занятия. Так с 1 января учащиеся автошкол вместо прежних 32 часов за рулем автомобиля будут проводить не менее 50. При этом на 70 часов (со 175 до 105) сокращена программа теоретических занятий. В документе уточняется, что это минимальная планка – то есть каждый учащийся гарантированно должен прослушать курс лекций в этом объеме. Не меньше. Если же автошкола сочтет нужным, то она вправе увеличить в собственной программе обучения количество часов на теорию или практику.

Претерпели изменения и предметы, которые будут преподавать будущим автомобилистам. В частности, заметно сокращено количество занятий, посвященных устройству автомобиля, – курсантам отныне не будут рассказывать о конструкции заднего моста “Москвича-412” и демонстрировать в разрезе коробку передач вазовской “классики”. Вместо этого преподаватели станут, например, объяснять обучающимся принципы работы систем безопасности современных машин. Также планируется рассказывать об особенностях управления транспортным средством с автоматической трансмиссией и системой АБС.

Кроме того, в программе предусмотрено увеличение часов на обучение навыкам оказания первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП. Причем упор будут делать на практические занятия – каждую автошколу планируется укомплектовать учебными пособиями, с помощью которых курсанты смогут отрабатывать приемы оказания помощи: перевязку ран, наложение шин, искусственное дыхание и т.д. Также отныне разрешается проводить занятия по оказанию первой помощи для учащихся автошкол непосредственно в медицинских техникумах и институтах.

Машины, на которых будущие водители проходят обучение, оснащены электронной системой, автоматически фиксирующей ошибки.

Безусловно, новая программа – заметный шаг вперед по сравнению с нынешними методиками обучения, которые были разработаны несколько десятков лет назад. Однако и она вызывает ряд вопросов.

Кто, например, будет рассказывать будущим водителям о работе ESP, подушках безопасности или особенностях конструкции детских кресел? Судя по всему, это будут те же самые преподаватели, которые сегодня ведут теоретические занятия. Сможет ли человек, до этого демонстрировавший конструкцию двигателя внутреннего сгорания на примере мотора ВАЗ-2105, рассказать о действии преднатяжителей ремней или показать, как необходимо правильно устанавливать в машине детское кресло – вопрос открытый. Для этого необходимы квалифицированные преподаватели, а на их подготовку уйдет какое-то время. Пока же к педагогам, обучающим устройству автомобиля, программой предъявляется одно-единственное требование – они “должны иметь высшее или среднее профессиональное образование технического профиля”.

Нет ясности и по поводу автомобилей с автоматической коробкой передач. С одной стороны, программой предусмотрено обучение на таких машинах – для них даже разработаны отдельные виды упражнений. С другой – ни в одном ведомстве пока не могут дать четкого ответа: разрешено ли будет сдавать экзамены на автомобилях с “автоматом” и станут ли выдавать права с соответствующей отметкой.

 

 

Компьютер вместо гаишника

С ТЕОРЕТИЧЕСКИМИ занятиями все вроде понятно. А как быть с практическими навыками? В планах Министерства внутренних дел – развитие в нашей стране сети автоматизированных автогородков, на которых обучение и прием экзаменов будет вестись под контролем электроники.

Представьте себе картину: курсанты автошколы ездят по полигону на учебных автомобилях без инструктора, а экзамены на так называемой “площадке” принимаются без автоинспекторов. Нет, представитель ГИБДД во время экзамена, конечно, присутствует, однако он не сидит в машине с курсантом, а наблюдает за происходящим на автодроме на компьютере. Все ошибки фиксирует электроника. Скажете, вымысел, фантастика? Отнюдь. Такой полигон уже больше года работает в Челябинске.

С первого взгляда он мало чем отличается от других автодромов, на которых сдают экзамены. Обычная заасфальтированная площадка. Правда, на ней смоделированы не только элементы, предусмотренные программой обучения в автошколе (вроде въезда на эстакаду, параллельной парковки или змейки), но и городская инфраструктура – пешеходные переходы, перекрестки, железнодорожный переезд и т.д. На полигоне могут одновременно обучаться навыкам езды или сдавать экзамены до 40 человек.

Особенность челябинского автодрома в том, что все машины, которые на нем используются (на дороги общего пользования они не выезжают), оборудованы датчиками, обменивающимися информацией с сенсорами, расположенными под дорожным полотном. Малейшая ошибка фиксируется электроникой и по каналу Wi-Fi передается на компьютер в диспетчерскую. В салоне каждого автомобиля установлено табло, показывающее, что неправильно сделал водитель. Изначально экзаменующемуся дается 100 баллов. В зависимости от ошибки с него списывается определенное количество очков. Если за время испытания электроника снимет больше 20 баллов – экзамен не сдан, приходите в следующий раз. За грубые ошибки вроде проезда на запрещающий сигнал светофора – дисквалификация.

Под колпаком электроники

За ходом экзамена на полигоне автоинспектор следит по мониторам.На них высвечиваются данные о том, какое упражнение выполняет тот или иной курсант.

САЖУСЬ за руль “Chevrolet Aveo”, оборудованного системой для автоматического обучения и сдачи экзаменов. Рядом (на всякий случай) – инструктор.

– Если готовы – начинаем движение. Только учтите, что за непристегнутый ремень снимается пять баллов.

Неплохо. Будущих водителей приучают пользоваться ремнями безопасности уже с первого занятия.

– По полигону двигаемся в соответствии с дорожной разметкой и знаками, – говорит инструктор. – Все как в настоящем городе.

Левый поворот. Намеренно “забываю” включить поворотник. В салоне моментально запищал зуммер, замигала красная лампочка на передней панели, а на табло появилась информация о том, что меня оштрафовали на пять баллов. Теперь в моем распоряжении не 100, а только 95 очков.

Во время выполнения упражнения “параллельная парковка” специально ставлю машину криво. Снова раздается писк зуммера, моргает красная лампочка, и с меня снимают еще 10 баллов.

– Датчики видят, что автомобиль поставлен неправильно, – сообщает инструктор. – Бампер выходит за обозначенные границы – значит, упражнение не сдано.

Все, теперь будем ехать по правилам – не хватало еще опозориться и не сдать виртуальный экзамен.

...На светофоре загорелся красный свет. Останавливаюсь и.. снова писк в салоне и моргание лампочки.. А сейчас-то что не так?

– Вы пересекли стоп-линию. За это также снимаются очки. Теперь любое нарушение – и экзамен не зачтется.

Датчики, установленные на учебных автомобилях, фиксируют сигналы сенсоров, расположенных под асфальтом полигона. Вся информация по каналам Wi-Fi передается в диспетчерскую.

Полная концентрация, не дай бог, пропустить очередную стоп-линию или забыть про поворотник – до финиша ведь рукой подать. Но вот опять раздается звук зуммера.. На этот раз я не заметил знак, ограничивающий скорость 20 км/ч. А электроника заметила (позже выяснилось, что я превысил лимит всего на 2 км/ч) и вынесла свой вердикт – экзамен не сдан. Информация об этом с указанием всех моих ошибок (специальных и случайных) в режиме реального времени появилась на мониторе экзаменатора.

Плюсы такой методики очевидны. Во-первых, будущему автомобилисту с самого первого занятия предоставляется возможность познакомиться с условиями езды в городе – на настоящих улицах у него не возникнет паника при внезапном переключении светофора. Во-вторых, здесь водителям на уровне привычки прививается правило пристегиваться ремнем безопасности, включать поворотник перед маневром, останавливаться перед, а не после стоп-линии и т.д. В-третьих, при проверке навыков управления автомобилем курсант непосредственно не общается с автоинспектором и результаты экзамена более объективные. Ну а в-четвертых, как показал эксперимент, водители, прошедшие на автоматизированном полигоне обучение и сдавшие на нем экзамены, попадают в аварии в два раза реже, чем выпускники обычных автошкол.

Однако полигон есть полигон – полностью сымитировать на нем условия городского движения не получится. Поэтому часть экзамена, предполагающая езду по городу, сдается на обычных машинах без электроники – сотрудник ГИБДД сидит рядом с экзаменующимся. Однако автомобили, на которых они выезжают на улицы, обычные только с первого взгляда – все они оснащены несколькими видеокамерами, фиксирующими все, что происходит в салоне и вокруг автомобиля. С одной стороны, кандидат на получение водительского удостоверения не сможет предложить автоинспектору взятку, с другой – курсант получает возможность оспорить результаты экзамена, поскольку вся информация с камер остается в памяти компьютера. Кстати, как заявил недавно начальник Департамента обеспечения безопасности дорожного движения Виктор Кирьянов, несколько сотен автомобилей, оснащенных видеокамерами, уже закуплены автоинспекцией, и в ближайшее время принимать экзамены в нашей стране станут именно на них.

Пока челябинский автогородок – единственный в нашей стране. Однако в скором времени такие же автодромы планируется открыть в Самаре, Кемерово, Екатеринбурге, Тюмени и других крупных городах.

Вас заинтересует:

Вам понравилась эта статья?




Тест-драйвы, которые читают с этой статьей:


Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

4 1 4 6