На мотоциклах ездить по снегу не только некомфортно, но и опасно. И чтобы байкеры не скучали с декабря по март, еще в 1959 году начался выпуск транспортного средства, по управлению очень напоминающего мотоцикл, но предназначенного для движения по снегу. Оно стало прообразом всех современных снегоходов

Поклонники марки Polaris знают, что этой фирмой еще в 1954 году было налажено массовое производство снегоходов. Правда, та модель была тихоходной, заднемоторной, тобоганного типа, да и продавалась не под именем Polaris, а как Autotobbogan. Но владели этим брендом действительно американцы Дэвид Джонсон и братья Эдгар и Алан Хиттены – основатели компании Polaris Industries.

Но время и технический прогресс расставили все по местам: верх взяла конструкция с двумя лыжами и одной гусеницей, значительно больше похожая на мотоцикл, нежели все предшествующие, – водитель сидел верхом и управлял с помощью руля мотоциклетного типа. Именно такая конструкция позже прижилась во всем мире, где производят или используют транспорт для передвижения по снегу. Чуть позже все достоинства именно такой компоновки оценили и в Polaris, начав производство двухлыжных снегоходов, нашедших признание во всем царстве Снежной королевы.

У истоков

Сегодня Polaris Industries выпускает снегоходы всех классов и типов, существующих в мире, являясь одним из четырех ведущих мировых производителей этой техники. Причем в России представлен практически весь спектр продукции этой компании.

На рынке более всего популярны утилитарные машины, предназначенные для спокойного ежедневного использования — как для простых поездок на равнинах, так и для работы: перевозки грузов и пассажиров там, где ничто больше проехать не может. На них же выполняют свои охранные, надзорные и инспекторские функции различные государственные и частные специализированные структуры. И именно этому классу мы обязаны появлением современных снегоходов вообще.

Конечно, тезис о причинах появления снегоходов, вынесенный в начало этого материала, больше шуточный. На самом деле у появления снегоходов причина куда более серьезная. И даже драматичная. Один из первых конструкторов снегоходов, канадец Жозеф-Арман Бомбардье, сконструировал довольно сносный снегомобиль еще в конце 20-х годов прошлого века. Проблема была лишь в постоянно перегревающемся двигателе, которую он никак не мог решить. У него уже совсем опустились руки… Но тут случилась личная трагедия: от болезни умер его сын, которого не удалось вовремя доставить к врачу по очень знакомой нам причине – невозможности проехать по занесенным снегом дорогам. Да, 90 лет назад дороги канадской глубинки были такими.

Несчастье мобилизовало Жозеф-Армана, и он решил-таки проблему с перегревающимся мотором. А затем разработал и современную конструкцию снегохода. По сути, речь тогда шла именно о выпуске не горного снегохода, не кроссовера, а обычного утилитарного, которым можно было бы в любую заснеженную погоду отвезти больного в уездную больницу. Что и было сделано. И лишь в самом конце ХХ века снегоходы стали делиться на классы и подклассы. Но какие бы направления в снегоходостроении ни выделялись, самым массовым как было, так и остается утилитарное, ставшее классическим.

Готов к труду и отдыху

Универсальные модели снегоходов Polaris 2017 модельного года оснащены всем необходимым для работы и отдыха. Современные утилитарные модели компании представлены двумя семействами: WideТrak и Voyageur. Первый, как явствует из названия, имеет широкую гусеницу, что позволяет ездить по глубокому снегу с большой загрузкой. Например, перевозя пассажиров не только на самом снегоходе позади водителя, но и в прицепленных сзади санях. Но ведь сани можно и вещами загрузить, продуктами, топливом и прочим скарбом, так необходимым на Севере. Для этого все подобные машины уже на заводе оборудуются багажником, прицепным устройством, достаточно большим ветровым стеклом. Подогрев ручек и курка «газа» – это уже как бы само собой разумеется.

В семействе WideТrak ныне две модели: 550 WideТrak LX и 600 IQ WideТrak. Цифры в названии говорят не о ширине гусеницы, а о рабочем объеме двигателя. На первом – старый и проверенный, хорошо себя зарекомендовавший, простой четырехтактный агрегат с двумя рядными цилиндрами объемом 544 куб. см воздушного охлаждения. Такой мотор наиболее востребован в провинции.

Это самый что ни на есть типичный утилитарный снегоход. У него полноценное двухместное сиденье уже в базовом варианте (даже с регулируемой спинкой), но при этом имеется достаточно вместительная багажная платформа. LX в движение приводит гусеница Shockwave размерами 20х155х1.0 (что означает ширину, длину и высоту снегозацепа в дюймах), отлично глотающая неровности. Вкупе с задней подвеской WideТrak с шарнирным удлинением, имеющей ход 23 см, такое транспортное средство не только прекрасно держится на рыхлом снегу, но и отлично управляется, показывая чудеса маневрирования, о которых многие конкуренты не способны и мечтать. Учитывая массу 278 кг и объем бензобака 41,6 л, водитель может смело рассчитывать на несколько сотен километров автономного путешествия.

Его «старший собрат», 600 IQ WideТrak, как не сложно заметить, имеет в названии буквы IQ, вынесенные в начало и намекающие на высокий интеллект. И не без оснований! Этот новейший снегоход оборудован суперсовременным двухцилиндровым двигателем объемом 599 куб. см с системой впрыска топлива Cleanfire® Injection и жидкостным охлаждением. Машина эта тяжелая (304 кг), но и более мощная. Запас свободного хода ничуть не меньше, чем у «младшей» модели: вместимость штатного бензобака увеличена до 54 л, а расход топлива снижен благодаря интеллектуальной системе впрыска. И лыжи, и задняя подвеска здесь другие. Лучше или хуже – однозначно сказать нельзя, все зависит от дорожных (точнее, внедорожных) условий. Но ход ее больше – уже 28 см. Внешние размены гусеницы такие же, однако она более «зубастая»: высота снегозацепа 1,25 дюйма, что должно благотворно сказываться на форсировании подъемов. Колея лыж шире на 11,5 см и составляет 108 см, а сам снегоход длиннее на 23 см. Машина оснащена обогреваемыми пассажирскими рукоятками, а все приборы у нее цифровые.

Тормоза на обоих снегоходах надежные, гидравлические. Все WideТrak оснащены электрическими розетками на 12 В, очень нужными в дальних поездках, а их трансмиссии имеют пониженный ряд передач, необходимый для перевозки тяжелых грузов.

Не столько для работы…

Хотя производитель относит снегоходы семейства Voyageur тоже к утилитарным, он не забывает добавлять к названию класса слово «спортивный». И это правильно, поскольку помимо чисто утилитарного предназначения такие машины еще много чего могут. Переводя на мотоциклетный язык, можно сказать, что Voyageur – это все равно что Suzuki DL650 V Strom, относящийся к редкому классу спорттурэндуро. Они обладают всем необходимым для утилитарных снегоходов, но намного легче и более технологичны, а ходам подвесок может позавидовать любой кроссовер.

Самым простым и доступным в этом семействе является модель 550 Indy Voyageur 155 (где 155 означает длину гусеницы в дюймах). Это последователь хорошо зарекомендовавшего себя еще в прошлом веке знаменитого снегохода Indy. Несколько лет назад в Polaris решили вспомнить хорошее, и возродили эту модель, но, естественно, уже в новом исполнении. В «базе» это одноместный снегоход с очень вместительной багажной площадкой. Но в качестве опции предлагается пассажирское сиденье. А вот обогреваемых ручек для пассажира уже не предусмотрено.

Indy досталась гусеница Cobra шириной всего 15 дюймов, но, чтобы компенсировать этот небольшой размер, его снабдили широкими лыжами Pro-Float – того же типа, что и на WideТrak LX. Они значительно повышают проходимость по глубокому снегу, где 550 Indy Voyageur 155 словно глиссирует, гордо задрав нос. Вообще своими повадками он чем-то похож на горный снегоход. Конечно, в серьезные горы на нем отправляться не следует, но высокие сопки, холмы и глубокие овраги этой модели вполне по плечу. У снегохода многие узлы от «горников» (или схожие). Например, тормоз от горного семейства RMK, передняя подвеска тоже.

Все сказанное концептуально относится и к самой дорогой модели спортивного «универсала» – 600 Voyageur 144. Мотор у него, понятно, 600-кубовый (инжекторный, как на 600 IQ WideТrak). Но есть и более существенные отличия. Лыжи здесь узкие – Gripper. Причем колею их можно изменять от 99 до 104 см. За счет более короткой гусеницы в 144” он короче Indy на 12 см, что делает машину еще маневреннее. Но с учетом большего веса проходимостью на глубоком снеге «шестисотый» уступает своему «младшему брату». Правда, его снабдили гусеницей с 2-дюймовым зацепом – самым большим в этом классе.

Но самое главное отличие между ними — в шасси. С 2016 года 600 Voyageur 144 изготавливается на шасси AXYS – абсолютно новом, разработанном лишь в 2015 году. AXYS отличается от других полной сбалансированностью. Оно сконструировано таким образом, чтобы райдер мог максимально влиять на управляемость сноубайка. Производитель утверждает, что это единственный в мире снегоход, где можно переносить вес на гусеницу. Естественно, в опытных руках управляемость у него должна быть отменной.  

Вас заинтересует:

Вам понравилась эта статья?





Комментарии

Обзоров машин на сайте:

4 0 7 1