Взвешенное рассуждение о том, как электробус меняет привычный уклад жизни

Зажегся зеленый свет, и синий троллейбус двинулся пересекать Садовое кольцо. Едет медленно, чтобы, чего доброго, на стрелках не слетели токоприемники. И водители застывших на перекрестке автомобилей тоже только того и боятся, потому что и так все злые и психованные из-за пробок, а тут… Искра, треск и штанга отцепилась от провода. Все! Новый затор. И сколько таких случаев!

Когда троллейбус вдруг встает под мостом, как раз в зоне сужения дороги или ввиду обрыва контактной сети, вереница обездвиженных «рогатых» выстраивается по всей улице. Троллейбус давно стал помехой движению в большом городе, причем не только для автомобилистов.

Недавно московские власти окончательно убрали его со столичных улиц, а взамен на линии выпустили автобусы и электробусы. И вдруг… Всколыхнулись разгневанные массы. Пустил слезу телевизор. Рассердился негодующий Интернет. Поклонники Окуджавы закружились в печальных хороводах. Странная и очень бурная реакция на логичное и закономерное решение. Так в чем причина народного гнева?

Москва стала задыхаться в пробках с конца XIX века. И задыхаться реально, особенно в межсезонье, когда под ногами прохожих пузырилась отвратительная жижа, настоянная на лошадиной моче и навозе. Шутка ли, на полуторамиллионный город, едва шагнувший за пределы Садового кольца, тогда приходилось 19 тыс. извозчиков. И это не считая частных выездов. Лубянскую площадь, где была биржа «ванек», прохожие старались обходить по краешку, ближе к домам, чтобы не испачкаться. А какая сутолока возникала на улицах: кони, люди, повозки разных мастей и размеров – городовые не справлялись. В 1875 году инженер Василий Титов предложил московским властям первый проект метро. Отклонили. Ввиду экономической нецелесообразности. А церковь предупредила, что копать дыру в преисподнюю – бесовское занятие.

А дальше был империал, конка и, наконец, трамвай, с которым армия извозчиков повела настоящую партизанскую войну. Жгли распределительные щиты, хлестали пассажиров вожжами по лицу, нанимали мальчишек, чтобы те портили токоприемники. Понятно, почему безобразничали: профессии «ваньки»-извозчика к тому времени исполнилось почти 200 лет. И трамвай своим появлением, во-первых, лишал их работы, а во вторых, менял привычный уклад жизни. И ведь никто из них даже не попробовал выучиться на вагоновожатого, электрика или, например, путейца.

К чему это погружение в историю? Да к тому, что нынешняя ситуация с электробусом, как ни парадоксально, очень похожа на ту, – она меняет привычный уклад жизни общества.

В начале XX века вся Европа поставила на автомобильный транспорт. А Россия – нет. Зачем? А в 1917 году случилась заварушка, после которой частная собственность испарилась. Как и деньги у большинства населения, и сама возможность прикупить автомобиль. Потому ставку сделали на общественный транспорт, метро и троллейбусы запустили в 1935-м. И за 80 лет советской эксплуатации «рогатого» к нему так же привыкли, как к дореволюционному «ваньке». Он плотно вошел в жизнь многих поколений, стал ее неотъемлемой частью, романтическим героем. Но после перестройки улицы заполнили частные автомобили, и троллейбус стал мешать движению.

Так что инкриминируют электробусу недовольные элементы? Первое – стоимость. Второе – частые поломки, ненадежность аккумуляторов. Третье – недостаточную локализацию комплектующих. И четвертое – амбиции московского градоначальника.

Да, электробус вдвое дороже троллейбуса. Но в эту цену входит сервисное обслуживание производителем и самой машины, и всей системы ее жизнеобеспечения на 15 лет. Поломки тоже объяснимы, электробус – дело новое для всего мира. Это иная реальность, шаг в будущее. Все учатся на ошибках, набираются опыта. Да, мосты у наших электробусов от фирмы ZF, а аккумуляторы китайские. Но все остальное, за редким исключением, отечественное, включая производственные мощности, рабочую силу и сервисные службы. А это сотни тысяч рабочих мест. Может, вскоре и наши научатся делать мосты и аккумуляторы – появились бы деньги, стимул и желание.

Что же касается амбиций мэра, то кто сказал, что это плохо? На недавней автобусной выставке в Европе не было представлено ни одного… автобуса. Сплошные электробусы. Это мировой тренд. И российские электробусы там были на высоте. Возможно, в этом сегменте до Китая нам далеко, но Европу мы уже «сделали». И продолжим – страна огромная, одной Москвой дело не кончится.

И потом, все перечисленные как бы недостатки никак не касаются главного потребителя этого продукта – пассажира. Его все эти цены, комплектующие и чьи-то там амбиции вообще не волнуют. Для него главное – вовремя и с комфортом попасть из точки А в точку Б. И с этим электробусы вполне справляются.

Если же вспомнить об уехавших в историю троллейбусах… Ну да, без них уклад жизни несколько изменился. Даже не так: пейзаж жизни. Так ведь прогресс не стоит на месте. Если разобраться, то пресловутая волна негодования – это лишь ностальгическое нытье бывших шестидесятников и попытка отдельных хитроумных блогеров заработать лайки на примитивной критике власти. Что им посоветовать? Перестать валять «ваньку».

PS Позиция редакции может не совпадать со взглядами автора

Вам понравилась эта статья?




Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

4 8 6 6