Признаться, давненько я не получал такого удовольствия от выставки машин, как этой осенью в столице Франции. Практически все мировые бренды будто бы встряхнулись от кризиса трех-, четырехгодичной давности и, словно бросая вызов нынешним проблемам зоны евро, выплеснули на Парижский подиум свои перспективные наработки. Было все: и дерзкие прорывы в новые для марок ниши, и любопытные технологии, и удивительной красоты находки дизайнеров. Пожалуй, именно эти направления следует назвать главными тенденциями Парижского мотор-шоу.

Туда, где нас нет

Жесткая конкуренция на мировых рынках вынуждает автопроизводителей искать нестандартные подходы к покупателям. Причем как к лояльным клиентам, так и к тем, у кого “психика еще не очень устоявшаяся”, иначе говоря, к тем, кого можно переманить из других брендов. Отсюда многообразие концептов и серийных машин, которые до сих пор в модельных рядах тех или иных марок отсутствовали как класс либо с ними даже не ассоциировались. Сюрпризы обнаруживались на парижских стендах там и сям: будто пулеметной очередью выстрелили подобными новинками компании премиального сегмента, свой залп выдал и масс-маркет.

Чего только стоили два концепта от представителей “Большой немецкой тройки” – Audi Crosslane Сoupe и BMW Active Tourer! Оба буквально нашпигованы технологическими инновациями, причем такими, что могут пойти в серию чуть ли не завтра. Двухместный автомобиль от ингольштадтцев пожертвовал задним рядом кресел в пользу куска крыши, сделанной из карбона, – если ее снять и поместить в багажник, машина превращается в кабриолет. Что это – будущий Q2 или нечто совсем другое, чему и в Audi пока не могут дать точную формулировку? Немцы многозначительно смолчали, сохранив интригу.

От первого лица

Джон Эдвардс, бренд-директор Land Rover

Растущая популярность кроссоверов и внедорожников объясняется тем, что современные SUV ведут себя на дороге практически как легковые модели, обеспечивая тот же уровень комфорта и удовольствия от вождения. Вместе с тем они предоставляют своим владельцам куда больше возможностей. Обладатели подобных автомобилей могут позволить себе выезды на природу, туда, где обычный седан или хэтчбек просто не проедет. При этом в большом городе они чувствуют себя в большей безопасности. По нашему прогнозу, рост спроса на SUV продолжится и в 2020 г. будет составлять около 20 млн единиц.
 

Тем же ответили баварцы. На наш вопрос, с кем должен конкурировать BMW Active Tourer, шеф дизайна экстерьера этого концепта Михаэль Де Боно в интервью “Автопанораме” заявил: “Мы создавали этот автомобиль с чистого листа, при этом не было задачи ориентироваться на какую-то конкретную аудиторию. Он может быть интересен тем, кому необходимо внутреннее пространство, кому нужен отменный комфорт, технологичность или же спортивность. Машина очень разнообразна, и хотя ее можно поставить между моделями 1-й и 3-й серии BMW, я все-таки не стал бы относить ее к какому-то определенному сегменту”. Вот так – думайте что хотите, а если нравится, то покупайте, поскольку уже в следующем году автомобиль должен встать на конвейер. При этом помните еще об одном факте: эта новинка – первая переднеприводная модель бренда, и столь кардинальный шаг свидетельствует о многом.

Схожими путями движутся и конкуренты немцев. Премьера долгожданного Jaguar F-Type показала, что британский бренд активно входит в новые для себя сегменты, дерзко замахиваясь на авторитеты из других марок. Этот 2-местный спорткар, под капотом которого может “прятаться” до 495 “лошадей”, резко выделяется на фоне всех своих собратьев по модельной линейке. И это притом, что дизайнерам удалось сделать машину однозначно узнаваемой, по-ягуаровски сбалансированной и красивой. Не отстают от корпоративных “родственников” и во внедорожном подразделении компании. Рассказывая нашему журналу о своих планах, бренд-директор Land Rover Джон Эдвардс заметил: “Сейчас мы активно обновляем имеющиеся модели и создаем что-то новое на их базе. Но одновременно смотрим в те ниши, где у нас пока вообще нет автомобилей. Например, рассматриваем маленький внедорожник. При этом, в принципе, мы можем играть во всех классах – если бы захотели, то сделали бы и пикап. Но тут важен вопрос целесообразности – в каждом случае необходимо тщательно просчитывать, оправданно ли создание той или иной машины, станет ли она по-настоящему конкурентоспособной”.

Те же проблемы ныне решают и в другом конце Старого Света – в Скандинавии. Даг Спек, старший вице-президент по маркетингу, продажам и обслуживанию клиентов Volvo Car, в беседе со мной пояснил, что сегодня компания сосредоточилась на кардинальном обновлении текущего модельного ряда, которое должно стать самым масштабным едва ли не за всю историю шведской марки.

От первого лица

Михаэль Де Боно, шеф-дизайнер экстерьера BMW Concept Active Tourer

Своим концепт-каром Active Tourer наш бренд демонстрирует новый уровень дизайна, новое определение того, какими могут стать автомобили BMW. Здесь можно увидеть, насколько тонко мы прорабатываем все детали: каждый элемент в концепте имеет совершенно конкретную функцию. Например, традиционные для марки “ноздри” радиаторной решетки, выполненные в новой стилистике из алюминия с деталями из хрусталя, регулируют поток воздуха к мотору. Но в совокупности все это создает чрезвычайно яркий образ с сильной спортивной составляющей. Словом, храня традиции, мы заглядываем в будущее.
 

Так, уже в следующем году появится новое семейство двигателей, что позволит наконец покончить с нынешним многообразием моторов от разных производителей. А в ближайшие три-пять лет будет заменена или модернизирована вся гамма среднеразмерных машин. “Но одновременно думаем о том, как и когда нам следует войти в B-сегмент. Сейчас уже очевидно, что все больше премиальных марок стремится в компактные классы”, – заметил топ-менеджер Volvo.

Действительно, тенденция к минимизации форм очевидна. Но есть фирмы, которые ее пока не поддержали. Например, Porsche. Зато этот бренд не отстал от соперников в том, что готов предлагать покупателям нечто совершенно неожиданное. Таковым стал концепт Panamera Sport Turismo. Первое впечатление – легендарный производитель спорткаров вдруг сделал практичный универсал. Затем, присмотревшись, понимаешь: это все-таки нечто среднее между “вагоном” и гран-туризмо. И ведь до чего красиво!

Думаете, все эти эксперименты с кузовами и приводами блажь исключительно “премиальщиков”? Ничуть. Все то же самое на стендах Парижского салона демонстрировали и компании из массового сегмента. Тут можно назвать и компактный кроссовер Chevrolet Trax (в России он будет продаваться как Tracker), и концепт его конкурента Peugeot 2008, и микролитражку Opel Adam.

Выньте штепсель!

Не меньшее впечатление произвели и премьеры в традиционных для производителей сегментах. Хорош “основоположник” своего класса – Volkswagen Golf седьмого поколения, пусть внешне и сдержанный. И наоборот – яркая, броская, элегантная Mazda 6, представшая вслед за седаном в кузове универсал. А также ее конкурент Ford Mondeo, привлекший на выставке множество посетителей.

Но есть у них характерный штрих: эти машины базируются на привычных технологиях, и прежде всего в том, что касается моторов. Благодаря этому еще более наглядно проявился другой тренд – постепенное охлаждение к теме электрокаров – по крайней мере, в “чисто электрическом” виде. Практически без обиняков это подтверждают и руководители компаний.

В частности, президент и управляющий директор Mazda Motor Europe Джефф Гайтон в интервью нам подчеркнул: “Мне кажется, что пока рано инвестировать гигантские бюджеты в эту сферу. Ведь еще ни у кого нет понимания, как получать дешевую электроэнергию в больших объемах, тем более что чаще всего для этого сжигают уголь или мазут. Еще одна проблема – батареи, которые остаются малоэффективными.

Необходима поистине прорывная технология, чтобы они смогли быстро заряжаться, долго хранить энергию и при этом не стоить как чугунный мост. Пока эти вопросы не решатся, говорить о каких-либо больших объемах выпуска электрокаров преждевременно. Хотя я и не говорю, что у них нет будущего, на мой взгляд, у таких машин пока нет настоящего”.

От первого лица

Джефф Гайтон, президент и управляющий директор Mazda Motor Europe

Работая над новой Mazda 6, мы очень глубоко анализировали рынок, причем исследовали клиентов как массового, так и премиального сегмента. И выяснили, что новый универсал практически на голову обыгрывает всех прямых конкурентов в Западной Европе, а на седан очень позитивно смотрят владельцы машин премиум-брендов. Особенно им нравится дизайн, поскольку он более экспрессивный, чем у премиальных одноклассников. Что же касается инженерии, то кроссовер CX-5, имеющий ту же технологию Skyactiv, что и новая “шестерка”, в журналистских тестах не раз побеждал более дорогих соперников.
 

Судя по всему, к подобным выводам пришли и в штаб-квартирах других мировых фирм. Так, директор бренда Land Rover Джон Эдвардс тоже полагает, что время электромобилей еще не пришло, на них попросту нет спроса. Заочно его поддержал и топ-менеджер Volvo Car Даг Спек. По его словам, шведская марка считает электрификацию машин важным вектором развития отрасли и даже расширяет сотрудничество с Siemens. “Но это делается скорее для исследования возможностей использования электричества в автомобиле в различных аспектах, пока еще слишком много ограничений для эксплуатации электрокаров”, – пояснил собеседник.

На этом фоне “всеобщая электрификация” моделей ряда брендов мне поначалу показалась на парижской выставке даже неестественной. Потом понял: некоторые компании настолько глубоко “нырнули” в эту тему, так много потратили на нее средств, что отступать им просто некуда.

По сути, это значило бы признать неэффективное расходование миллионов (или даже миллиардов) евро. Кроме того, к подобным действиям их стимулировали многие правительства, которые обещали всяческую поддержку и самим производителям, и их клиентам (например, в виде налоговых льгот). Однако ныне в Западной Европе кризис, и у тех самых правительств нет денег на решение более насущных проблем.

Тем не менее совсем списывать электромоторы со счетов никто не намерен. Более того, их все активнее начинают применять в гибридах, благодаря чему значительно улучшаются такие характеристики автомобилей, как разгон, динамика, проходимость, расход топлива, экологичность. По этому пути сегодня идут практически все бренды, а тон задают представители премиальных марок – Lexus, BMW, Mercedes-Benz, Jaguar, Range Rover, Porsche, Volvo, Infiniti.

Загадки и разгадки

В числе важнейших наблюдений из нынешнего Парижа и неожиданный для меня акцент на дизайн. Было время, когда казалось, что этот фактор уходит на второй план. То ли тому виной кризис конца предыдущего десятилетия, из-за чего у покупателей вперед вышла практичность автомобилей, то ли еще какие-то причины. Но вот теперь словно прорвало: что ни стенд, то красавицы на подиумах (я имею в виду машины). И ладно если б красотой стиля и изяществом стремились поразить лишь самые дорогие марки (им это положено по статусу), так ведь и массовые бренды стараются не отставать.

Взять, например, Renault, прославившийся моделями утилитарными и непритязательными. Однако в этот раз французы превзошли и самих себя, и многих конкурентов – новая Clio получилась просто замечательной – эффектной, задиристой, ладно скроенной. Не зря, выходит, парижане переманили к себе на должность шеф-дизайнера Лоренса ван ден Акера, до этого создававшего концепты и серийные модели Mazda. Кстати, о японцах: я слышал на салоне разговор двух журналистов, споривших, что красивее – новый универсал Mazda 6 или Porsche Panamera Sport Turismo?

И ведь каждый был по-своему прав! Как и те, кто восхищался потрясающими линиями концепт-каров или серийных версий Nissan, Peugeot, Audi, Citroen, Mercedes-Benz, Jaguar, Ferrari…

И все же лучше самих представителей “племени” дизайнеров рассказать о тенденциях в этой сфере никто не сумеет. А потому наши встречи с “творцами” оказались как нельзя кстати. В частности, интересовал вопрос: в чем состоят главные различия между работой художников в “премиуме” и масс-маркете? Наши парижские собеседники смогли ответить на него четко.

От первого лица

Йозеф Кабан, главный дизайнер Skoda Auto

Наш бренд традиционно делает автомобили элегантные, но не злоупотребляет сложными формами. Однако сейчас мы хотим привнести в модели больше экспрессии, и это стилистическое обновление начали с новинки – Skoda Rapid, ведь это продукт, которого ждал рынок. Могу сказать, что Octavia будет выдержана в том же ключе, хотя ее дизайн получит собственные оригинальные штрихи. Если же говорить о Yeti, то в ходе рестайлинга он станет, я бы сказал, более взрослым, представительным. Конечно же, обновим и Fabia, а также Superb. Но будем делать это аккуратно, так, чтобы не потерять то, за что сегодня любят марку покупатели по всему миру.
 

Так, главный дизайнер Skoda Auto Йозеф Кабан отметил: “Для нашей марки эстетика не первостепенна. Мы в большей степени нацелены на клиентов, которым нужен практичный автомобиль с большим багажником и салоном. Но если при этом машина еще и выглядит хорошо, если она быстро не устаревает, бегая за модой, это становится дополнительным стимулом к ее покупке. Мы стремимся создать идеальный баланс между функциональностью, эстетикой и ценой продукта”.

Иные задачи ставят перед собой дизайнеры BMW. Например, Михаэль Де Боно, пояснил нам, что при создании премиальных моделей особое внимание уделяется качеству и внешнему виду материалов, а также мельчайшим деталям, комфорту. Но, как выясняется, это далеко не все.

“В таком автомобиле должна быть какая-то загадка, интрига, – говорит он. – Когда имеется некая недосказанность, то речь наверняка идет о дорогой машине. Конечно же, ее функциональность подразумевается по умолчанию, но подобные авто должны давать нечто большее, чем утилитарность”.

Что ж, обе позиции имеют право на жизнь. Более того, именно благодаря этому мы имеем то многообразие автомобилей, за которое, собственно, их и любим.

От первого лица

Даг Спек, старший вице-президент Volvo Car

Сейчас мы начинаем развивать в России свой С-сегмент и входим в него с новинкой Парижского автосалона – моделью Volvo V40 Cross Country, поскольку видим, что в вашей стране наша внедорожная линейка очень популярна. На наш взгляд, этот автомобиль наилучшим образом отвечает вкусам российских клиентов: он приспособлен для разных условий эксплуатации, включая дальние путешествия и выезды за город. Что же касается обычной версии V40, то она больше “заточена” на иной стиль езды, на спортивное вождение. Тем не менее возможно, что вслед за V40 Cross Country придет на российский рынок и такая машина.
 

Вам понравилась эта статья?




Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

5 2 0 9