В ОБИХОДЕ сигнализацией нередко называют любую электронную систему безопасности автомобиля, будь то обычная сирена, иммобилайзер или сложный спутниковый поисковый комплекс, поэтому при разговоре с мастером порой возникает заминка. Чтобы внести ясность, напомним, что существуют три основных типа таких систем: охранная, противоугонная и поисковая. Первая (о ней и пойдет речь) призвана сообщить, что с автомобилем не все в порядке – его толкнули, передвинули, открыли капот или разбили стекло. Противоугонные устройства (механические блокираторы или электронные иммобилайзеры) не дают завести или передвинуть машину. А если ее все же угнали, в действие вступают поисковые системы.

Как это устроено?

КАЖДАЯ сигнализация состоит из двух основных частей: датчиков, которые должны отреагировать на действия злоумышленников, и оповещающей системы, призванной подать вам об этом сигнал. Те и другие могут устанавливаться как по отдельности, так и (что гораздо надежнее) в комплексе.

Какие ставить датчики

САМЫЕ простые и распространенные датчики – так называемые концевые выключатели. Они устанавливаются на дверь, багажник, капот и реагируют на их открывание. Чаще их можно увидеть установленными в дверных проемах в виде кнопки. Эти устройства просты и надежны. Вот только, если вор решит проникнуть внутрь через разбитое стекло или просто вытащить через образовавшийся проем сумку, “концевики” (как их еще называют) будут бездействовать.

Гораздо надежней салон защищают датчики объема. По принципу действия их можно уподобить радару – в самых распространенных микроволновых датчиках тоже есть передатчик электромагнитного излучения и приемник, который реагирует на изменение отраженного сигнала. Они практически не замечают мелкие предметы вроде частичек пуха, исключая тем самым ложные срабатывания. Датчики объема бывают как однозонные, которые защищают только салон, так и двух-трехзонные, охватывающие пространство вокруг машины (это благодаря им раздается предупреждающее попискивание, когда вы порой проходите мимо чужого автомобиля). Датчики объема способны защитить даже кабриолеты с поднятой крышей. Чуть менее надежны и точны ультразвуковые датчики – принцип действия у них практически тот же, только вместо электромагнитных волн используются звуковые. На сегодняшний день этот способ считается устаревшим из-за постоянных ложных срабатываний. Существуют также инфракрасные датчики, которые реагируют на изменение теплового поля вокруг них. Правда, они больше подходят для охраны крупного замкнутого пространства вроде контейнера фуры.

О механическом воздействии вроде толчков кузова или разбития стекла призваны сообщить датчики удара, которые реагируют на вибрацию. Чаще всего у них есть два уровня срабатывания – при относительно легком воздействии раздается предупреждающий сигнал, а стоит толкнуть сильнее, сработает сигнализация. Кстати, если разбивать стекло тонким острым предметом, вибрации может оказаться недостаточно, поэтому некоторые датчики дополняют звуковым сенсором.

Если машину пытаются поднять домкратом, чтобы снять колеса, затащить на эвакуатор или укатить на буксире, помогут датчики наклона и перемещения. Они реагируют на изменения положения автомобиля. Перед установкой не забудьте поинтересоваться, насколько предлагаемый датчик универсален – отслеживает ли он любое перемещение в пространстве или только некоторые, например горизонтальное качение.

Как оповестить

КАК ТОЛЬКО датчикам стало известно о посягательстве на автомобиль, они должны немедленно известить владельца, а заодно и отпугнуть злоумышленников.

Самое распространенное устройство – это сирена. Они различаются по громкости и “голосам”, но главный параметр – автономность. Неавтономные сирены питаются от автомобильного аккумулятора, и если вору удалось забраться под капот и сдернуть клеммы, то проку от такого “сторожа” будет мало. Автономные сирены снабжены собственным аккумулятором, и отключить их можно лишь с помощью специального ключа. Конечно, их тоже можно разломать, тем более, чтобы владелец мог дотянуться до скважины замка, эти устройства устанавливаются в легкодоступные места. Но возиться с автономной сиреной угонщику чаще просто некогда.

Сирену лучше всего дополнить радиопейджером. В случае тревоги автомобиль по радиоканалу передаст сигнал (звуковой или визуальный) прямо на брелок. Это достаточно удобный и недорогой способ, если вы не ставите машину слишком далеко от дома. Но имейте в виду, что в городе из-за зданий радиус действия пейджера может быть в разы меньше, чем указано в инструкции к нему (как правило – два километра).

В последнее время набирают популярность GSM-модули, которые способны отправить сигнал тревоги на практически любую модель сотового телефона в любую точку, где есть мобильная связь подходящего стандарта. Оповестить вас может как телефонный звонок, где электронный голос сообщит вам о проблеме, так и SMS-сообщение. В ответ вы тоже можете отправить “эсэмеску” с командой, скажем, заглушить двигатель. Пожалуй, на сегодняшний день это самый удобный способ оповещения.

Не только “сторож”

АВТОСИГНАЛИЗАЦИЮ часто приобретают не только для охраны автомобиля, ведь подобные устройства, как правило, дополняют многими сервисными функциями, которые существенно облегчают жизнь автовладельца. Более того, ради этих “примочек” водители порой покупают дополнительную сигнализацию к уже имеющейся штатной. Сервисов может быть довольно много, их функции нередко ограничены лишь фантазией разработчиков. Мы расскажем о самых распространенных и полезных на наш взгляд.

Больше всего сервисов связано с отпиранием-запиранием машины. Самый простой известен всем – нажали на кнопку брелка, двери закрылись, и автомобиль стал под охрану, нажали еще раз – обратное действие. Часто это дополняется закрыванием дверей, как только автомобиль начал двигаться. Остальные функции всего-навсего связаны с установкой дополнительных устройств: например, ставим дистанционные замки не только на двери, но и капот, багажник, лючок бензобака.. Для особо забывчивых – автоматическое закрывание и постановка на сигнализацию после захлопывания двери. Сюда же можно добавить автоматическое поднятие стекол и складывание зеркал.

Функция автоматического открывания дверей с помощью радиометки при приближении к машине весьма спорна с точки зрения безопасности, зато очень удобна при выходе из супермаркета. А вот включение подсветки салона при снятии с охраны безусловно пригодится, если вы паркуете машину в темных местах. Из той же серии функция замедленного выключения фар, позволяющая осветить дорогу к дому.

Порой будет не лишним иметь возможность отключать некоторые датчики. Например, когда вы выходите из машины и оставляете в ней пассажиров, ее можно поставить на охрану, отключив датчик объема в салоне, чтобы он не реагировал на движения седоков. Следующий шаг – дополнить эту функцию постановкой на охрану при работающем двигателе, что полезно, когда вы отлучаетесь из автомобиля зимой и не хотите заморозить пассажиров (либо просто сохранить салон прогретым). А чтобы заранее прогреть салон, можно воспользоваться функцией дистанционного запуска двигателя, к которой нелишне добавить таймер для регулярного прогрева (в районах с очень холодным климатом обогрев лучше доверить автономному предпусковому подогревателю).

Если двигатель вашего автомобиля снабжен турбонаддувом, то имеет смысл присмотреться к автосигнализации с турботаймером (убедитесь вначале, что эта функция не установлена штатно). Она дает возможность после постановки на охрану некоторое время поработать мотору на холостых оборотах, продлевая тем самым срок службы турбины.

Напоследок напомним, что при всех своих достоинствах сигнализация способна эффективно защитить автомобиль лишь вместе с “обездвиживателем” – противоугонной системой, а еще лучше добавить к ним поисковый комплекс.

Вас заинтересует:

Вам понравилась эта статья?




Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

4 2 9 1