ПО ПРИНЦИПУ действия она мало отличается от таких же кнопок, установленных в банках и магазинах. При их нажатии сигнал поступает на пульт оперативному дежурному государственной или частной службы охраны либо спасения. Но если адрес помещения, откуда пришел сигнал, известен заранее, то в случае с автомобилем необходимо определить его местоположение. Для этого используются разные способы, уже неплохо зарекомендовавшие себя в поисковых системах. Один из них – пеленгация радиосигнала. Его легко обнаружить и сложно заглушить, но при одном условии: машина должна быть в зоне действия радиоантенн обслуживающей компании. Как правило, район поиска при таком варианте ограничен чертой города.
GSM-триангуляция, то есть поиск по сигналам сотового оператора мобильной связи, поможет обнаружить машину практически везде, где есть сотовая связь того же стандарта. Она позволяет вычислить координаты источника сигнала с точностью до нескольких десятков метров. А если поручить сети GSM лишь функцию доставки сигнала до дежурного, а координаты получать при помощи GPS-приемника, то можно установить практически точное местоположение автомобиля.
СИСТЕМА поиска и оповещения иногда входит в заводскую комплектацию автомобиля, но устанавливается, как правило, по заказу. Преимущество таких устройств в том, что все их узлы протестированы на совместимость с бортовой электроникой и адаптированы под конкретную модель автомобиля. Это означает высокую степень надежности и минимальный риск отказов системы. К тому же автопроизводитель либо организует собственную оперативную службу, либо (что бывает чаще) заключает договор с охранными компаниями, имеющими высокую репутацию на рынке таких услуг.
В нашей стране услугу оповещения в тревожной ситуации первой предложила компания “Volvo”. Ее система “On Call” является частью охранно-поисковой электроники на основе GPS-приемника и GSM-связи. Тревожных кнопок тут не одна, а две: первая – “on call” – запрашивает техническую поддержку, вторая – “SOS” – подает дежурному сигнал о чрезвычайном происшествии.
Минус у штатных систем только один – относительно высокая цена как на саму электронику, так и на обслуживание. Кроме того, как правило, услуга предоставляется “готовым пакетом”, поэтому прибавить новые функции или избавиться от ненужных обычно нельзя.
ЗДЕСЬ тревожная кнопка является важной, но не обязательной опцией. Эти системы по принципу действия мало отличаются от штатных, а установить их можно на практически любой современный автомобиль. Да и выбор оборудования и услуг не в пример богаче, чем в штатном варианте. Можно оставить минимум функций или установить множество дополнительных датчиков, а также выбрать разные опции в обслуживании. Разброс цен соответственно тоже приличный.
Охранно-поисковых систем, равно как и обслуживающих компаний-операторов, в нашей стране не так уж мало (их перечисление достойно отдельного обзора), в том числе несколько крупных фирм с солидной репутацией, которые плотно контактируют с государственными службами и страховыми компаниями.
ПРИНЦИПИАЛЬНОЕ отличие в том, что устанавливать эти системы не надо – их можно носить в кармане. Фактически, это урезанная до предела охранно-поисковая система. Убираем датчики объема и перемещения, иммобилайзеры, дистанционные “глушилки” и т.д. – и имеем спутниковый приемник, GSM-модуль и саму кнопку. Если используем GSM-триангуляцию, то и сигнал от спутника нам не понадобится. В “сухом остатке” у нас небольшой приборчик, сопоставимый по размерам с мобильным телефоном. Такая “тревожная кнопка” способна подать сигнал бедствия не только из автомобиля, но и, допустим, по пути от стоянки к дому. Разумеется, автомобиль в ваше отсутствие этот прибор не защитит – придется ставить отдельную сигнализацию.
Ряд охранных компаний предоставляет услуги на обслуживание мобильных приборов независимо от того, ходит человек пешком или ездит на автомобиле. Есть и бюджетный вариант: тревожный сигнал вместе с координатами передается не в соответствующие службы, а вашим родным или друзьям, чаще всего в виде СМС. Другой вопрос, насколько быстро они сами известят об этом милицию или спасателей.
ЗАКОНОМЕРНЫЙ вопрос: если GPS-приемник, не говоря уже об обязательном GSM-модуле, есть во многих телефонах и коммуникаторах, то нельзя ли вообще обойтись без специальных приборов? Можно. Кстати, услуга “мобильный телохранитель”, предоставляемая некоторыми сотовыми операторами и охранными компаниями, появилась едва ли не раньше автомобильных систем. Местоположение абонента в этом случае определяется с помощью “сот”.
Способы подачи и приема сигнала самые разные. Можно просто позвонить или послать СМС оператору, который выяснит ваши координаты и вышлет тревожный наряд. Как вариант, надо нажать определенное сочетание кнопок. Можно обойтись и без оператора, отправив сигнал близким людям, вот только как они определят, где вы находитесь? В общем, надо признать, это не самое лучшее решение при внезапной опасности..
Есть, правда, специальные модели телефонов, рассчитанные, главным образом, на подростков, пожилых людей и всех тех, кто нуждается в постоянной заботе. У некоторых таких трубок имеется отдельная тревожная кнопка. При ее нажатии, например, телефон издает звук громкой сирены и автоматически набирает несколько заранее запрограммированных номеров. Благодаря особо чувствительному микрофону набранный абонент услышит все, что происходит рядом с владельцем телефона. Дополнительно по этим номерам могут рассылаться СМС с заранее введенным текстом.