В этом году исполняется 125 лет одному из крупнейших в мире производителей автобусов, грузовиков, индустриальных и морских двигателей – шведскому концерну Scania. А значит, есть прекрасный повод вспомнить, как все начиналось

В далеком уже 1891 году в шведском городке Седертелье была основана компания Vabis, начавшая выпускать железнодорожные вагоны. А спустя два десятилетия она объединилась с Maskinfabriks-Aktiebolaget Scania – шведским филиалом английской фирмы Humber, изготавливавшей велосипеды. Сегодня оба эти предприятия считаются прародителями современного концерна Scania.

Сначала был велосипед

В 1901 году к велосипедам Scania прибавилась новая продукция – легковые автомобили Scania A, на шасси которых был освоен выпуск фургонов, а в 1902-м на свет появился первый 1,5-тонный грузовик Scania As, оснащавшийся двухцилиндровым двигателем с водяным охлаждением мощностью 12 л.с.

«Отцами» новинки стали два шведских инженера – Антон Свенссон и Рейнгольд Торссин. Любопытно, что взгляды на компоновку грузовика у них были диаметрально противоположные: один предлагал разместить двигатель в передней части машины, другой – в задней. В итоге после споров конструкторы пришли к компромиссу, установив мотор под сиденьем водителя.

С тех пор автомобили – традиционная продукция компании. Своеобразным признанием ее состоятельности на этом поприще стал заказ, который она выполнила уже в 1903 году: Scania построила легковую модель для кронпринца Густава, ставшего впоследствии королем Густавом V.

Автомобили Scania славились добротностью и надежностью, что снискало им славу у себя на родине. А вскоре продукция предприятия начала поставляться и на экспорт, в том числе, в Россию – первый грузовик был продан в Санкт-Петербурге в 1910 году. Это была модель IL с оборудованием для обслуживания и ремонта подвесной контактной сети городского трамвая. Однако развитию предприятия и началу серьезной экспансии на внешние рынки мешал дефицит финансовых ресурсов. В подобных ситуа-циях неплохим выходом бывает объединение с более состоятельным партнером. Таковым стала фирма Vabis. Причем один из ее сотрудников – инженер Густав Эрикссон – еще в 1897 году начал работать над прототипом автомобиля. Таким образом, и этот партнер не был новичком в автомобилестроении. Объединение произошло в марте 1911 года, благодаря чему появилась компания AB Scania-Vabis.

В первый же год ворота нового предприятия покинули 64 автомобиля, в их числе – 40 легковых машин, 23 грузовика и один автобус. Казалось, шведская марка имеет безоблачное будущее, но Первая мировая война спутала все карты – после ее завершения фирма попала в сложное финансовое положение, и в 1919 году руководство было вынуждено объявить о банкротстве.

Вторая жизнь

Однако компания не исчезла. Она выжила, продолжила развитие и к концу 20-х годов стала высокотехнологичным и стабильным производителем грузовых автомобилей. Впоследствии ее положение только укреплялось: 30-е годы прошлого века стали для Scania периодом инноваций. Она внедрила один из первых успешных автомобильных дизелей, тогда же была введена новая концепция forward-control, позволившая переместить переднюю ось под водительское сиденье, что дало возможность строить бескапотные грузовики.

Вторая мировая война заставила компанию поменять ассортимент. Несмотря на то что Швеция оставалась нейтральной страной, правительство считало необходимым всячески укреплять национальную армию. Поэтому основным направлением деятельности Scania стало производство грузовиков, легких танков, артиллерийских установок и бронетранспортеров. Именно оборонные заказы помогли предприятию укрепиться и накопить значительный капитал.

Логотип Scania представляет собой изображение головы грифона – мифического существа с головой орла, туловищем льва и белоснежными крыльями. Грифон – геральдический знак провинции Сконе, в которой располагалось предприятие. Впервые этот символ появился на грузовиках Scania-Vabis в 1911 году и с тех пор продолжает украшать радиаторы автомобилей шведского концерна. Правда, начертание головы и фона, на котором она располагалась, несколько раз менялось.

После войны количество армейских заказов сразу сократилось, пришлось проводить мероприятия по рационализации и диверсификации производства. Это удалось, и со временем компания превратилась во вполне современное промышленное предприятие. Развитию марки помогло также то, что многие страны принялись за восстановление разрушенного хозяйства и спрос на надежные тяжелые грузовики постоянно рос. Это позволило начать расширение компании. В 1969 году к ней присоединилась шведская авиа- и автостроительная фирма Saab, в итоге образовался концерн Saab-Scania, распространивший бизнес по всему миру: в 1976-м в строй вступил завод в Аргентине, позже предприятия Scania заработали в Монако, Марокко, Ираке, Мексике, Франции, США и даже в Австралии.

А уже в следующем десятилетии шведская марка стала мировым лидером в производстве тяжелых грузовиков. Весь накопленный опыт Scania вложила в создание автомобилей 2-й серии, выпуск которых начали в 1980 году. Это были машины полной массой от 16,5 до 32 т, оснащавшиеся двигателями объемом 8, 11 и 14 л. В 1987 году был развернут выпуск 3-й серии грузовиков, полная масса которых – 17–32 т. Годом позже на 14-литровом дизеле Scania впервые в Европе была применена система электронного впрыска топлива EDS. Широкое введение инноваций не осталось незамеченным: автомобили этой серии удостоились престижного звания Truck of the Year'89.

С тех пор продукция шведского концерна не раз завоевывала награды высшей пробы по обе стороны Атлантики. Однако не только это определяет популярность его грузовиков. В борьбе за техническое совершенство, функциональность и надежность машин не был забыт и водитель. Его рабочее место постоянно менялось, и ныне кабина грузовиков Scania считается одной из самых комфортабельных.

Российские горизонты

На протяжении практически всей своей истории шведская компания стремилась расширить свое присутствие на таком перспективном рынке, как Россия. Уже в 1913 году она приняла участие в самом крупном дореволюционном отечественном автосалоне в Санкт-Петербурге. Пресса тогда сообщала: «Грузовики «Скания-Вабис» пока мало известны у нас в России, у себя же в Швеции заводы этой фирмы состоят одним из главных поставщиков легковых и грузовых автомобилей шведского Военного Министерства». Далее в публикации отмечалось, что компания строит грузовики на шасси восьми типов и различной грузоподъемности – от 500 до 6000 кг. На выставке же посетители смогли увидеть два грузовика типа FL-a, способные перевозить до 5 т груза. Особое внимание специалисты обращали на совершенство установленных на них двигателей и карбюраторов «собственной конструкции и исполнения».

Сотрудничество, начатое более века назад, успешно развивается и в наши дни. В мае 1993 года в Москве открылось российское представительство Scania, а в 1998 году была создана компания «Скания-Русь», являющаяся официальным импортером техники Scania. Еще одним этапным событием стало открытие в 2010 году в Санкт-Петербурге завода «Скания-Питер», способного выпускать до 7,5 тыс. автомобилей в год. Кроме того, свидетельством огромного доверия со стороны российских властей стало предоставление компании Scania в 2014 году статуса официального поставщика Олимпийских игр в Сочи в категории «Автобусы». Для нужд Олимпиады было поставлено 30 автобусов c двигателями Scania и 709 машин на шасси этой же марки. Все они принимали участие в обслуживании Олимпийских и Паралимпийских игр 2014 года.

В 2015 году Scania сохранила лидерство по ввозу грузовиков и автобусов на российский рынок, поставив в нашу страну более 2,3 тыс. единиц техники. В 2016 году компания выходит на новый уровень сотрудничества с российскими предприятиями: автобусы на шасси Scania будут собирать на заводе ЛиАЗ. Кооперация с «Группой ГАЗ» предполагает начало продаж автобусов «Вояж» и «Круиз» через дилерскую сеть Scania. Сегодня на территории нашей страны работает более 60 дилерских и сервисных центров шведской марки.  

Вас заинтересует:

Вам понравилась эта статья?



Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

4 0 7 4