Водители со стажем настолько суровы, что подкрепляют свои слова личным опытом – они рассказывают о том, как принудительно отключали антиблокировочную систему и в результате тормозной путь автомобиля заметно сокращался. Звучит убедительно. Вот только спешить с выводами все-таки не стоит, а вместо этого лучше тщательно разобраться в некоторых нюансах работы этой системы.

Первым делом – самолеты

Примечательно, что первые системы ABS появились не на автомобилях, а на... шасси самолетов. Причем давно – еще в 20-х годах прошлого века. Позже, в 30-х, новшество перекочевало и на машины. Однако тогда его работа вызывала массу нареканий – сказывалось отсутствие быстрой управляющей электроники. Лишь к 60-м годам появление полупроводниковых технологий позволило добиться ощутимого прорыва. И все же на серийных моделях систему начали устанавливать только в 1978 г. – это были Mercedes-Benz W116 и BMW 7 Series. Зато к сегодняшнему моменту картина кардинально изменилась: по некоторым оценкам, сейчас более 75% новых автомобилей в мире штатно оснащаются антиблокировочной системой.

Принцип действия ABS довольно прост. Она состоит из установленных на ступицах колес датчиков скорости, блока управления и врезанного в тормозную магистраль блока клапанов. В случае если одно или несколько колес по какой-то причине блокируются, автоматика на доли секунды “растормаживает” его, а затем вновь поднимает давление в контуре. Конечно, современные системы сильно отличаются от первых образцов, их научили работать совместно с другими ассистентами – такими, как система распределения тормозного усилия EBD и помощник при экстренном торможении Brake Assist.

В целом назначение и принцип работы ABS остаются неизменными. Но скорость ее работы существенно повысилась – даже не самая продвинутая современная система срабатывает около 20 раз в секунду. К тому же ранние образцы контролировали и изменяли давление сразу во всей системе, поэтому их назвали одноканальными. Позже появились двухканальные, где автоматика могла раздельно управлять тормозными механизмами колес правого и левого борта. А в наши дни наибольшее распространение получили четырехканальные ABS (их еще называют многоканальными), где для каждого колеса предназначен свой собственный контур и своя система клапанов.

Вообще про устройство и работу этого ассистента можно рассказать очень многое. Однако сейчас у нас другая задача, и сильно углубляться в технические дебри мы не станем. Скажем только, что если в автомобиле имеется ABS, то это автоматически означает, что вся его тормозная система “заточена” под нее. Поэтому попытки “бывалых” доказать свою правоту выглядят опасными и некомпетентными, ведь если “отключить” антиблокировочную систему, вынув соответствующий предохранитель, то получаешь не машину без ABS, а... машину с неисправными тормозами!

У кого длиннее?

Тем не менее некоторые претензии противников ABS имеют под собой основания. Основной их аргумент “против” состоит в том, что такая система не сокращает, а увеличивает тормозной путь. Согласимся: на сухом асфальте действительно так все и происходит. А вот на мокром покрытии, на снегу или льду картина разительно меняется, ведь когда колеса блокируются, водитель может полностью потерять контроль. К примеру, у вас “поскользнулись” управляемые колеса – значит, как ни крути руль, толку не будет. Более того, под воздействием боковых сил (уклоны, порывы ветра) машина может начать самопроизвольно менять траекторию. При этом, напомним, на действия водителя она не реагирует! Картина станет еще страшнее, если подобный эксперимент провести на “миксте” – покрытии, когда под колесами одного борта асфальт, а другого – снег или лед. Тут последствия торможения без ABS могут оказаться катастрофическими: вылет из полосы, занос, бесконтрольное вращение…

Теоретически избавить себя от подобных проблем можно. Для этого достаточно сымитировать работу ABS самостоятельно, то есть прибегнуть к прерывистому торможению, однако на практике сделать это очень сложно. Во-первых, в критической ситуации у среднестатистического водителя срабатывает рефлекс: изо всех сил ударить по педали тормоза (и пересилить его можно лишь после долгих и изнурительных тренировок). Во-вторых, и такая мера чаще всего оказывается недостаточно эффективной. Причина проста: даже подготовленные, умудренные опытом спортсмены при торможении нажимают на педаль четыре-шесть раз, искусно удерживая колеса на грани пробуксовки. А современная электроника делает то же самое с частотой около 20 раз в секунду! Но есть и еще один фактор. Даже если спортсмен/испытатель станет прерывисто давить на педаль, он при этом будет воздействовать на все тормозные механизмы (так же работали первые ABS). В то время как современная четырехканальная электроника индивидуально следит за скоростью вращения и регулирует давление в системе для каждого колеса. Именно поэтому антиблокировочная система крайне полезна при торможении в поворотах, ведь без нее автомобиль в лучшем случае просто поедет на заблокированных колесах по прямой. В худшем же его начнет непредсказуемо раскручивать, что может привести к крайне тяжелым последствиям.

Все эти рассуждения можно было бы назвать сугубо теоретическими. Наверняка многие противники ABS так и скажут: мол, предвзятое мнение. Однако, потратив совсем немного времени на поиск в Интернете, можно обнаружить массу результатов испытаний, проведенных самыми разными организациями. И все они свидетельствуют о том, что в большинстве случаев антиблокировочная система очень полезна. Конечно, в тепличных условиях полигона, на сухом покрытии опытный водитель-испытатель наверняка затормозит раньше на автомобиле без ABS, чем с ней. Но на скользких участках протокольные цифры говорят сами за себя. Например, на голом льду оборудованный такой системой автомобиль останавливается на 15–20 м (!) раньше. Вдобавок он остается послушным и неплохо реагирует на команды водителя.

Так что вывод из всего сказанного выше напрашивается очевидный: вопреки утверждениям доморощенных “экспертов” ABS – это в самом деле полезная и нужная система. Да, она небезгрешна и в некоторых условиях действительно на несколько метров увеличивает тормозной путь. Но в по-настоящему опасной ситуации она придет на помощь и сможет уберечь от самых кошмарных для водителя и пассажиров последствий. Конечно, это не значит, что в дождь или зимой на автомобиле с ABS можно “порхать”, теряя при этом остатки здравого смысла. Нет, эту систему придумали для того, чтобы подстраховать водителя. И она это делает с высокой эффективностью!

Комментарий специалиста

Павел Никифоров, технический специалист компании Renault

После внедрения системы ABS автомобиль приобрел ряд достоинств, главным из которых является возможность совершения маневра при экстренном торможении и сохранении устойчивости. Но в зависимости от дорожного покрытия эта система действительно может ухудшить такой важный показатель, как длина тормозного пути. Например, на деформируемых поверхностях (песок, снег, гравий) тормозной путь у автомобиля с ABS, как правило, оказывается больше, чем без нее. Это происходит из-за образования горки перед заблокированными колесами, но при этом полностью теряется возможность маневрирования. Похожая ситуация может возникнуть и при различающихся коэффициентах сцепления под колесами. Это связано с тем, что для сохранения устойчивости в алгоритм действия электроники заложено уменьшение тормозного момента к подводимым колесам, имеющим лучшее сцепление.

Вас заинтересует:

Вам понравилась эта статья?




Тест-драйвы, которые читают с этой статьей:


Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

4 2 9 0