Едва ли не на каждом форуме автовладельцев найдется пользователь, спрашивающий, почему у него при аварии не раскрылись подушки безопасности. При этом многие предлагаемые ответы, увы, далеки от истины

Действительно, почему подушки безопасности срабатывают не всегда? Причем мы сейчас говорим не о столкновениях на небольшой скорости, а об авариях с по-настоящему сильными ударами. Однако, чтобы разобраться в этом вопросе, нужно сначала понять, как в принципе работают эти устройства.

Спасительный взрыв

История появления подушек безопасности довольно давняя, а путь, пройденный ими, извилист. Первый патент на срабатывающий при аварии надувной мешок был зарегистрирован в США еще в 50-х годах. Однако до серийного внедрения этого изобретения дело не дошло – инженеры никак не могли создать датчик, который бы посылал сигнал при столкновении. Прорыва удалось добиться изобретателю Аллену Бриду, который в 1967 г. создал подходящий «выключатель» на основе шарикового сенсора.

Но и этот факт не стал решающим. Дело в том, что надувные мешки для водителя и пассажира предлагали в те времена в качестве опции, как… замену ремня безопасности! Автомобилисты отнеслись к нововведению со скепсисом и не спешили переплачивать за новую диковинку. Такому недоверию способствовало и несколько зарегистрированных смертельных случаев. Причем один из них произошел, по слухам, не вследствие столкновения, а именно из-за срабатывания подушки: у водителя случился сердечный приступ. Учитывая нарастающее недовольство, производители решили отложить тему подушек на будущее. Наступило оно в 1981 г., когда на рынке появился Mercedes-Benz S-Class в кузове W126, оснащенный надувными мешками. Причем в нем подушка не заменяла собой ремень безопасности, а дополняла его. Эта концепция дожила и до наших дней.

Правда, сегодня системы безопасности стали намного сложнее. Подавляющее большинство современных автомобилей оснащены комплексом SRS (Supplementary Restrain System – дополнительная удерживающая система). В нее входят ремни безопасности, блок управления, датчики, пиропатроны и, конечно же, главный элемент – сами подушки.

Рассмотрим их внимательно. Ничего особо мудреного в них нет: по сути, это всего лишь сложенный в компактную капсулу мешок из тонкого нейлона. Поверхность ткани как правило присыпают тальком, чтобы он не слеживался. При аварии этот мешок за миллисекунды наполняется газом, полученным при взрыве пиропатрона. Конструкция последнего тоже не слишком сложна: по команде блока управления в нем происходит подрыв заряда, состоящего из азида натрия, нитрата калия и диоксида кремния. В результате реакции за 20–50 миллисекунд выделяется большое количество безвредного для человека азота, который и наполняет подушку безопасности. Правда, в последнее время все чаще встречается другая схема. В ней сжатый газ хранится в специальном баллоне, в котором пиропатрон выполняет функцию пробки.

Переменные факторы

Так почему же подушка безопасности не всегда срабатывает при аварии? На ее работу может повлиять множество факторов. Один из них – некорректная работа датчиков, подающих команду блоку управления. Таких сенсоров в современном автомобиле много – спереди, сзади, с боков. С технической точки зрения их конструкция весьма надежна, однако, как и любая другая техника, они могут просто не сработать. Или допустить ошибку – посчитать удар некритическим. Ведь производитель нарочно закладывает в них «запас», чтобы без крайней нужды не шокировать водителя и пассажиров миниатюрным взрывом в салоне. Но могут быть и другие причины. К примеру, бывали случаи, когда датчики не срабатывали из-за… падения напряжения в электросистеме. Нередко встречаются и более простые ситуации. Такие, когда водитель попросту не пристегнулся ремнем – в таком случае предохранительное устройство не допустит раскрытия надувного мешка. Ведь если при столкновении безответственному «рулевому» в лицо со скоростью 200–300 км/ч вылетит раскрывающаяся подушка безопасности, то она не спасет, а, наоборот, нанесет дополнительный вред здоровью, а то и лишит жизни.

Отдельного рассмотрения заслуживает ситуация с «пожилыми» машинами, побывавшими в серьезных ДТП. Нередко недобросовестные продавцы таких авто не желают тратиться на замену «стреляной» подушки. Ведь ее модуль – штука одноразовая, после срабатывания его нужно менять целиком, а это удовольствие весьма недешевое! Вот всякие «умельцы» и ставят на штатные места заглушки, а блок управления перепрошивают, чтобы он не показывал ошибку. Причем проверить наличие подушек при покупке автомобиля с пробегом, увы, невозможно. Единственный способ хоть как-то обезопасить себя от надувательства – искать признаки аварии на кузове. Впрочем, оставим «темные» дела, все может быть куда прозаичнее. Хотя производители и гарантируют исправность системы SRS в течение всего срока службы машины, бывают и осечки – их причиной может стать, к примеру, банальное слеживание мешка или дефект пиропатрона.

Основной вывод из всего сказанного таков: пусть вероятность и мала, но подушки безопасности действительно могут не раскрыться при аварии. И крайне важно не уповать на них, как и на другие современные системы безопасности, а всегда и везде помнить, что надувные мешки системы SRS не панацея, а всего лишь вспомогательное средство, позволяющее снизить риск серьезных травм и спасти жизнь.

Комментарий специалиста

Денис Матраев, менеджер технического обучения Volvo Car Russia

Для каждого из элементов системы SRS есть свои условия активации. Например, подушки безопасности водителя и пассажира эффективны только при фронтальном ударе или ударе, сила которого направлена близко к продольной оси автомобиля. Поэтому в других случаях они не активируются. Вдобавок есть дополнительные условия. Во-первых, определенная минимальная скорость для срабатывания. Если скорость мала, то пользы от подушки не будет, она лишь нанесет ощутимый удар в лица водителя и пассажира. Во-вторых, определенная сила удара (то есть ускорение замедления). Даже если скорость будет достаточно высокой, но часть энергии удара поглотит силовая структура кузова, то ускорение замедления будет небольшое и подушки не сработают.
Таким образом, когда говорят, что подушки не раскрылись, хотя и должны были, это субъективная оценка. Необходимо проверять все параметры, описанные выше, и только на основании этого можно делать вывод. Кроме того, крайне важно не забывать пристегиваться ремнем безопасности. Работа подушек оптимизирована для человека, сидящего правильно на сиденье и никуда не сместившегося до их активации.

Вам понравилась эта статья?




Тест-драйвы, которые читают с этой статьей:


Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

5 2 0 9