Мы часто слышим, что человеческая жизнь бесценна. А может, у нее все-таки есть цена? Именно от ответа на этот вопрос зависит очень многое – качество дорог, количество подушек безопасности в машинах, разрешенная скорость движения и даже уровень взяток полицейским

Отбросим сантименты в сторону, жизнь человека, как и все остальное в нашем мире, можно измерить в деньгах. Методик для такой оценки существует множество: где-то просто считают среднюю зарплату за несколько лет (обычно 10 или 15), в других случаях учитываются такие факторы, как ущерб (в том числе моральный), число не рожденных детей (при гибели относительно молодого человека), не произведенные жертвой ДТП материальные блага и так далее.

В журнале «Экономическая социология» приводятся довольно-таки любопытные расчеты. Если взять все подобные методики и отбросить крайние варианты, то получится, что жизнь одного подданного Великобритании оценивается в 6,5 млн долларов, Японии –13,2 млн, США – 5,3 млн, Франции – 8,8 млн. Есть цифра и по России: 50 млн рублей, или… 770 тыс. долларов.

Впрочем, у нас даже эти 50 млн – просто цифра. Она ни на что не влияет. Ведь если европейцу, пострадавшему в авиационной катастрофе (ну, или во время теракта) с высокой долей вероятности выплатят порядка 1 млн долларов в качестве компенсации, то в России… У нас и компенсации сами по себе значительно меньше, и единой методики оценки жизни до сих пор не существует. Так, семьям погибших из-за взрыва самолета над Синаем в октябре прошлого года выплатили по 3 млн рублей за человека (или по 46 тыс. долларов). Стандартная же страховка пассажиров при транспортных перевозках – 2 млн рублей. В то время как страховка по ОСАГО вообще оценивает жизнь россиянина в 500 тыс. рублей (а ведь еще совсем недавно было даже втрое меньше – всего 160 тыс.). Многое ли решает эта сумма? Скажем, если семья с тремя детьми в аварии теряет своего кормильца, как она будет жить? И где? Даже во многих областных центрах страны цены на скромные однокомнатные квартиры стартуют с 1,5 млн рублей, что уж говорить о жилье в столицах – Москве, Питере, Казани…

Вместе с тем отнюдь неоднозначной выглядит и противоположная ситуация. Представим, что государство вдруг станет по-настоящему ценить своих граждан и начнет выплачивать действительно серьезные компенсации за каждого погибшего на дороге – не по 500 тыс. целковых, а, скажем, по 10 млн. Сразу же выяснится, что 20–25 тыс. человек, ежегодно гибнущих в автомобильных авариях, это не просто население какого-то абстрактного небольшого города, которого лишается страна, но и колоссальная сумма «живых» денег. Их, как нам сообщил премьер-министр, у бюджета нет.

Хорошей иллюстрацией того, как решаются подобные проблемы, может служить авиация. Большим авиакомпаниям сейчас экономически невыгодно держать в своих парках старые самолеты. Ведь случись что с техникой, их заставят платить по доброму миллиону «баксов» за каждого погибшего. Конечно, подобные риски страхуются, но чем старше самолет, тем дороже страховка. Другой (уже дурной) пример – добыча угля. Ну невыгодно сейчас в России бизнесу вкладывать деньги в безопасность шахт. Проще рисковать, отключать датчики сигнализаций, а в случае аварии выплачивать компенсации за каждого шахтера, который навсегда остался в забое (обычно около 2 млн рублей). Конечно, в Северной Америке или Европе выплаты за погибших рабочих тоже могут доходить до тех же 2 млн (а порой и больше), однако там речь идет отнюдь не о рублях.

Так вот, с автомобильными делами в принципе все точно так же. Будут у нас значимые компенсации за смерть водителя или пассажиров (хотя бы в несколько миллионов – неважно, от государства или страховых компаний), поверьте, очень быстро будут решены и проблемы с «левым» техосмотром и обустройством автомагистралей, включая качество покрытия, наличие разделительных барьеров и отсутствие открытых канализационных люков… И от сотрудников ГИБДД наверняка отстанут с этой идиотской «палочной» системой, взамен начав требовать реального снижения аварийности на трассах. Автобусы же на маршруты будут выходить новые, поскольку перевозить людей на старых «помойках» под управлением засыпающих от усталости шоферов станет с финансовой точки зрения невыгодно – дешевле взять в лизинг современное транспортное средство и нанять не одного, а двух водителей, нежели платить компенсации в случае ДТП.

Наконец, правительство примет долгожданное постановление, согласно которому все новые машины должны будут иметь систему стабилизации и несколько подушек безопасности. Заставили ведь автопроизводителей оснащать продукцию системой «ЭРА-ГЛОНАСС», когда захотели. Пусть даже и не потому, что власти озаботились нашей безопасностью: «ЭРА…» стала обязательной лишь в тот момент, когда у больших боссов возникло желание доказать насущную необходимость запуска дорогостоящих спутников…

Когда может произойти подобное? И может ли оно вообще произойти? Честно скажу, не знаю. Но надеюсь. А тем, кто в этих надеждах меня еще не поддерживает, сообщу несколько цифр – для размышления. По данным ГИБДД, только за семь месяцев 2016 года в авариях, совершению которых сопутствовали неудовлетворительные условия содержания и обустройства улично-дорожной сети, погибли 4188 человек! Еще 478 соотечественников мы потеряли из-за эксплуатации технически неисправных транспортных средств. И все это в совокупности дает нам (на секундочку!) 45% от всех смертей на российских дорогах. Поговорите с членами семей этих погибших – что они думают о цене жизни?!  

Вас заинтересует:

Вам понравилась эта статья?




Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

4 0 7 5