Электронные помощники нередко вызывают отторжение у автомобилистов. Например, про систему курсовой стабилизации рассказывают немало уничижительных историй. Верить ли им?

В автомобильном сообществе не утихают споры по поводу электронных ассистентов. Причем едва ли не самым жестким нападкам подвергается система курсовой устойчивости, которую мы привыкли называть ESP. На самом деле применять такую аббревиатуру без оглядки неправильно: это название является зарегистрированной торговой маркой компании Bosch. А аналогичная продукция, произведенная компаниями Aisin, TRW, Wabco, Delphi и другими, может именоваться иначе. Впрочем, именно разработка Bosch была первой, установленной на серийный автомобиль. И уже с самого начала нашлись люди, наградившие ее не очень лестными отзывами.

Верный курс

Появились подобные системы не так уж и давно. Первыми свои изобретения для контроля тяги представили компании Mercedes-Benz и BMW в 1987 г., но это были лишь «пробы пера». Полноценную же систему курсовой устойчивости удалось создать к 1992 г. Над ней работали совместно специалисты компаний BMW, Robert Bosch и Continental Automotive Systems. Однако широкую известность она получила еще позже, в 1997 г. Причиной тому стал неприятный инцидент с Mercedes-Benz A-Class: в ходе первых тестов оказалось, что этот небольшой хэтчбек демонстрирует склонность к опрокидыванию при выполнении маневра типа «переставка» (так называемый «лосиный тест») даже на небольшой скорости. И одной из главных принятых производителем мер стала как раз установка электронной системы курсовой стабилизации, излечившая досадный недуг!

После этого распространение такого электронного помощника стало массовым. Достаточно сказать, что сегодня его законодательно требуют устанавливать на все новые пассажирские автомобили в Израиле, Канаде, Австралии, странах Евросоюза. Имеется подобное предписание и в США, но оно распространяется только на машины, вес которых не превышает 4536 кг.

Вообще говорить о системе курсовой стабилизации как об отдельной тоже не совсем правильно – она является одной из функций общего электронного комплекса, отвечающего также за работу ABS и борьбу с пробуксовкой. Принцип действия у этих помощников схож: при проскальзывании одного или нескольких колес электроника активирует тормозные механизмы, чтобы удержать автомобиль на правильной траектории. Но если при ускорении или торможении электронный «мозг» следит в основном за скоростью вращения колес, то при прохождении поворотов ему приходится сравнивать полученные данные еще и с показаниями датчика положения руля и акселерометра. Именно так электроника «понимает», что начался занос и принимает меры для его нейтрализации. Кстати, делает она это очень быстро: время реакции составляет около 20 миллисекунд. Другим ее достоинством можно назвать то, что она функционирует постоянно, вне зависимости от скорости или режима движения.

Многие эксперты утверждают, что этот ассистент стал самым важным изобретением в области автомобильной безопасности после привязных ремней. В качестве подтверждения можно привести результаты исследования, проведенного в США двумя организациями – Страховым институтом дорожной безопасности (IIHS) и Национальным управлением безопасности движения на трассах (NHTSA). Согласно данным, если бы абсолютно все машины были оснащены таким помощником, то количество аварий со смертельным исходом сократилось бы на треть.

Помощник или помеха?

Но если эффективность системы курсовой стабилизации столь высока, то почему на нее так часто жалуются? Нередко это делают и наши коллеги – они утверждают, что электроника мешает им чувствовать автомобиль. То же самое твердят и любители спортивной езды. А уж как ее ругают фанаты офф-роуда!

Действительно, в некоторых режимах система курсовой стабилизации превращается из ассистента в помеху. Скажем, если за рулем очень опытный водитель, прекрасно осознающий, что происходит с машиной и умеющий мгновенно и адекватно реагировать на возникновение заноса. Да и при езде в гоночном режиме вмешательство электроники может оказаться нежелательным – автоматическое подтормаживание нескольких колес обязательно скажется на времени прохождения трассы. Но многие ли из водителей имеют по-настоящему продвинутую подготовку? Да и в гонках мало кому доводится участвовать… Тем более что на многих мощных версиях машин систему стабилизации можно переключить в специальный режим, чтобы она вмешивалась исключительно в экстренных случаях.

Другое дело – бездорожье. Причем речь идет не только о тяжелых испытаниях, но и о довольно простых ситуациях, с которыми многим приходится сталкиваться в быту. К примеру, когда нужно преодолеть снежный бруствер на въезде во двор. А не получается – в самый ответственный момент автоматика может «задушить» двигатель, затормозить, и тогда автомобиль... накрепко увязнет в снежном плену. После этого останется лишь искать помощи на стороне.

Однако не будем спешить с критикой, ведь подавляющее большинство современных машин оснащено отдельной кнопкой отключения электронного ассистента. От водителя требуется лишь заранее деактивировать помощника, чтобы полагаться исключительно на собственные силы и мастерство. Правда, не на всех моделях система курсовой стабилизации отключается полностью, иногда нажатие кнопки лишь меняет ее чувствительность и режим работы. Так что в действительно критических ситуациях она все же вмешается в действия человека, чтобы уберечь его от серьезной опасности.

Если же говорить об обычной, повседневной езде, то работу ESP или подобной ей системы можно не замечать годами. «А если так, то зачем переплачивать за нее?» – спросите вы. Ответ прост: если вы готовы платить за другие устройства, призванные повысить безопасность на дороге (например, за надувные подушки), то и эта «добавка» не будет лишней. Ведь абсолютно никто из нас не застрахован от попадания в сложные дорожные условия. И не так уж важно, ощущаете ли вы вмешательство электроники или нет. Все равно она в любую погоду и в любых условиях постоянно подстраховывает вас, позволяет долгое время ездить без аварий, спокойно и стабильно. А именно стабильность, а вовсе не способность выписывать «пятаки» или проходить виражи в заносе является признаком высокого мастерства!

Вам понравилась эта статья?




Тест-драйвы, которые читают с этой статьей:


Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

5 2 0 2