СПЕРВА об условиях эксперимента. На большой асфальтированной площадке мы разметили конусами довольно сложную трассу. Со змейками и прямыми участками, поворотами и заездами в обозначенные вешками ворота. Маршрут спланировали таким образом, чтобы водителю приходилось трогаться с места, ускоряться, тормозить, останавливаться и переключать передачи.

Среди сотрудников редакции выбрали двух добровольцев. Первой на место водителя села девушка с относительно небольшим стажем вождения. Зато, по признанию нашей коллеги, ей не привыкать по дороге на работу завтракать за рулем, разговаривать по мобильнику, а порой делать макияж – и все это якобы вовсе не мешает ей управлять автомобилем.

Вторым испытателем стал мужчина, весьма опытный автомобилист, который крайне редко позволяет себе во время езды выкурить сигарету или сделать глоток-другой минералки. Тем не менее, по его убеждению, хорошему водителю подобные занятия не могут сильно помешать – ведь у него все реакции отточены за многие годы, руки на руле и ноги на педалях действуют автоматически…

В дальнейшем результаты, показанные двумя добровольцами, мы будем усреднять.

Перед ними поставили задачу – по очереди как можно быстрее проехать всю трассу, строго следуя намеченному маршруту и не сбив при этом ни одного конуса. На первом этапе водители были максимально сосредоточены, их ничего не отвлекало. После нескольких попыток, привыкнув к тестовому автомобилю (редакционный “Ford Focus” с МКПП) и запомнив трассу, оба участника эксперимента показали личное лучшее время прохождения дистанции. Мы решили считать его эталонным и фиксировать (в процента х), насколько оно изменяется в зависимости от различных отвлекающих факторов.

Для начала мы дали водителям в руки мобильники, вын удив их тем самым нарушить п ункт 2.7 ПД Д, который гласит, что “водителю запрещается… пользоваться во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук”. Во время заезда мы обсудили с добровольцами по телефону тонкости взаимоотношений с гаишниками, игру российской сборной на чемпионате мира по хоккею, планы на предстоящие выходные и немин уем ую перспективу поездки с семьей на дачу… Результат обескуражил обоих: ей не помогла привычка к разговорам за “баранкой”, а его не выручили доведенные до автоматизма навыки вождения. И в том, и в другом случае время прохождения дистанции ухудшилось более чем на 40%. Почти в полтора раза! Причем мы вычисляли средний показатель по итогам трех л учших попыток. А заезды, в ходе которых были сбиты конусы или нарушен порядок прохождения маршрута, вообще не учитывали.

Таким образом, мы лишний раз доказали, что лучше не пользоваться телефоном во время езды. Даже несмотря на то, что в реальной жизни на дороге за подобное нарушение можно всего лишь получить предупреждение от сотрудника милиции, и то – вряд ли…

А как другие отвлекающие факторы? Насколько ощутимо они повлияют на водителя? И не окажется ли бутерброд хуже мобильника?

Завтрак в пути

ЭКСТРИМА в виде скоростного прохождения дистанции со стаканчиком горячего кофе у нас не получилось. Облившись в первом же повороте, наша девушка наотрез отказалась продолжать эксперимент. А представитель сильного пола выразил полную с ней солидарность. Поэтому мы решили ограничиться простой минералкой, которой нельзя обжечься и которая не оставляет на одежде пятен.

Вместо стаканчиков с кофе водителям выдали открытые пластиковые бутылочки. В ходе испыта ния и х можно было держать любой рукой и даже зажимать коленями, но только ни в коем случае не ронять и не ста вить в подстаканник. При этом обязательно пить время от времени.

Приготовились, отхлебнули, секундомер включен, поехали. Испытуемые снова по очереди выполняют несколько заездов, по итогам которых мы определяем среднее лучшее время, показанное ими в этом упражнении. Сравниваем его с эталонным и делаем вывод: бутылка минералки менее опасна, чем мобильник, но тоже, скажем так, не подарок: она ухудшает время прохождения дистанции примерно на треть. И это при условии, что вода не расплескивается и водитель не боится облиться.

Усложним задачу, перейдя от напитков к еде. Испытателям выдаются стандартные сэндвичи из ресторана быстрого обслуживания. В этой части эксперимента водителям придется непросто: во-первых, бутерброд держать в руках не так удобно, как бутылочку. А во-вторых, он крошится и пачкается…

Приготовились, стараемся не обляпаться и не измазать салон машины. Откусили, прожевали кусочек, поехали!

Обоим водителям пришлось ездить довольно долго – никак не удавалось пройти трассу без ошибок. Едва хватило заготовленных сэндвичей. Наши добровольцы наелись на неделю вперед, но наконец стали показывать стабильное время прохождения дистанции – в среднем на 53% медленнее, чем с пустыми руками. Получается, что бутерброд мешает водителю значительно сильнее, чем мобильный телефон. Составители наших ПДД об этом почему-то не подумали…

Кстати, яблоко, упомянутое в начале материала, на деле все же оказалось более безопасным, чем мобильный телефон. Наша девушка сгрызла одно вне зачета, продемонстрировав, что поедание фруктов увеличивает время прохождения дистанции примерно так же, как бутылка минеральной воды.

Собственно говоря, как мы и предполагали, водителю заметно мешает любой посторонний предмет в рувках. Даже, казалось бы, безобидная (с точки зрения управления автомобилем) сигарета, как выяснилось, ухудшает показанный на нашей трассе результат примерно на 7%.

Во время эксперимента, как уже было сказано, мы использовали автомобиль с механической КПП. Испытателям, у которых одна рука была все время чем-то занята, приходилось исхитряться поворачивать руль и одновременно переключать передачи, что, несомненно, сильно усложняло стоящую перед ними задачу.

А если машина оснащена “автоматом”? Может быть, тогда процесс управления упростится и водитель сможет относительно безопасно разговаривать по телефону и есть бутерброды?

Мы попробовали. Для этого взяли второй “Ford Focus”, оборудованный АКПП. Та же трасса, аналогичные упражнения: мобильник, вода, сэндвичи и т.д. Получившиеся результаты несколько отличаются от показанных на машине с “механикой”, но не принципиально. Еда, питье или разговор по телефону за рулем по-прежнему заметно мешают водителю.

Смотрите, делайте выводы. И обязательно вносите поправку на то, что в реальной жизни на дороге случается множество непредсказуемых ситуаций, которые просто невозможно смоделировать на полигоне. Как на них будет реагировать водитель, занятый разговорами по телефону, едой и питьем? С большой степенью достоверности можем предположить, что далеко не лучшим образом: руки заняты, внимание рассеяно, реакция замедлена… В общем – мы бы так не рисковали. Водителю мешает не только телефон, а вообще любой посторонний предмет в руках. Но составители ПДД об этом почему-то не подумали.

 

Увеличение времени прохождения дистанции

 

в зависимости от отвлекающих факторов

Машина с МКПП
1. Сигарета + 7%
2. Бутылка воды + 37%
3. Мобильный телефон + 47%
4. Бутерброд + 53%
 
Машина с АКПП
1. Сигарета + 7%
2. Бутылка воды + 30%
3. Мобильный телефон + 40%
4. Бутерброд + 43%

 

Вам понравилась эта статья?




Тест-драйвы, которые читают с этой статьей:


Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

5 2 0 1