Ровно 120 лет назад, в январе 1895 года, в Париже состоялась выставка, в экспозиции которой впервые в мире были представлены автомобили. По сути, ее можно считать предтечей всех современных автосалонов

Если верить сохранившимся до нашего времени печатным источникам, то впервые автомобили были выставлены для обозрения широкой публики на традиционной велосипедной выставке – Salon du Cycle, проходившей в январе 1895 г. в Париже. Тогда в экспозиции было представлено всего два безлошадных экипажа. Но и это было огромным достижением, особенно если учитывать, что газеты в то время всерьез обсуждали тему: «Останутся ли в моде самоходные экипажи в текущем году?».

Время дало положительный ответ на этот вопрос, и летом того же года открылась и чисто автомобильная экспозиция. На протяжении четырех дней зрители имели возможность подробно изучать 22 моторных экипажа, принявших затем участие в первой настоящей автомобильной гонке, стартовавшей 11 июня 1895 г. по маршруту Париж – Бордо – Париж.

Выставка была устроена оргкомитетом гонки с целью привлечь к ней как можно больше внимания. Рекламные афиши, развешенные по всему городу, зазывали публику посетить это мероприятие, проходившее в на Марсовом поле. По данным организаторов, на выставке побывало несколько десятков тысяч человек.

Уродливые тележки?

Самая же грандиозная автомобильная выставка того времени была организована в Париже по инициативе Автомобильного клуба Франции тремя годами позже. Официально она именовалась Le Salon de l'automobile, du cycle et des sports – Салон автомобилей, велосипедов и спорта. Экспозиция открылась солнечным утром 15 июня 1898 г. в саду Тюильри и проработала до 3 июля. В ней приняло участие 269 экспонентов, а стенды посетило около 140 тыс. человек.

По условиям, выдвинутым устроителями, каждый автомобиль, принимавший участие в выставке, должен был предварительно без поломок преодолеть расстояние от Парижа до Версаля, вернуться обратно, и только после этого он мог занять свое место на стенде. Это должно было гарантировать надежность каждого экипажа, что было немаловажно, поскольку многие из них впоследствии были проданы прямо из экспозиции и забирались владельцами сразу же после закрытия салона. Разумеется, среди основных экспонентов были французские производители, такие как Peugeot, Panhard-Levassor, Henriod, Barthelemy и другие. Большинство экипажей выставлялось прямо под открытым небом, и только часть машин организаторы решили спрятать под импровизированным навесом.

Чтобы подчеркнуть масштаб события, на церемонию торжественного открытия автосалона был приглашен президент Французской Республики Феликс Фор. Правда, вездесущие газетчики в своих отчетах не без сарказма замечали, что открывавший выставку президент был настроен по отношению к автомобилю довольно скептически. Это лишний раз подчеркнул тот факт, что после окончания официальной церемонии глава страны покинул сад Тюильри в конном экипаже. Объясняя свое негативное отношение к самоходным экипажам, Фор тогда сказал: «Это уродливые и дурно пахнущие тележки!»

Однако неодобрение главы государства не остановило победное шествие автомобиля. Парижский автосалон сделался традиционным и в 1901 г. переехал не куда-нибудь, а в один из самых больших и престижных выставочных павильонов французской столицы – Пале-Рояль. В выставке стали охотно принимать участие не только компании, строившие автомобили, но и фирмы, выпускавшие двигатели, шины, системы освещения, карбюраторы, магнето и другие необходимые для самоходных экипажей узлы и агрегаты. Причем их производители съезжались во французскую столицу из многих стран Европы и даже из США. Именно в эпоху первых парижских автосалонов зародилась традиция представлять на них все новинки автопромышленности и смежных с ней производств.

Особое место на салоне занимала продукция кузовных ателье. Дело в том, что большинство автопроизводителей в начале ХХ века выпускало только шасси автомобилей, а кузов обычно подбирался по вкусу самого владельца. А поскольку в Европе существовала многовековая традиция производства дорожных экипажей, то мастера-каретники, увидев новое поле для своей деятельности, вовсю старались его застолбить.

О росте значения парижских выставок для европейского и мирового автобизнеса говорят прежде всего цифры. Перед Первой мировой войной количество фирм-участниц достигло 656, а в 1926 г. перевалило за тысячу. Проводится Парижский автосалон и в наше время, правда не ежегодно, как на заре автомобильной эры, а раз в два года.

Расширение географии

Парижский автосалон был самым первым, но далеко не единственным мероприятием такого рода. Другим старейшим автосалоном в Европе считается Брюссельский, который ведет свою историю с 1902 г. Всего на год моложе Британское международное мотор-шоу, впервые открывшееся в лондонском Хрустальном дворце в 1903 г.

Значительно позже появился один из самых значимых автосалонов современности – Женевский. В первый раз он распахнул свои двери в 1924 г. И уж совсем «молодым» на их фоне представляется мотор-шоу в немецком Франкфурте – оно впервые приняло посетителей только в 1951 г. Правда, надо отметить, что этот автосалон стал преемником знаменитого Берлинского салона, проводившегося под патронатом германского Императорского автомобиль-клуба еще до Первой мировой войны.

Не менее значимое сегодня для азиатского рынка, чем Парижский, Женевский и Франкфуртский автосалоны для Европы, мотор-шоу в Токио впервые было проведено в 1954 г. Оно проходило в выставочном центре «Хибия-Парк» с 20 по 29 апреля, общее количество показанных там автомобилей равнялось 267, а посетило выставку 547 тыс. человек.

Что касается крупнейшей автомобильной выставки в Новом Свете, которая ежегодно проводится в Детройте в январе, то ее дебют состоялся еще в 1907 г. Правда, Детройтские автошоу на первых порах проводились нерегулярно и имели ярко выраженный региональный характер. Международным этот салон стал в 1989 г. и с тех пор бьет все рекорды популярности по количеству новинок, числу посетителей и журналистов, освещающих это событие.

Самыми «юными» из числа крупнейших мировых автомобильных выставок можно считать салоны в китайских городах Пекин и Шанхай «Родились» они в 1990 и 1985 гг. соответственно. На первых порах обе выставки проходили нерегулярно, но в XXI веке стали традиционными. Причем по количеству экспонентов и посетителей они зачастую оставляют далеко позади и куда более именитые автосалоны. Объясняется это просто: Китай не только самая большая по численности населения страна, но и наиболее перспективный автомобильный рынок мира. Отсюда и повышенный интерес к проходящим там выставкам.

Надо отметить, что Россия тоже имеет более чем вековую историю и традиции проведения автомобильных выставок. Первая из них состоялась в 1907 г., и ее организация не обошлась без «французского вмешательства». В то время в Париже выходило авторитетное автомобильное издание L’Auto, при котором действовал Комитет по организации автомобильных выставок. Именно туда в конце 1906 г. обратился издатель столичного журнала «Автомобиль» Андрей Платонович Нагель, заручившись поддержкой Российского автомобильного общества – РАО. Усилиями этих организаций в Санкт-Петербурге и удалось провести первый международный автосалон. В 1908 г. салон прошел в Москве, а в 1910 и 1913 гг. снова в Санкт-Петербурге. Эти выставки можно считать родоначальниками современных отечественных автосалонов. 

Вас заинтересует:

Вам понравилась эта статья?




Тест-драйвы, которые читают с этой статьей:


Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

4 0 7 4