Анализ автомобильного рынка

СЕРЬЕЗНЫЕ изменения в структуре российского авторынка начались еще в 2006 году, но наиболее заметные подвижки, которые можно даже назвать тенденцией, произошли в 2007-м. Та к, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в прошлом год у по сравнению с 2006-м объем продаж автомобилей гольф-класса (С класса) уменьшился на 5,8%, зато на 4,6% увеличилась доля машин компактного класса (B сегмента). В этом мы становимся похожи на Европу, где малолитражки очень популярны. И дело не только и не столько в желании экономить деньги на бензине и трудностях с парковкой. Просто за последние два года появились новые поколения практически всех моделей гольф-класса, которые стоят дороже своих предшественников. Да и в среднем цены на автомобили постепенно росли. В результате купить приличный автомобиль гольф-класса в средней комплектации можно в лучшем случае за $20.000, тогда как еще три года назад практически все модели этого сегмента продавались за $15.000-16.000. Даже с учетом упавшего курса доллара цены на гольф-класс увеличились в среднем на $3.000-4.000. Поэтом у потребители обратили внимание на более доступные компактные модели, которые также за последние годы выросли в размерах и могут использоваться как полноценный семейный автомобиль. К том у же их версии в богатом исполнении теперь стоят те же деньги, за которые раньше можно было приобрести модель гольф-класса в средней комплектации.. Что интересно, продажи компактных автомобилей выросли не только за счет доступных моделей вроде “Renault Logan” или устаревших, таких как “Chevrolet Lanos”, – хорошо покупаются и новые, далеко не дешевые машины, появившиеся на нашем рынке. Яркий том у пример – “Opel Corsa”.

По мнению аналитиков, популярность моделей компактного класса будет увеличиваться и впредь. На ближайшие три года эксперты прогнозируют рост этого сегмента до 20% против 16,7% по итога м 2007 года.

– Цены на автомобили всех классов будут повышаться. Это нормальное явление – ведь они становятся больше, их оснащение – лучше.. К тому же инфляцию никто не отменял, хотя из-за нее машины будут дорожать максимум на 3-4%, – говорит аналитик финансовой группы “УралСиб” Кирилл Чуйко. – Поэтому количество потребителей, пересевших с автомобилей гольф-класса на компактные, будет увеличиваться. Причем это относится как к доступным моделям российской сборки, так и к относительно дорогим иномаркам.

Что касается гольфкласса, то, по расчетам аналитиков, в ближайшие годы продажи в этом сегменте рынка сократятся до 35-38% против 42,1% в 2007 году. Еще меньше их доля, вероятно, не станет – ведь даже в Европе, где отсутствуют предрассудки о “женственности” компактных машин, автомобили гольф-класса составляют 30% рынка.

Совершенно противоположна я картина наблюдается в отношении внедорожников. Рост их продаж в прошлом году увеличился до 20,2% по сравнению с 18,7% в 2006 -м. Такие показатели сделали наш у страну самым крупным рынком Европы по потреблению полноприводных автомобилей повышенной проходимости. Разумеется, большая их часть – это “асфальтовые” джипы, или кроссоверы, которые пользуются спросом и в Старом Свете. Но высок процент и полноразмерных внедорожников. В Европе те модели, которые у нас продаются тысячными тиражами, можно встретить крайне редко, а некоторые вообще там не представлены. На пример, “Chevrolet Tahoe” или “Lexus LX570”. А у нас за такими автомобилями зачастую выстраивается очередь.

Но, по мнению экспертов, эта тенденция долго не продлится. Рынок крупных внедорожников не так уж велик и в ближайшие пять лет будет насыщен. Ожидается, что снизятся и темпы роста продаж “асфальтовых” джипов. К тому же спросом пользоваться будут более-менее компактные модели вроде “Nissan Qashqai”.

– Зачем люди покупают большие внедорожники? Практически на 100% – ради престижа. И по назначению их используют не более 5% потребителей. Кроссоверы более универсальны, расходуют меньше топлива и при этом способны преодолевать маломальское бездорожье, где обычный легковой автомобиль проберется с трудом или вообще не проедет. Зачастую для этого даже нет необходимости в полном приводе, лишь бы клиренс был выше стандартного, – говорит независимый автомобильный эксперт Владимир Шемякин.

В целом, по прогнозам аналитиков, объем ежегодных продаж всех внедорожников останется в пределах 20-22% от общего числа реализуемых машин.

 

 

Кузовная революция

Рынок автомобилей по кузовам в 2007 году

Сегментация рынка

ДО СИХ пор в России наибольшей популярностью пользуются седаны. Именно поэтом у зарубежные а втопроизводители выводят на наш рынок все больше машин в таких кузовах, зачастую не представленных в Европе, но имеющих успех на азиатских рынка х. (В Старом Свете предпочитают более практичные хэтчбеки и универсалы.) На пример, компания “Peugeot” начала продавать у нас седаны на базе модели “206”, производящиеся в Ира не. Партнер этой французской марки “Citroёn” также планирует поставлять в Россию седаны “С4”, которые изначально создавались для китайского рынка.

Правда, тем, кто собирается заработать на любви россиян к седанам, следует поторопиться. Ситуация меняется. Так, по расчетам “Клаксона”, в 2007 году среди всех реализованных у нас легковых автомобилей доля машин в кузове “седан” составила 64%, хэтчбеков – 33% и универсалов – 3%. Безусловно, преимущество седанов очевидно, но… не столь убедительно, как раньше. Еще три года назад процент седанов составлял около 75-80%. А на хэтчбеки и универсалы приходилось 19-23% и 1-2% соответственно. По всей вероятности, количество проданных в прошлом году седанов было бы еще меньше, если бы модели лидеры рынка не предлагались исключительно в этих кузовах. Речь идет, в частности, о “Renault Logan”, “Сhevrolet Lanos”, “Daewoo Nexia”.. Кроме того, не у всех автопроизводителей вывод машин с кузовом “седан” сильно увеличил продажи. Так, на пример, произошло с “Peugeot 206”. Разумеется, появление нового кузова сыграло свою роль, но в процентном соотношении на “206-е” седаны по итогам 2007 года при ходится 57% продаж, а 43% достались более практичным хэтчбекам. А скажем, у компании “Opel” никакого бума после вывода седа на “Astra” вообще пока не наблюдается. По результата м продаж в последние месяцы прошлого года седан как минимум в 2,5 раза менее востребован, чем хэтчбек.

Что касается универсалов, то они по-прежнему малопопулярны в нашей стране. Причин несколько: заметно большая стоимость по сравнению с теми же хэтчбеками, имиджевые стереотипы (эти кузова у нас нередко называют “сараями”) и, на конец, главная, по мнению аналитиков, – невысокая приспособленность таких машин к нашим требованиям. Если в Европе универсалы покупают поклонники активного отдыха, то у нас в основном – владельцы загородных участков, которым автомобиль требуется не для поездок на горнолыжные курорты, а для перевозки грузов “на дачу”. Но к российским дорожным условиям лучше подходят “асфальтовые” джипы – по сути, тоже универсалы, но обладающие более высокой проходимостью. Поэтому многие потенциальные покупатели универсалов предпочитают подождать и на копить денег на кроссовер. 

 

 

По классам

МЕНЬШЕ всего популярны седаны в компактном классе. Как мы уже говорили, если бы не доступные популярные модели вроде “Renault L ogan” или “Chevrolet Lanos”, то хэтчбеков в этом сегменте было бы больше. Так, например, “Škoda Fabia”, которая предлагается в нескольких кузовах, наиболее востребована как хэтчбек – на эту версию в прошлом год у пришлось около 62% продаж. Седан же выбрали всего 18% потребителей. Пример другого рода – “Chevrolet Aveo”. По результатам продаж более успешен седан (69%), но надо учесть, что он нового поколения, а хэтчбек (31%) до сих пор предлагался только предыдущей генерации. По мнению экспертов, после появления хэтчбека “Aveo” с новым, как у седана, дизайном, их соотношение по сбыт у как минимум уравняется или даже изменится в пользу хэтчбека.

Что касается универсалов, то в В-классе их практически нет, хотя спрос, пусть и незначительный, присутствует. К примеру, у той же “Fabia” на универсалы приходится 20% продаж.

В гольф-классе также более популярен седан. Но тут ситуация прозрачнее, так как большинство востребованных моделей предлагается в различных модификациях. В среднем на седаны приходится около 55% всех продаж, 35% – это хэтчбеки и примерно 10% – универсалы. Наиболее сбалансированные результаты у “Chevrolet Lacetti”. Здесь спрос на седаны и хэтчбеки разделился практически поровну – 45% и 43% соответственно. Остальные 12% – универсалы. Кстати, это самый высокий процент среди моделей гольф-класса. Причина – небольшая разница в цене по сравнению с седаном и хэтчбеком.

В среднем классе снова выигрывают седаны. Их по итогам 2007 года предпочли около 75% российских потребителей. 20% приобрели хэтчбеки, 5% – универсалы. Основная причина популярности седанов в этом сегменте – их престижность. Пока мы не отойдем от этого стереотипа, хэтчбеки здесь будут на вторых ролях.

 

 

0,2% на солярке

Полноразмерные внедорожники

Все полноприводные автомобили повышенной проходимости

ЕСЛИ с предпочтениями по кузовам мы тихой сапой продвигаемся в сторону Европы, то по выбору двигателей отстаем от нее, кажется, на вечность. Не секрет, что в Старом Свете более 90% всех продаваемых машин имеют дизельные двигатели. Они расходуют меньше топлива, что весьма актуально для европейцев, которым приходится платить за 1 л горючего по 1,5 евро. У нас в стране цены на бензин пока еще в пределах разумного, а экология занимает умы далеко не всех граждан. Поэтому из общего числа проданных в 2007 году автомобилей, не считая внедорожников, всего 0,2% были с дизельными двигателями. Большинство автопроизводителей даже не предлагает в России эти версии своих легковых машин. Конечно, сказывается и плохое качество нашей солярки, но это не главное. По мнению представителей российских офисов зарубежных компаний, даже при хорошем топливе выводить дизельные машины на наш рынок пока невыгодно. Нет спроса. А для тех марок, которые продают в России автомобили с такими моторами, это больше вопрос принципа: мол, если дизельные версии есть в гамме, значит, они должны быть представлены в автосалонах. Правда, так рассуждают в основном представители люксовых брендов. Массовые же компании по большей части не торопятся поставлять в нашу страну легковые дизельные модели. И они полагают, что в ближайшие два-три года изменений не произойдет.

С этим согласен и Кирилл Чуйко, аналитик финансовой компании “УралСиб”:

– Очень сложно прогнозировать, когда наши потребители станут покупать машины с дизельными двигателями. Один из вариантов – когда такие автомобили станут мощнее и быстрее бензиновых. Примеры уже есть. Что касается экономии, то вряд ли мы задумаемся об этом скоро. У нас бензин уже дороже, чем в США, но мы, как и Америка, не любим дизель. Может быть, когда цены на бензин станут, как в Европе, мы начнем считать деньги.. Но в ближайшие пять лет этого скорее всего не будет.

Среди продаваемых у нас внедорожников доля дизельных модификаций гораздо больше – 17%. Причем эти данные учитывают все полноприводные автомобили повышенной проходимости. А если

Универсалывести речь только о серьезных, полноразмерных внедорожниках, то у большинства производителей количество проданных автомобилей, работающих на солярке, окажется даже больше. Причина понятна: для крупных джипов важен высокий крутящий момент, а по этой характеристике дизельные двигатели вне конкуренции. Так, из всех купленных россиянами в прошлом году “Land Rover Discovery 3” почти 90% – дизельные. У “Mitsubishi” модель “Pajero” реализуется с бензиновыми и дизельными двигателями почти поровну.

 

 

Советы аналитиков

РЕКОМЕНДАЦИИ, в общем-то, вытекают из тенденций. Российский рынок действительно меняется, а значит, автопроизводителям так или иначе придется подстраиваться под него. В первую очередь эксперты советуют не стесняться выводить компактные автомобили, пусть и не самые дешевые – спрос на них будет. Свидетельством тому хотя бы продажи той же “Opel Corsa” или “Peugeot 107”, за которыми даже образовалась очередь. Весьма желательно предлагать все возможные типы кузовов (по крайней мере в гольф-классе). И максимально сократить разницу в цене между седанами, хэтчбеками и универсалами. К тому же, чтобы повысить востребованность универсалов, по мнению аналитиков, следует активнее рекламировать эти машины.

– Многие просто не знают о преимуществах универсалов. Людям это надо продемонстрировать наглядно и, конечно, не слишком завышать цену на них, – говорит социолог Дмитрий Васильев.

Ну а что касается дизельных автомобилей, то выводить их на наш рынок имеет смысл тем компаниям, у которых они по мощности и динамике превосходят бензиновые версии. В противном случае есть резон пару лет подождать.

Вас заинтересует:

Вам понравилась эта статья?




Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

4 2 7 3