У прошлого нет будущего

В ПРИНЦИПЕ доступные машины есть и сейчас. Но это, как правило, уже устаревшие модели, производство которых перенесено в страны с дешевой рабочей силой. Скажем, успешные на российском рынке “Daewoo Nexia” и “Matiz”, “Chevrolet Lanos”. Однако, по мнению аналитиков, у этих машин нет будущего, и истинно народными им не стать ни у нас, ни за рубежом. Например, путь в Старый Свет для них закрыт, так как эти модели не смогут пройти европейскую сертификацию, прежде всего по экологичности. А доводка до приемлемых норм увеличит их стоимость, и он и перестанут быть столь привлекательными для автолюбителей.

– Кроме того, у этих автомобилей не может быть “наследников”. Сколько “ УзДэу” ни пытается модернизировать “Nexia”, она по прежнему остается моделью устаревшей, родом из 80-х годов прошлого века. И, как видно по результата м продаж, ее популярность падает. То же произойдет и с другими подобными машинами. Рост их реализации – явление кратковременное. Народ хочет дешевый, но при этом новый автомобиль, – считает независимый автомобильный эксперт Владимир Шемякин.

Неплохой пример тому – “Renault Logan”. Французы, купив румынское предприятие “Dacia”, где ранее производились устаревшие модели “Renault”, решили создать новую доступную машину – и не прогадали. Например, в России “Logan” уступает по спросу только “Ford Focus” и, кстати, обходит морально устаревший “Chevrolet Lanos”, который находится на третьей строчке.

Отдельная песня – новые китайские модели, большинство из которых построено на у же известных платформах и на поминает машины прежних лет из Японии и Европы – увы, больше внешне, чем по качеству. Наверное, поэтому ажиотажным спросом на нашем рынке он и не пользуются, а некоторые (кстати, весьма доступные) модели вообще перестают покупать. Так, на пример, произошло с самым дешевым в Росси и китайским автомобилем “Byd Flyer”. Вначале малолитражку брали, и довольно активно, но в этом году спрос на нее упал и продажи уменьшились, тогда как большинство автопроизводителей увеличило свой сбыт.

Стоит ли ждть “народный” автомобиль из Поднебесной? По мнению экспертов – вряд ли. Благодаря дешевой рабочей силе китайцам удается делать доступные машины, однако речь идет о сравнительно небольших компаниях и соответственных тиражах. Им просто не под силу создать по-настоящему массовую машину ценой в несколько тысяч долларов – такой проект при их мощностях не окупится.

Оптимистичнее аналитики оценивают в этом вопросе шансы крупных европейских и японских компаний, которые сейчас организуют свое производство в Индии. Почему?

– Рост рынка развивающихся стран гораздо выше, чем, например, в Европе. Но в Китае достаточно своих компаний, а Индия в этом плане немного отстает. Поэтом у т уда и устремились американские, европейские и японские а втопроизводители. А вы ходить на развивающиеся рынки, разумеется, надо с дешевой моделью, сделать которую можно опять-таки только с дешевой рабочей силой, – говорит управляющий директор “AG Capital” А лександр Агибалов.

Дешевле только скутер…

ПЕРВЫЙ сверх доступный автомобиль стоимостью $2.500 должен появиться уже в 2008 год у. О его создании объявила индийская компания “Tata Motors”.

Что это будет за машина, пока не ясно. Изначально предполагалось построить трехколесную модель с чем-то вроде мотоциклетной вилки вместо передней подвески. Подобная техника популярна в Азии, однако для европейского рынка не годится: в Старом Свете машины о трех колесах считаются небезопасными. Скорее всего не прошел бы такой автомобиль и российскую сертификацию..

Теперь идут разговоры о полноценной четырех колесной модели, в которой поместится как минимум четыре взрослых человека. Экономить планируется на отделочных материалах и, разумеется, на двигателе – он будет совсем слабеньким, мощностью всего 30 л.с. Представители “Tata” убеждены, что этот автомобиль сможет пройти даже самую сложную американскую сертификацию. Правда, с точки зрения независимых экспертов, это удастся сделать лишь в том случае, если автомобиль будет серьезно доработан, на что потребуются немалые деньги. Из-за чего цена “международной” индийской машины вырастет почти в два раза.

Концерн “Renault” тоже поставил перед собой задачу выпустить автомобиль ценой в $3.000. Предполагается разработать доступную модель на базе “Logan” (который сам по себе отнюдь не дорог) и организовать ее сборку в той же Индии. Дешевая рабочая сила, местные отделочные материалы и простота конструкции позволят, по мнению представителей “Рено”, снизить себестоимость автомобиля до минимума. Кстати, не исключено, что французы вообще не станут создавать новую машину, а просто попытаются сделать сверхдешевую модификацию модели “Logan”. Вполне резонно, если у честь, что “Renault” совместно с индийской “Mahindra&Mahindra” в ближайшие годы откроет производство “Logan” в этой стране. В любом случае, будь то удешевленный “Логан” и ли друга я модель на его базе, появится этот “народный” автомобиль не раньше 2010 года.

В начале года о намерении создать доступный автомобиль заявил президент “Toyota” Кацуоке Ватанабе. Подробности этого проек та не разглашаются. Известно л ишь, что японцы собираются экономить на всем – от конструкции до дизайна, а в случае необходимости полностью изменят свою технологию производства. Глава компании сказал даже: “Если понадобится, создадим новые материалы для производства этой модели”. С ценой пока определенности нет – ясно только, что машина будет дешевле $7.000. Эксперты полагают, что доступный автомобиль от “Toyota” может стоить на у ровне $5.000-5.500. Дорого? Как сказать – ведь эта машина, по всей вероятности, сможет пройти европейскую и, не исключено, американскую сертификацию.

Первый шаг к созданию доступной модели сделал и FI AT, подписав соглашение c уже упоминавшейся здесь индийской компанией “ Tata”. Похоже, итальянский концерн воспользуется недорогой платформой индийцев, а дизайн и агрегаты разработает сам, опираясь на опыт собственного производства в Бразилии. По слухам, “народный” автомобиль от FIAT должен стоить не более $4.000 - 4.500.

Примерно в такие же ценовые рамки хочет уложиться со своим дешевым автомобилем и концерн “Volkswagen”. По неофициальным данным, это будет довольно маленькая машина, максимум на четверых, зато с симпатичным дизайном. Правда, пока “Volkswagen” адресует будущий автомобиль жителям Африки, однако аналитики полагают, что с ростом конкуренции в этом сегменте немцы, возможно, изменят свою точку зрения.

В линейке “General Motors” уже есть относительно доступные модели корейского производства, в частности “Chevrolet Spark”. Однако руководство американского автогиганта рассчитывает в перспективе создать на его платформе еще более дешевый автомобиль стоимостью $7.000. Кстати, по слухам, его выпуск может быть налажен на предприятии GM в России, которое построят в следующем году.

Как их примет рынок?

БУДУТ ли эти машины продаваться в на шей стране? Все зависит от того, смогут ли доступные новички пройти сертификацию. Ведь, к примеру, дешевая вазовская “классика”, которой он и могли бы составить конкуренцию, скоро должна сойти со сцены, поскольку не соответствует стандартам “Евро-3”, вступающим у нас в силу с 2008 г ода. Допустим, дебютанты будут отвечать европейским экологическим норма м и сертификаты получат. Тогда встает другой вопрос – каких примет рынок? Ведь наши автолюбители по-прежнему предпочитают седаны, а дешевые модели скорее всего будут преимущественно являть собой нечто минивэно или хэтчбекообразное, со слабенькими двигателями..

– Мне пока сложно представить “народные” автомобили ценой от $3000. В Росси и в ближайшие г оды сегмент компактных машин будет стремительно расти – это факт, – говорит управляющий директор “AG Capital” Александр Агибалов. – Пробки заставят наших граждан приобретать небольшие и экономичные автомобили, так как цены на бензин тоже будут неуклонно расти. Так что в этом плане у доступных малогабаритных моделей есть будущее. Слабые моторы не облагаются транспортным на логом, что тоже важно: ведь потенциальные покупатели этих машин – люд и из малообеспеченных слоев населения, которых в нашей стране еще очень много…Тем не менее популярность того или иного товара за висит от соотношения цены и качества. Взгляните на статистику продаж. Самая популярная иномарка в России – “Ford Focus”, а ведь дешевой ее не назовешь. Просто по соотношению цены и качества “Фокусу” нет равных. “Renault Logan” тоже нельзя назвать супердоступной моделью, есть и дешевле, но это вторая иномарка по популярности в России. Так что надо подождать – что предложат другие компании за эти деньги.

Кирилл Чуйков, аналитик финансовой компании “УралСиб”, считает, что главное требование к будущим доступным автомобилям – чтобы их можно было бы назвать автомобилями.

– Сегмент $3.000- 5.000 довольно большой. Раньше в нем была представлена “Ока”, которая пользовалась устойчивым спросом. Кроме того, это ценовая ниша старых иномарок, 15-20 лет от роду. Так что, если новые доступные машины будут приемлемого качества, то покупатели на них, безусловно, найдутся, – полагает Чуйков. – Однако “народной” модель за 3.000, на мой взгляд, не ста нет, разве что в самой Индии..

Вам понравилась эта статья?




Тест-драйвы, которые читают с этой статьей:


Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

5 3 1 1