В России предпринята очередная попытка систематизировать данные об остаточной стоимости распространенных на рынке легковых автомобилей после определенного срока эксплуатации. Исследование о потери стоимости популярными моделями за три года эксплуатации провело аналитическое агентство “Автостат”. Выводы оказались интересными.

Как выяснилось, за три года некоторые модели машин в России могут максимально потерять до 40–45% от своей первоначальной цены, минимально же она в течение трех лет может опуститься всего на 15–17%. Самыми неудачными с этой точки зрения оказались Renault Laguna (потеря в цене за три года 45%), Jaguar XF (–43%), Cadillac CTS (–41%), BMW 7-й серии (–41%) и ряд других (см. график 1). При этом наиболее выгодными для тех, кто планирует через те же три года машину перепродать на вторичном рынке, стали Renault Sandero (его цена снизилась всего на 15%), Hyundai Solaris (–16%), Hyundai Santa Fe (–16%), VW Golf (–16%) и т.д. (см. график 2).

Не предсказуемо

Систематизировать данные о потере автомобилей в цене на российском рынке пытаются давно. Однако дело это непростое: слишком много факторов влияет на остаточную стоимость машины, причем зачастую эти факторы малопредсказуемы. Например, на будущую стоимость автомобиля влияет изменение курса рубля: если по отношению к мировым валютам российская ослабляется, то, соответственно, это приводит к более плавному снижению цены на авто. И, наоборот, при укреплении национальной валюты цена машины на вторичном рынке активно идет вниз.

Существенно сказывается на цене подержанной машины и маркетинговая стратегия производителя. Ведь человек, приобретая подержанную модель, оглядывается на то, сколько стоит такая же новая машина. А цены на новые авто не всегда стабильны. Скажем, выводит автопроизводитель на рынок абсолютно новую модель. Распространенный ход – первоначально заманить клиентов низкими ценами. А когда массовый покупатель “распробует” новинку, цены можно и поднять. Этим фактором, кстати, объясняется минимальная потеря в цене упомянутой в рейтинге модели Hyundai Solaris. Она, как мы помним, производится корейским концерном на собственном заводе под Санкт-Петербургом с конца 2010 г. Тогда бренд очень осторожно выводил новую модель на рынок и поначалу предлагал весьма привлекательную цену – минимальная стоимость была в районе 400 тыс. рублей. Но затем, с ростом производства и увеличением спроса, производитель счел возможным цифры скорректировать: сейчас стартовая цена Solaris около 500 тыс. рублей, и это не может не тянуть вверх цены на эту модель на вторичном рынке.

Или обратная ситуация. Автопроизводитель вдруг понимает, что модель не имеет перспектив на российском рынке и решает прекратить ее официальные поставки. Разумеется, такой шаг негативно скажется на остаточной цене тех автомобилей, которые уже были проданы в России: их владельцам, увы, придется запрашивать уже меньшую цену при перепродаже.

Мнение профессионала

Каролина Тополова, главный исполнительный директор компании “ААА АВТО” (продажа подержанных автомобилей)

Больше всего в цене теряют модели, которые не пользуются популярностью на рынке подержанных машин. В России сейчас это автомобили с большим объемом двигателей, у которых дорогое страхование и высокие налоги. Кроме того, к таковым относятся модели со слабыми двигателями, МКП и с кузовами непопулярных цветов. Что касается наиболее востребованных на российском вторичном рынке автомобилей, то, по данным нашей компании, к их числу относятся модели с такими характеристиками, как бензиновый двигатель, коробка-“автомат”, черный кузов. Именно они, как правило, меньше всего теряют в цене. В числе специфических особенностей формирования цен на российском вторичном рынке и тот факт, что в нашей стране часто повреждается кузов из-за очень интенсивного движения, например, в Москве, и это существенно снижает стоимость транспортного средства. Каждая окрашенная деталь кузова уменьшает рыночную стоимость автомобиля, потому что следующий покупатель не может быть уверен, не был ли нанесен ущерб несущим частям кузова во время аварии. Свою лепту вносят и плохие дороги, на которых быстро изнашивается ходовая часть.

Наглядный пример – фигурирующая в исследовании агентства “Автостат” модель Renault Laguna, которая, как видим, стала лидером антирейтинга остаточной цены, потеряв за три года 45%. А все потому, что сейчас эта машина уже официально не продается в России. Ведь, как известно, чем меньше экземпляров определенной модели на рынке, тем дороже на нее запчасти и обслуживание. Немыслимо, чтобы во Франции или Испании та же Laguna так быстро обесценилась, но в России, где позиции французов в размерном классе “D+” оставляют желать лучшего, такая неприятность, к сожалению, постигает владельцев этих машин.

Есть и более устойчивые факторы, влияющие на будущую цену подержанного авто. Традиционно больше доверия на вторичном рынке у нас в стране к японским производителям, так как их продукция считается более надежной. А вот французские авто кажутся не такими долговечными. Поэтому неудивительно, что, например, Toyota теряет в цене меньше, чем, скажем, Citroen или Renault.

Хотя в бюджетном сегменте такая формула действует не всегда. Те же недорогие Renault Logan или Sandero зарекомендовали себя надежными и приспособленными для России машинами, поэтому их потеря в цене уже может быть даже меньшей, чем у японских или немецких моделей.

Ну и, конечно, особенно значимые доли в стоимости теряют премиальные марки, ибо здесь вступает в силу имиджевая составляющая. Подъезжаешь на переговоры в самом свежем представительском седане – производишь на деловых партнеров “правильное” впечатление, тебя уважают. А если паркуешься на слегка устаревшей модификации, с не той формой фар, эффект уже не тот. Поэтому, как только появляется даже рестайлинговая модификация премиального авто (не говоря уже о модели нового поколения), старый вариант резко теряет в цене. Вот почему автомобиль премиального бренда (например, отмеченный в рейтинге Jaguar XF) всего за три года может потерять почти половину своей первоначальной стоимости.

Цена по объявлению

Желающим спрогнозировать потерю цены своего авто на вторичном рынке специалисты советуют применять формулу, согласно которой средняя ежегодная потеря цены составляет 10%. При этом в первые три года падение происходит наиболее интенсивно, а в дальнейшем замедляется. Так, за первые три года многие популярные японские модели могут потерять до 30% своей цены, а затем снижение будет идти не столь интенсивно – по 5–7% в год.

Мнение профессионала

Аркадий Шматов, директор сервисного центра компании “Аркан”

Принято считать, что в первый год эксплуатации машина должна потерять 15–20% от своей первоначальной стоимости и далее по 5% в год. Однако в России рассчитать справедливую цену на автомобиль при его продаже через два-три года после приобретения у дилера довольно сложно, ведь стоимость диктует рынок, а рынок сейчас формируют перекупщики и дилеры. При этом на вторичном рынке больше всего страдают модели премиум-класса и меньше – автомобили среднего сегмента, а также японские и корейские внедорожники. При этом уровень доверия к рынку подержанных машин в России пока невысок: часто бывает, что человек предпочитает купить автомобиль классом ниже, но новый, так как опасается приобрести подержанную машину, числящуюся в угоне или же в залоге. В подобной ситуации даже добросовестный приобретатель рискует остаться без автомобиля, так как его просто конфискуют, а найти продавца и вернуть деньги становится непосильной задачей для нового владельца.

В развитых странах существуют специальные каталоги, по которым можно получить достаточно определенный прогноз по цене машины через несколько лет. У нас таких изданий, увы, нет. Во многом потому, что сам по себе вторичный рынок автомобилей в России до сих пор хаотичен. Если в Европе или США большинство подержанных машин продается через дилерские сети, то у нас по-прежнему более 90% таких авто реализуется напрямую владельцами через интернет-сайты бесплатных объявлений, где информация не всегда достоверна – любой продавец может значительно завысить или занизить цену на предлагаемое авто. И ориентироваться на такие объявления для прогноза остаточной стоимости своей машины не всегда правильно.

Возможно, со временем, когда доля продаваемых через сети официальных дилеров подержанных машин будет расти, у нас появятся и каталоги с прогнозом цен на подержанные машины. Хотя, скорее всего, это вопрос отдаленного будущего. А пока автовладельцам остается лишь гадать, сколько будет стоить его модель через три или четыре года. Но, в любом случае, появление новых исследований на эту тему можно только приветствовать. 

Вам понравилась эта статья?




Тест-драйвы, которые читают с этой статьей:


Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

5 2 0 9