Размышления на тему того, почему водитель легкового автомобиля должен думать не только за себя, но также за других, маленьких и больших

Обычно ближе к лету у нас запускают масштабную социальную акцию. Цифровые табло, билборды буквально вколачивают в сознание автомобилистов факт: на дорогах появились мотоциклисты. И незатейливая информационная атака работает. По моим скромным наблюдениям, даже далекие от нюансов тактики вождения люди после таких призывов нет-нет да и посмотрят лишний раз в зеркала при перестроении, а в заторах уже не стремятся без оглядки прыгнуть в соседний ряд – вдруг между машин мчит байкер?

Худо-бедно прижились и правила культурного отношения к пешеходам. Настойчивая пропаганда, жесткие штрафы и частые тематические рейды инспекторов ГИБДД привели к тому, что и в глубинке начали уважительно относиться к «безлошадным» участникам движения. Видимо, под внешним давлением у нас щелкает где-то внутри тумблер, включающий впитанное еще с детсадовских времен социальное правило не обижать маленьких. Ведь в самом деле, тем, кто менее заметен и более уязвим, и надо уделять больше внимания на дороге.

При этом справедливый гнев водителей вызывают субъекты, оправдывающие негласным общественным правом на уважительное отношение собственное безграмотное поведение. Пешеходы, которые не глядя шагают с тротуара на «зебру»; мотоциклисты, «вышивающие» по междурядью на скорости далеко за «сотню», – немало отборных ругательств несется им вслед. И даже вчерашние выпускники автошкол искренне удивляются: как в здравом уме можно творить такие безобразия?

Вот только в мире все относительно. Не пытаюсь оправдать вело-, мото- и прочих пешеходных хамов, однако и среди водителей-моралистов хватает тех, кто порой подставляется под удар. Вроде бы неосознанно, но на самом деле по незнанию Правил дорожного движения и особенностей различных видов транспорта, который едет рядом. Ведь есть машины и побольше легковушек, а об этом плакаты на обочинах, увы, пока не напоминают. Дескать, за рулем фур, автобусов да самосвалов сидят профессионалы – справятся как-нибудь.

Отчасти это правда. И тем не менее проблема взаимоотношений «обычных» автомобилей и большегрузов стоит остро. Недавно убедился в этом на собственной шкуре, когда посчастливилось принять участие в интересном пробеге на бронемашинах. 1500 км по России прошел караван армейской техники, и вроде бы колонну обозначили по всем правилам, и сопровож­дение Военной автоинспекции и ГИБДД организовали, однако люди в общей массе словно и не читали ПДД. Норовили обогнать, само собой, не успевали, втискивались в строй, не подозревая о смертельной опасности подобного поведения.

Дело, конечно, не в оружии. Бронемашины здесь лишь как иллюстрация – замени армейскую технику на тягач с полуприцепом, и в уравнении дорожной безопасности ровным счетом ничего не изменится. Суть в том, что водитель крупного автомобиля лишь отчасти «высоко сидит – далеко глядит». По факту с обзорностью туговато, с десяток тонн за спиной (а то и больше) не позволяют остановиться резко и сразу, а размеры грузовика таковы, что силы в схватке с легковушкой будут совсем неравны. Подомнет и не заметит – не со зла, просто в силу обстоятельств.

Обратите внимание, сколько в городах аварий, когда на повороте фура цепляет машину внутренней стороной. Типичная история: водитель громоздкого большегруза делает замах, чтобы уместиться в тесный вираж в один заход, а в свободное пространство мгновенно устремляется торопливый горожанин, не привыкший уступать «дырку» в потоке соперникам. А дальше сигналь не сигналь – поздно, авария почти гарантирована.

В свое время мы проводили эксперимент при помощи тягачей, которые доставляли в редакцию свежий тираж газеты. Приглашали водителей легковушек в кабину грузовика и наглядно демонстрировали, что видит с рабочего места их коллега. И люди разного уровня подготовки понимали, как много слепых зон у такой техники, какие они обширные и что средний кроссовер или седан может легко спрятаться в «мертвых» секторах целиком.

Увы, подобных практических уроков в подготовке водителей становится все меньше. В той же Москве, расчерченной так называемым грузовым каркасом, огороженной по периметру запретом на движение большегрузов в дневное время, уже привыкли наблюдать вереницы фур разве что по ночам в правых рядах МКАД. Логично, город хотят разгрузить от заторов, но тогда откуда возьмется понимание действий друг друга?

Неудивительно, что в редкие часы совместного движения по одной трассе находятся «пилоты», воспринимающие тягачи эдакими тихоходными глыбами, которых нечего бояться. И когда такие отчаянные ребята выезжают за город, для них в порядке вещей пойти на рискованный обгон, а потом резко замедлиться перед дальнобойщиком. Или впритирку объехать самосвал. Вот только не всегда хорошо это заканчивается – как ни крути, а размер и масса имеют значение.

Поэтому я призываю не наглеть, а ради общей безопасности думать и за себя, и за «того парня», маленького либо большого, не важно. Эра беспилотников наступит еще нескоро, а пока вождение автомобиля не только развлечение или необходимость, но и довольно сложная работа. Даже если социальная реклама об этом не напоминает.

PS Позиция редакции может не совпадать со взглядами автора

Вам понравилась эта статья?




Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

4 8 3 2