Четверть века назад, в 1988 г., на одной из окраинных улочек Цвиккау распахнул двери новый музей. Целью его открытия стало, как подчеркнули инициаторы проекта, “задокументировать важнейшие достижения автопроизводителей Цвиккау в производственно-технологических и социально-политических сферах”. Удивляться такой бюрократической формулировке не нужно: она была рождена в недрах Социалистической единой партии Германии, которая в тот момент все еще оставалась “ведущей и правящей” в ГДР. И столь же предсказуемым представляется дислокация музея – под него выделили помещение в подвале бывшего конвейерного цеха, когда-то выпускавшего двигатели и автомобили Audi (в те времена, когда эта компания еще была “прописана” в этом городе, где, собственно, и была учреждена). Более того, теперь даже улица, где находится музей, называется Аудиштрассе.

Родина брендов

Именно марка Audi сегодня остается доминирующей темой этого музея. Что вполне понятно, если припомнить историю ее основателя – Августа Хорьха. В 1899 г. этот талантливый инженер и конструктор, родившийся в семье простого кузнеца, уйдя от небезызвестного Карла Бенца, открыл собственную фирму по выпуску автомобилей. Назвал ее просто и со вкусом – Horch. В 1903 г. компания переехала в Цвиккау и начала выпускать весьма современные по тем временам машины. Увы, спустя несколько лет Хорьх разругался с прочими акционерами и вынужден был покинуть предприятие, носящее его же имя. Немного подумав, предприниматель создал еще одну компанию, которая и получила имя Audi, поскольку слово “horch” по-немецки означает ровно то же самое, что и слово “audi” на латыни: “слушай”.

Теперь копия документа об учреждении Audi, датированного 1909 г., лежит на рабочем столе Хорьха, чей аскетичный кабинет воссоздан практически в первозданном виде. В соседнем помещении представлен другой уголок автозавода примерно вековой давности – цех по изготовлению деталей. Один из смотрителей музея любезно приглашает нас подойти, нажимает кнопку и… вереница старых механических станков начинает слаженно работать.

Подобная достоверность – главная изюминка этой экспозиции. С той же тщательностью здесь повторены и другие атрибуты минувших десятилетий. Например, автозаправочная станция конца 20-х годов – с настоящими колонками, счетчиками бензина и комнатой оператора.

Или довоенный магазинчик с большим кассовым аппаратом, где на полках среди старых коробочек, баночек, книг, спичек и прочих товаров притаились вполне современные сувениры, которые тут же можно и приобрести. Отдельная тема – настоящие документы первой трети XX века.

Тут вам и рекламные плакаты, и учебники по вождению автомобилей и мотоциклов, и оригинальные водительские удостоверения. Видимо, о том, какими должны быть стандартные права, немцы в то время еще спорили. В музее они предстают во всем многообразии: маленькие и большие, горизонтальные, вертикальные. Но главное – с фотографиями, любовно выбранными из... семейных альбомов: вот дама кокетливо повернула голову, другая тоже в пол-оборота, но уже в другую сторону, а здесь мужчина элегантно сдвинул на лоб шляпу.

Однако все это – “вокруг автомобилей”, хотя главная роль, конечно же, отводится машинам. В выставочных залах, занявших уже два этажа, сегодня насчитывается более 80 крупных экспонатов – от мотоциклов до грузовиков. Большинство было произведено под марками Audi, DKW, Horch и Wanderer, поскольку именно эти компании в 1932 г. объединились в Auto Union – союз четырех фирм, призванный защитить их от экономических потрясений.

Логотип каждого из них был вписан в большое кольцо. Со временем канули в лету три компании, выжила лишь Audi, но сплетенные кольца сохранились, став символом этой марки. И когда в 1945 г. компания спешно перебралась в западную часть Германии, он был сохранен.

Зато в той части, что перешла под контроль СССР, осталось немало машин. Многие из них, тщательно отреставрированные, теперь стоят в музее Августа Хорьха. Это и Horch 12/28 PS Phaeton образца 1911 г., и Audi 10/28 PS Typ B Phaeton, выпускавшаяся до 1917 г., и еще множество автомобилей и мотоциклетов.

Причем коллекция пополняется, и здесь сейчас выставлен дышащий на ладан Rohr Junior 6/30PS, один из трех десятков экземпляров, сохранившихся с 30-х годов прошлого века. Этот раритет был найден недавно и теперь ждет очереди на восстановление.

Нам бы так

Тем, кому небезразличны машины, понравится и раздел экспозиции, посвященный послевоенным годам – периоду восстановления автоиндустрии в ГДР. Его визитной карточкой стал Trabant, крошечный автомобильчик с пластиковым кузовом. Он выпускался вплоть до объединения Германии в 1990 г. Эта модель для восточных немцев была тем же, что и “Жигули” для нас в эпоху Брежнева, то есть почти всем.

Крошечный, с мотором от 17 до 26 л.с., он предоставлял жителям социалистической Германии мобильность и возможность чувствовать себя не столь ущербно, как соседи из других стран соцлагеря. Значимость этой модели для страны подтверждает и тот факт, что уже упомянутая Аудиштрассе в Цвиккау пересекается с Трабантштрассе.

Но здесь непременно нужно сказать и еще об одном аспекте. Созданный всего за год до падения Берлинской стены, на стыке эпох, когда на первый план при объединении Германии вышли серьезные экономические, политические и социальные проблемы, музей был сохранен, а затем и расширен. Практичные немцы не разбазарили собранные там раритеты, не приватизировали здание под торговый центр.

Напротив, они приумножили экспозицию, на которой ныне воспитывают своих школьников, позволяют ностальгировать пожилым людям и… немного зарабатывают. Ежегодно музей Августа Хорьха посещает около 70 тыс. человек, из которых треть приходится на детей и подростков, свыше половины на немцев-пенсионеров и около 15% – на иностранцев, которые за посещение платят по пять с половиной евро.

Конечно, этим не окупить содержание площадей и небольшого штата сотрудников, затрат на реставрацию автомобилей. Поэтому текущие расходы поровну делят между собой два партнера – концерн Audi и городские власти Цвиккау. 

Вас заинтересует:

Вам понравилась эта статья?




Тест-драйвы, которые читают с этой статьей:


Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

4 0 7 5