В 2009 г. страховщики снизили сборы премий на рынке каско на 21,6% – с 175 до 137,6 млрд рублей. Впервые на рынке добровольного автострахования наблюдается существенное падение, что связано с резким сокращением продаж новых автомобилей (на 49%). Лидер – компания “Ингосстрах”, которая единственная из десятки ведущих страховщиков показала в прошлом году положительную динамику (рост сборов на 6%). Наибольшее падение отмечается у компаний “МСК-Стандарт” (–35,4%), “Уралсиб” (–33,7%), РОСНО (–26,9%), “Цюрих” (–24%). Вместе с тем снижение премий заставляет страховщиков быть более изобретательными в предложении услуг и разрабатывать новые программы по добровольному автострахованию.

По мнению заместителя руководителя департамента автострахования компании “Росгосстрах” Павла Бородина, продуктовый ряд по каско расширяется за счет недорогих предложений, связанных с ограничением страхового покрытия. В прошлом году наибольшей популярностью у страховщиков пользовались программы с франшизой, с ограничением количества страховых случаев, с выплатами только по рискам “угон” или “тотальное повреждение”. Начальник отдела маркетинга департамента маркетинга и развития ОСАО “Россия” Мария Гуляева добавляет, что в последние месяцы можно наблюдать проведение страховщиками акций, направленных на продление периода действия договора страхования. Начальник отдела андеррайтинга страхования автотранспорта СК “Ростра” Иван Игнатьев говорит еще об одной тенденции в создании страховых продуктов – разработке программ для клиентов разорившихся страховых компаний. “Как правило, программы содержат опции, благодаря которым страхователи не несут потерь при переходе в новую страховую компанию. Например, предлагается подарок в виде дополнительных месяцев страхования”, – уточняет эксперт.

Во время финансового кризиса страховые компании сделали акцент на программах каско с франшизой. Франшизой называется условие страхования, в соответствии с которым страхователь часть причиненного ущерба компенсирует за собственный счет. Наибольшее распространение получила безусловная франшиза. Например, если франшиза составляет 5000 рублей, то причиненный автомобилю ущерб в 30 тыс. рублей страховщик компенсирует на 25 тыс. рублей, а 5000 рублей предстоит отдать автовладельцу. Но необходимость оплаты части ремонта компенсируется более низкой стоимостью полиса каско. Традиционная программа добровольного автострахования предусматривает возможность выбора франшизы. В некоторых компаниях разработаны специальные продукты – например, “Каско с франшизой” в “АльфаСтраховании”.

Но страховщики отмечают низкий спрос со стороны автовладельцев на программы страхования каско с франшизой. “К сожалению, пока процент клиентов, которые страхуются с применением франшизы, очень незначителен, около 2–3%”, – говорит начальник отдела департамента страхования автотранспорта РОСНО Дмитрий Кузнецов. Поэтому помимо безусловной франшизы страховые компании предложили динамическую франшизу, которая не действует при наступлении первого страхового случая, но включается при втором или третьем страховом случае. Примером такой программы является полис “Автопрофи” компании “Ингосстрах”, в котором франшиза применяется со второго страхового случая.

“В компании “Группа Ренессанс Страхование” в прошлом году к обычной и динамической франшизам добавили персональную”, – сообщил вице-президент компании Федор Воронин. Особенность персональной франшизы заключается в том, что она применяется не к полису страхования, а к отдельным водителям, записанным в него. Например, если к управлению автомобилем допущены опытный водитель и водитель с маленьким стажем, то применение персональной франшизы к последнему позволит сохранить низкую стоимость полиса.

Также страховые компании разработали бюджетные по стоимости программы каско, в которых ограничено количество страховых случаев. В апреле текущего года “Интач Страхование” вывела на рынок продукт “Опытный водитель”, обеспечивающий защиту на один или два страховых случая. То есть по такому полису водитель может обратиться к страховщику за выплатой только один или два раза. Стоимость полиса в первом варианте будет на 20%, а во втором – на 10% ниже цены стандартного полиса каско в компании. Ранее “Уралсиб” вывел программу “Каско Smart”, по которой за выплатой можно обратиться два раза, а дисконт к базовому расчету составляет 30%.

Увеличилось предложение компаний по страхованию автомобилей только по риску “угон”, включая риск “полная гибель”. Такие программы предусматривают, что страховщик будет производить выплату только в случае хищения автомобиля или его серьезного повреждения (конструктивной гибели). Компания компенсирует размер стоимости автомобиля за вычетом амортизации. В частности, “Ингосстрах” вывел на рынок программу “Прагматик”, которая предусматривает выплату в случае угона и полной гибели автомобиля (стоимость ремонта превышает 75% страховой суммы с учетом износа). Программа предназначена для владельцев ограниченного списка машин, возраст которых не превышает трех лет, а стоимость – не больше 600 тыс. рублей.

Но такие программы являются скорее редкостью на страховом рынке. По словам Дмитрия Кузнецова, отдельно застраховать риск “угон” или “тотальный ущерб” в РОСНО невозможно. Связано это с тем, что страхование подобных рисков без “ущерба” чаще всего ведет к антиселекции портфеля, то есть росту автомобилей с высоким риском угона. С ним согласен эксперт из компании “Ростра”. “Если владелец автомобиля, входящего в число наиболее угоняемых, хочет застраховать его только по риску “угон” и при этом не готов установить на транспортное средство постоянный противоугонный комплекс, обеспечивающий должную защиту от хищения, или взять обязательство по хранению автомобиля в ночное время на охраняемой стоянке, то страховая компания откажется от такого варианта”, – объяснил Иван Игнатьев.

Большое количество предложений страховщиков направлено не на привлечение новых, а на сохранение действующих клиентов по каско. Страховые компании предлагают повышенные скидки при перезаключении договора автострахования. “Московская страховая компания” разработала специальные условия по каско “Останемся друзьями!”, которые рассчитаны на действующих клиентов компании. При продлении договора каско еще на один год 50% страховой премии оплачивается в день заключения договора, остальные 50% – в предпоследний день действия договора. Компания “АльфаСтрахование” ввела скидку 15% для действующих клиентов при перезаключении договора по каско, если в течение всего срока договора страхователь не становился участником ДТП или не был в них виноват. В компании “ГУТА-Страхование” для безубыточного клиента скидка на полис каско составит 20%, для страхователя с одним убытком – 10%, стоимость страховки для клиента с двумя убытками по прошлому договору страхования останется без изменений.

Таким образом, в условиях снижения активности автовладельцев страховщики попробовали стимулировать спрос за счет предложения более дешевых программ каско с франшизой, с ограничением по количеству страховых случаев или страховых рисков. Но такая инициатива оказалась мало востребована потенциальными страхователями, так как их предпочтения по-прежнему ориентируются на традиционный вариант каско, обеспечивающий наибольшую защиту. Но при этом автовладельцы предпочитают “прозрачные” программы, в которых у них есть возможность выбора как рисков, так и сервисных функций в индивидуальном порядке.

Премии каско и их динамика у ведущих страховщиков в 2009 г.

Компания

 

Премии каско

в 2009 г.,

млн руб.

Премии каско

в 2008 г.,

млн руб.

Прирост, %

 

 

Ингосстрах

 

21 543

20 240

6,4%

Росгосстрах

 

14 927

15 784

–5,4%

РЕСО-Гарантия

 

13 774

15 320

–10,1%

ВСК

 

6651

7310

–9,0%

Уралсиб

 

6054

9125

–33,7%

АльфаСтрахование

 

5998

6093

–1,6%

Цюрих

 

5794

7624

–24,0%

Ренессанс Страхование

 

5277

6331

–16,6%

РОСНО

 

4688

6415

–26,9%

МСК-Стандарт

 

3753

5809

–35,4%

(По данным ФССН и компании “Страховой маркетинг”.)

Вам понравилась эта статья?




Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

5 2 0 2