ПО РОССИЙСКОМУ законодательству предприятия, подписавшие договор с Минэкономразвития о промсборке и открывшие хотя бы один цех, могут выпускать автомобили по “отверточной” технологии. Прикручивать бамперы, фары, устанавливать на место двигатель. Работа не самая сложная, а льготы – такие же, как при полноценном производстве, со сваркой и окраской. Например, коробки передач, двигатели, элементы подвески при “отверточной” сборке вообще не облагаются пошлинами на ввоз комплектующих.

Что получалось на практике? Иностранный концерн делает автомобиль далеко за пределами России. Потом разбирает машину (так поступать проще, чем выпускать “некомплект” на главном конвейере) и ввозит в нашу страну конструктор, собрать который по силам любому механику. Смысл? Получить льготы.

– Бред? Да, но именно так все и происходит. Все законно и прозрачно. Чтобы завлечь зарубежных автопроизводителей, правительство специально допустило такой вариант сборки автомобилей. Сейчас все, кто хотел, либо построили свои заводы в нашей стране, либо заканчивают строительство. Пришла пора “закручивать гайки”. Отступать инвесторам некуда, – говорит Юлий Матевосов, экономический аналитик инвестиционной компании “Атон”.

Пока “гайки” закрутили не до конца. Минэкономразвития лишь ограничило выпуск автомобилей, собранных “отверточно”, до 20.000 с каждого предприятия (“точка отсчета” для заводов будет определяться индивидуально). Это сохранит право компаний выпускать автомобили в режиме крупноузловой сборки, однако не даст разрастись такому виду производства, считают в Минэкономразвития. Пока к отметке в 20.000 машин, выпущенных методом “отверточной” сборки, подходит лишь концерн “Volkswagen”. Однако решение Минэкономразвития – это скорее всего сигнал тем, кто только собирался наладить или расширить “отверточную” сборку. Государство недвусмысленно намекает: “отвертка” – тупиковый путь.

Быстро и дешево

В ЗАРУБЕЖНЫХ концернах к новому ограничению относятся отрицательно.

– Такое высокотехнологичное производство, какое организовано на нашем заводе в Калуге, требует больших инвестиций: мы уже вложили 570 млн евро в завод, а на проект в целом израсходовали 774 млн евро. Технология SKD (“отверточной” сборки. – Прим. ред.) позволяет начать выпуск и продажу автомобилей российского производства уже на этапе налаживания полного цикла. Кроме того, мы используем это время, чтобы отладить производственные процессы, логистику, набрать и обучить персонал. Кроме того, в кризисный период, когда многие заводы вынуждены останавливать конвейер, комбинация из SKD и CKD (полноценного производства. – Прим. ред.) позволяет нам продолжать выпуск и сохранять рабочие места, – говорит Дитмар Корцеква, глава “Фольксваген Груп Рус”.

Собственно, именно пример “Volkswagen”, который в кратчайшие сроки построил цех и начал выпуск автомобилей в режиме SKD, заставил задуматься и других автопроизводителей. Благодаря “отвертке” VW смог предложить очень привлекательные цены и наращивать продажи на фоне более чем 50%-ного падения рынка.

Но далеко не всех привлекает перспектива простого и быстрого способа расширить производство.

– У нас нет планов по организации “отверточной” сборки в России. “Ford” с самого начала выбрал стратегию полного производственного цикла и продолжает ее придерживаться, – говорит глава “Ford” в России Найджел Брэкенбери.

– Компания “Hyundai Motor” не собирается вносить изменения в первоначальные планы по строительству завода, даже несмотря на кризис и возможную выгоду от “отверточной” сборки. Наше предприятие начнет полноценный выпуск автомобилей в январе 2011 года. На первом этапе объем производства составит 100.000 в год, и он может быть увеличен, если позволит рынок, – говорит Юлия Тихонравова, PR-менеджер российского представительства “Hyundai”.

Начало конца

ЭКСПЕРТЫ считают: нынешние нападки на “отверточную” сборку – это начало большой кампании. Не исключено, что в ближайшее время SKD и вовсе запретят.

– На самом деле это хорошо, ведь автопроизводители в любом случае будут расширять модельный ряд, но только с локализацией производств. Это ускорит приход к нам производителей комплектующих, что опять же сделает машины более доступными. Во многих странах такого понятия, как “отверточная” сборка, вовсе нет. Так что не исключаю, что уйдет оно и из российского лексикона, – говорит Юлий Матевосов, экономический аналитик инвестиционной компании “Атон”. – К тому же у нас очень лояльные требования к производителю. Первые пять лет – никаких особых условий, по истечении этого срока выпуск автомобилей должен быть локализован на 30%. Этого показателя можно добиться установкой произведенных в России ковриков, стекол, сидений, пластиковых деталей. В Китае вам не дадут открыть производство, если вы с самого начала не локализуете его на 80 %.

Россия, похоже, идет в том же направлении. Главное – не споткнуться на пути.

Вас заинтересует:

Вам понравилась эта статья?




Тест-драйвы, которые читают с этой статьей:


Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

4 0 7 4