Недавно медиаленты принесли новость о ДТП китайского кроссовера с фурой в России. Среди тысяч подобных заметок этот случай привлек мое внимание тем, что адвокаты пострадавшего обвинили в аварии адаптивный круиз-контроль

Цитата: «Николай (имя изменено) включил на своем автомобиле (китайского бренда) адаптивный круиз-контроль — систему, которая должна сама держать скорость и дистанцию, а в идеале даже тормозить перед препятствиями. В автомобиле были также система помощи при торможении вместе с системой предупреждения фронтального столкновения».

Написано в лучших традициях советской обличающей публицистики: «Николай доверял системе, потому что прежде она работала без ошибок». Но, когда на пути кроссовера возникла стоящая (это важно) фура, — «в последний момент» автопилот отпустил управление. Автомобиль врезался в прицеп, Николай выжил, но пассажирка получила смертельные травмы. Далее — абсолютный паноптикум: «По версии юристов Николая, экспертиза должна была учесть, что водитель принимал решение не сразу, а доверился автоматике. Когда же Николай понял, что система не работает, ему потребовалось время, чтобы осознать ситуацию, и поэтому он не успел вовремя затормозить. Адвокаты хотят провести повторную автотехническую судебную экспертизу».

Для меня как человека «профдеформированного» эта новость выглядит дикой. Налицо вопиющий кликбейт (сенсационный заголовок, который привлекает внимание и вызывает эмоции) и фальшивый драматизм: китайский автопилот не оправдал надежд, и это стоило человеческой жизни. Последние 20 лет я постоянно испытываю новые автомобили. До 2022 года это были в основном западные бренды, после — китайские. Но компоненты везде, по большому счету, одни и те же и работают плюс-минус одинаково.

Должен ли круиз-контроль справиться с ситуацией, возникшей у вышеупомянутого Николая? Нет! Фура стояла неподвижно, и подавляющая масса распространенных систем с радарами (изредка с камерами или лидарами) отслеживает объекты вокруг автомобиля, то есть те, которые едут параллельно, впереди и сзади. Система автоматического торможения могла сработать, но и ее функционирование зависит от бесчисленного количества факторов — погоды, влажности, видимости, скорости, чистоты сенсоров в конце концов. Судя по фото информагентств, кроссовер Николая был грязный, а значит, радар в нижней части бампера тоже забрызганный.

Водитель обязан знать, что ассистенты вождения должны дополнять его действия, помогать, но не заменять его. Поэтому мы, «обзорщики», и называем все эти комплексы «ассистентами». Непрофильные СМИ пишут «автопилот», что в корне неверно: создается ложное впечатление, что цифровой разум не справился с задачей. А по факту имеем роковой набор обстоятельств. Но кликбейт засчитан, народные массы возмущены, нерадивые производители заклеймены позором.

ДТП произошло в ноябре 2024 года. Первая волна сообщений в СМИ прошла вскоре после того. В сентябре 2025 го о случившемся заговорили снова, однако за полгода из текстов исчезли некоторые факты. Вся трасса М-12 усеяна камерами. Они запечатлели, как перед аварией водитель демонстративно убрал руки с руля. И мне, и десяткам коллег ясно, что вина на 100% лежит на водителе.

Широким же массам в тысячный раз придется объяснять, что на нашем рынке пока не существует комплексов автономного управления автомобилем. То, что в обиходе и в кликбейтных заметках фрилансеров часто называют «автопилотом», на самом деле — лишь ассистенты, поддерживающие курс и дистанцию. Более того, в большинстве таких систем есть своя «страховка от дурака»: блок управления понимает, что водитель не держит руль и несколько раз напоминает вернуть руки на обод и взять управление на себя. Если человек эти сообщения игнорирует, машина может и вибрацию включить, и тормозами прихватить, а самые свежие версии уже обучены съезжать на обочину и полностью останавливаться.

Любители повыпендриваться перед пассажирами или на камеру давно придумали, как обойти сенсоры: между спицами руля вставляют бутылки с водой. Увы, это работает. Сколько аварий произошло из-за подобного идиотизма, посчитать невозможно. Случай с Николаем — очередной мерзкий кликбейт, и представительству конкретного китайского бренда не повезло — в этот раз под раздачу попал их кроссовер, но на этом месте мог быть любой автопроизводитель.

PS Позиция редакции может не совпадать со взглядами автора

Вам понравилась эта статья?




Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

5 3 1 5